Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальный фактор во внешней политике СССР в 1941-1945 гг.



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Национальный фактор во внешней политике СССР в 1941-1945 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Во внешнеполитическом отношении национальная политика советского руководства наиболее ярко проявилась в создании Всеславянского и Еврейского (ЕАК) антифашистских комитетов, цель которых заключалась в мотивации в пользу СССР международного общественного мнения, а также эксплуатацию экономических возможностей славянских и еврейских общин всех стран мира. Деятельность этих комитетов оказалась весьма эффективной. Однако выход руководства ЕАК за рамки предоставленной ему компетенции послужил причиной роста недоверия советского руководства к его деятельности и, в итоге, обусловил его трагический конец в 1948 г.

На оккупированной территории СССР национальная политика Советского Союза противодействовала усилиям гитлеровских оккупантов, которые были направлены на извлечение максимальных экономических и политических дивидендов из «вынужденного сосуществования» с советским населением в военное время. Гитлеровская пропаганда базировалась на лозунге «освобождения народов СССР» и не раскрывала свои планы аннексии территории и геноцида населения СССР. Такая политика в самом начале войны смогла ввести в заблуждение часть населения на оккупированной территории, недовольного советским режимом. Гитлеровцы смогли привлечь на свою сторону немало коллаборационистов. Однако уже вскоре после начала войны гитлеровская политика вызвала отторжение со стороны подавляющей массы населения оккупированных территорий, которая безоговорочно связывала свои надежды с возвращением Красной Армии и восстановлением советской власти. Такому повороту настроений населения оккупированной территории СССР способствовала советская национальная политика, поставленная на национально-патриотическую основу. Усилия ряда деятелей Рейха, которые указывали на эффективность советской национальной политики и предлагали, в качестве ответной меры, перестроить германскую национальную политику, предоставив русскому народу самоуправление под антибольшевистскими лозунгами, не имели успеха из-за противодействия со стороны ортодоксальных нацистов.

Советская национальная политика успешно противодействовала религиозной политике гитлеровцев, которые, с целью искоренения от коммунистической идеологии, допустили возрождение религии на оккупированной территории СССР. Уже во второй период войны гитлеровская религиозная политика стала утрачивать первоначальный эффект, и на оккупированной территории, при поддержке советских органов, произошло усиление влияния Московского Патриархата.

Советская национальная политика способствовала снижению эффективности созданных гитлеровцами вооруженных формирований из представителей народов СССР. Эти формирования показали низкую боеспособность, склонность к дезертирству и переходу на сторону партизан и Красной Армии. С военной точки зрения, роль гитлеровских вооруженных формирований из числа представителей народов СССР была несущественной. Специфическая особенность и, одновременно, слабая сторона коллаборационизма состояла в том, что коллаборационисты напрямую противопоставили себя большинству сограждан, которое не находилось под оккупацией и в своей массе исповедовало другие убеждения.

В мае 1943 г., когда события на фронте для советской стороны вновь повернулись к худшему, а Второй фронт еще не был открыт, руководство ВКП(б) пошло на принятие одного из самых сенсационных за годы войны решений. Был распущен Коминтерн, известный всему миру как «штаб мировой революции».

Сугубо прагматическими соображениями было вызвано решение пленума ЦК ВКП(б) от 27 января 1944 г. «о расширении прав союзных республик в области обороны и внешних сношений». Решение было связано с предстоящей организацией ООН и предложениями НКИД добиваться включения в состав ООН всех 16 советских республик (фактически же это право было реализовано только в отношении УССР и БССР, но министерства иностранных дел просуществовали в союзных республиках до распада СССР). Попытаться сделать это можно было, придав (хотя бы символически) больше прав, самостоятельности, суверенности союзным республикам, которые стали бы такими же субъектами мирового сообщества, какими являлись британские доминионы (Канада, Южно-Африканский союз, Австралия, Новая Зеландия) и колония (Индия). В расчете на это были приняты указы Верховного Совета СССР о преобразовании союзных наркоматов обороны и иностранных дел в союзно-республиканские.

Необходимость предложенных мер мотивировалось результатами политического, экономического и культурного роста союзных республик. Подчеркивалось: «В этом нельзя не видеть нового важного шага в практическом разрешении национального вопроса в многонациональном советском государстве, нельзя не видеть новой победы нашей ленинско-сталинской национальной политики». Конституция СССР была дополнена статьей 18: «Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями». Республики получили конституционное право иметь самостоятельные воинские формирования. Истинные цели просматривались в заявлении Молотова на пленуме ЦК: «Это очевидно будет означать увеличение рычагов советского воздействия в других государствах. Это будет также означать, что участие и удельный вес представительства Советского Союза в международных органах, конференциях, совещаниях, международных организациях усилится».

 


Заключение

 

На основании национальной политики руководства СССР в годы Великой Отечественной войны можно сделать следующие выводы.

В первый, наиболее тяжелый период войны (июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г.), ввиду того, что, во-первых, «классовый подход» не мог быть действенным в мобилизации населения СССР на защиту страны, и, во-вторых, русский народ принял на себя основную тяжесть войны, советское руководство приняло решение использовать в национальной политике, наряду с фактором советского патриотизма и дружбы народов, русский национальный фактор.

Во второй период войны (ноябрь 1942 г. - январь 1944 г.), когда сохранялись как угроза стране, так и преобладающее участие русского народа в усилиях по отражению агрессии, как на фронте, так и в тылу, советское руководство усилило использование русского национального фактора, который стал в этот период ведущим в национальной политике. Курс советской национальной политики в первый и второй периоды войны смог обеспечить морально-политическое состояние народа и армии, необходимое для достижения коренного перелома в войне.

В заключительный период войны (январь 1944 г. - май 1945 г.) советское руководство осознало, что после коренного перелома в войне и «интернационализации» армии использование национальных и патриотических чувств русского народа потеряло актуальность, к тому же многие народы из-за значительных потерь находились под угрозой исчезновения (так, с конца 1943 года представителей горских народов Дагестана прекратили призывать). Мало того, дальнейшая пропаганда идей русского первенства могла спровоцировать всплеск национализма среди народов СССР. Поэтому политика была перестроена на позиционирование Советского государства как «великой державы» всех народов, его населяющих, хотя и «во главе» с русским народом. Национальная политика в заключительный период войны способствовала упрочению морально-политического единства народа и армии и окончательному разгрому гитлеровской Германии и ее европейских союзников. В целом, советская национальная политика в Великой Отечественной войне показала высокую эффективность, проявив маневренность, гибкость и способность к манипулированию национально-патриотическими чувствами.

Как результат национальной политики СССР, в течение всего хода войны советские люди в подавляющем большинстве выражали решимость принять активное участие в борьбе с фашистским агрессором. Несмотря на тяготы и жестокость, война некоторым образом оздоровила моральный климат в стране и породила надежды на лучшее будущее. В то же время, произошло резкое усиление националистических и сепаратистских настроений, антисоветского движения на отдельных территориях СССР. Различные аспекты этого движения и борьбы советских властей с ним оказывают существенное влияние на современную внешнюю и внутреннюю политику всех государств, возникших после распада СССР.


Список использованной литературы

 

1. Бурмистрова Т.Ю. Национальная политика в СССР. 1917-1984 гг. − СПб., 2007 - 400 с.

2. Новикова Л.Г. Советская национальная политика в оценках трех западных историков//Отечественная история, − 2006, − №4, − С. 140-145.

.   Сабанчиев Х-М. А. Правовое положение и социальный статус балкарцев на спецпоселении // Государство и право, − 2005, − №12, − с. 89-96

.   Синицын Л.Ф. Политические настроения депортированных народов СССР 1939-1956 гг. // Вопросы истории, − 2010, − №1, − С. 56-69

.   Трагедия Великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов. - М.: СП Мысль, 2005. - 600с.

.   Трофимов Е.Н. Национальная политика России (законодательный аспект). - М: РАГС, 2007. - 98с.



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Национальный фактор во внешней политике СССР в 1941-1945 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальный фактор во внешней политике СССР в 1941-1945 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)