Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми



2020-03-19 284 Обсуждений (0)
Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми

1.1 Понятие и содержание родительского правоотношения

1.2 Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми

Глава 2. Установление происхождения детей

2.1 Добровольное установление отцовства

2.2 Установление отцовства в судебном порядке

2.3 Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека

Глава 3. Права и обязанности родителей и детей

3.1 Права несовершеннолетних детей

3.2 Права и обязанности родителей

3.3 Санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность работы.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что семья находится под защитой государства и укрепление семьи - одно из важных направлений социальной программы развития нашего общества. Государство на современном этапе проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Особое место в системе семейного права занимают правоотношения родителей и детей. Эти отношения регулируются Семейным кодексом РФ, который вступил в силу с 1 марта 1996 г.

Взаимоотношения детей и родителей охватывают целый ряд вопросов: это и проблемы установления происхождения детей, и права несовершеннолетних детей, и права и обязанности родителей по отношению к своим детям.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием ныне действующего Семейного кодекса. До этого времени (времени принятия СК РФ) дети же при этом часто в силу своей недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути правового совершенствования взаимоотношений родителей и детей.

Особый приоритет в законодательстве имеет семейное воспитание детей, забота об их развитии и благосостоянии, обеспечение защиты их прав и интересов. В Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В законе общее понятие "родительские права и обязанности" объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Большинство этих прав и обязанностей связывает родителей и ребенка. Связь родителей и ребенка носит двухсторонний характер, ведь правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей, и здесь права родителей и права детей не всегда корреспондируют друг другу. Понятие прав детей шире по объему, чем родительские права и в основном носят абсолютный характер, им уделяется наибольшая доля внимания. Как подтверждение этому законодатель в Семейном кодексе подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

Объектом исследования являются семейно-правовые отношения, связанные с возникновением и осуществлением правоотношений между родителями и детьми.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие правоотношения между родителями и детьми.

Цель работы - охарактеризовать сущность и особенности правоотношений родителей и детей.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач:

1) изучить понятие и содержание родительского правоотношения;

) рассмотреть основания возникновения правоотношений между родителями и детьми;

) проанализировать добровольное установление отцовства;

) рассмотреть установление отцовства в судебном порядке;

правоотношение родитель отцовство санкция

5) охарактеризовать установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека;

) проанализировать права несовершеннолетних детей;

) рассмотреть права и обязанности родителей;

) охарактеризовать санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей.

Методология и методика исследования. Инструментом в получении фактического материала послужили традиционные методы материалистической диалектики: исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, а также наблюдение, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование и обобщение.

Теоретической базой исследования являются труды по гражданскому, семейному праву, иных областей научного знания, в которых рассматривались вопросы правоотношений родителей и детей.

Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, законодательство по семейному праву, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, ведомственные подзаконные нормативные акты.

Эмпирической базой исследования являются материалы выборочно изученных гражданских дел по рассматриваемой теме.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми

1.1 Понятие и содержание родительского правоотношения

 

Родительское правоотношение - это урегулированная нормами семейного законодательства совокупность личных и имущественных отношений между родителем и его ребенком.

Как самостоятельная разновидность семейного правоотношения родительское правоотношение характеризуется спецификой своего элементного состава, а также особенностями его возникновения, развития и прекращения. Это правоотношение имеет отдельные элементы, делающие его похожим на некоторые другие семейные правоотношения (например, наличие прав и обязанностей по материальному содержанию; прав и обязанностей по воспитанию - с опекунскими и т.д.).

Близость его с некоторыми другими семейными правоотношениями составляет впечатление возможности его существования лишь как органической части этого правоотношения (например, супружеского). Однако родительское правоотношение - самостоятельная разновидность семейных правоотношений. Его название не вполне отражает разнообразие его содержания. Оно оттеняет в нем главное - именно родительские права и обязанности взрослых по отношению к детям, хотя в состав его содержания входят также права и обязанности детей по отношению к родителям.

К субъектам родительского правоотношения относятся родители и дети.

Ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Ребенок, родившийся от не состоящих в браке родителей, имеет такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Родитель - женщина или мужчина, материнство или отцовство которой (ого) в отношении ребенка удостоверено в установленном законом порядке. В качестве родителя может выступать несовершеннолетний гражданин, поэтому Семейный кодекс РФ особо регулирует их участие в родительских правоотношениях. Согласно п.2 ст.62 СК РФ по достижении 16 лет они могут самостоятельно осуществлять родительские права по отношению к своему ребенку. Несовершеннолетний родитель независимо от возраста имеет право признавать и оспаривать свое отцовство (материнство) в административном и судебном порядке, а с 14 лет имеет право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Таким образом, родителями являются лица, от которых происходит данный ребенок. Биологическое происхождение связывает между собою родителей и детей не только актом родства, но и совокупностью прав и обязанностей. Сами по себе эти права и обязанности разрабатываются обществом, государством. Они не являются "естественной" принадлежностью участников родительских правоотношений. С актом рождения связывается лишь возникновение этих прав у данных конкретных лиц.

Особенностями родительских отношений являются:

-  срочный характер данных отношений: они существуют с момента рождения ребенка и до достижения им возраста 18 лет или приобретения полной дееспособности ранее этого возраста;

-  односторонний характер отношений: у ребенка есть только права, но нет обязанностей, а у родителей по отношению к ребенку есть только обязанности;

-  юридическое равенство родителей при осуществлении родительских прав независимо от возраста, пола, места жительства, факта совместного проживания с ребенком и других обстоятельств;

-  осуществление родительских прав только в интересах ребенка;

-  особые меры защиты и ответственности за невыполнения родительских обязанностей, которые носят, как правило, личный неимущественный характер. Родители несут ответственность, предусмотренную уголовным, административным и семейным законодательством.

Правоотношения между родителями и их детьми, которые не достигли совершеннолетия, в полном объеме регламентируются семейным законодательством, за исключением случаев признания несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения возраста восемнадцати лет. В данных правоотношениях субъекты должны именоваться как родители и ребенок (дети), то есть без упоминания признака несовершеннолетия. Отношения между родителями и их детьми, которые являются совершеннолетними, регулируются лишь в случаях, прямо предусмотренных СК РФ. Алиментные правоотношения могут возникать с участием как трудоспособных, так и нетрудоспособных совершеннолетних детей.

И.П. Бахтиаров считает, что субъекты данных правоотношений должны именоваться следующим образом: родители; трудоспособные совершеннолетние дети; нетрудоспособные совершеннолетние дети.

Среди них определяющими являются личные правовые отношения между родителями и детьми. Содержание родительского правоотношения образуют права и обязанности родителя и его ребенка в отношении друг друга. Родительское правоотношение включает различные по характеру права и обязанности.

Родительское правоотношение складывается между каждым из родителей с каждым из их детей. Представление о родительском правоотношении как таком правоотношении, в котором на любой из сторон может быть множественность лиц - оба родителя или все дети, приводит к ситуации, когда невозможно объяснить, почему права и обязанности, связывающие родителя с одним ребенком, существенно отличаются от прав и обязанностей применительно к другому ребенку, а с третьим ребенком родительское правоотношение юридически считается прекратившим свое существование.

Конечно, интересы всех членов семьи взаимосвязаны. Вопросы жизни семьи должны решаться с учетом мнения всех детей и обоих родителей. Но объем прав и корреспондирующих им обязанностей может быть с большей достоверностью установлен при расщеплении родительского правоотношения на такие, которые складываются между одним из родителей и каждым из его детей.

Характерным признаком родительского правоотношения является то, что оно, во-первых, имеет срочный характер и прекращается по достижении детьми совершеннолетия, а также с приобретением детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Во-вторых, при осуществлении родительских прав обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В-третьих, родительские права на равных началах предоставляются матери и отцу. Наконец, родительские права имеют весомое социальное значение, так как в них сочетаются личные и общественные интересы.

Наделяя родителей правами в отношении детей, государство в то же время возлагает на них обязанности, в том числе обязанность не осуществлять родительские права в противоречии с интересами детей. В этом смысле принято говорить, что права родителей являются в то же время и их обязанностью.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (ст.65 СК).



2020-03-19 284 Обсуждений (0)
Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)