Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов.



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов. 0.00 из 5.00 0 оценок




65 Понятие, задачи и система органов юстиции РФ. Основные функции. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции на основе регламентирующих правовых актов. Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный). Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ. В соответствии с п.3 Положения на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции): а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:нормотворческая деятельность; представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации; разработка и реализация программ правовой информатизации. б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц: государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц; организация деятельности судебно-экспертных учреждений; организация деятельности государственных нотариальных контор;

организация деятельности коллегий адвокатов; государственная регистрация актов гражданского состояния;

функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; международно-правовая деятельность. в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности:

реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов: организация деятельности службы судебных приставов; обеспечение деятельности военных судов. д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний: обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;

осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. е) Обеспечивающие функции: организационно-финансовая деятельность; реализация кадровой политики; рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.

 

 

36. Субъекты оперативно-розыскной деятельности, их функции и компетенция.

Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.

Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (или) проведение оперативно-розыскных мероприятий либо участие в них, а равно изучаемые и защищаемые лица.

Субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) оперативно-розыскные органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РБ.

В целях обеспечения безопасности ряда субъектов оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев:

1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:

1. непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1 ст. 7 Закона об ОРД);

2. изучаемые лица;

3. лица, подлежащие оперативно-розыскной защите;

4. лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент РБ и Правительство РБ, уполномоченные прокуроры).

2. По отношению к государству различают две основных группы:

1. являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);

2. не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)

3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:

1. на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);

2. юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).

В перечне субъектов как участников ОРД, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ, добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.

Субъекты – физические лица в ОРД дифференцируются на следующие категории:

а) сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В свою очередь они разделяются:

1. во-первых, на должностных лиц, действующих открыто (гласно) от имени соответствующей оперативной службы оперативно-розыскного ведомства;

2. во-вторых, негласных (секретных) штатных работников, чья принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, в интересах необходимой конспирации скрывается. Каждая из этих категорий обладает полномочиями, адекватными тем задачам, к разрешению которых они привлекаются. Кроме того, с учетом иерархического построения административно-управленческой структуры оперативных подразделений, их сотрудники могут выступать в качестве непосредственных исполнителей – рядовых оперативных работников и должностных лиц, направляющих деятельность последних и возглавляющих как отдельные оперативные аппараты, так и оперативно-розыскное ведомство в целом;

б) отдельные лица, привлеченные с их согласия к подготовке и проведению ОРД и конспиративно сотрудничающие с оперативным подразделением;

в) отдельные лица, гласно, открыто содействующие деятельности оперативного подразделения.

Все вышеперечисленные субъекты – физические лица ОРД отличаются определенной спецификой, все они вовлечены в сферу оперативно-розыскной деятельности и выполняют предусмотренные законом функции. Поэтому названные физические лица должны соответствовать определенным требованиям, являющимся условиями их участия в ОРД. В их числе надежность, наличие определенных личностных свойств и возможностей обеспечивать осуществление ОРД.

 

 

37. Органы дознания, их функции и компетенция.

Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –

· обеспечение личной безопасности граждан;

· предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

· раскрытие преступлений;

· охрана общественного порядка.

Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.

С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:

· выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;

· осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;

· проведение дознания под надзором прокурора;

· возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.

Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:

· выявление,

· предупреждение,

· пресечение,

· раскрытие преступлений;

· выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление;

· розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:

· быстрое и полное раскрытие преступлений;

· изобличение виновных;

· обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.

Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Сами не осуществляют дознание –

· командиры воинских частей и подразделений,

· начальники воинских учреждений,

· начальники исправительных учреждений,

· начальники следственных изоляторов.

Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.

 

38. Органы предварительного следствия, их функции и компетенция.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.

Задачамиорганов предварительного следствияявляются:

· быстрое и полное раскрытие преступлений;

· изобличение виновных;

· обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь– это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой имфункцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочияследователя включают в себя:

· возбуждать уголовное дело в порядке установленном УПК РФ;

· право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий;

· производство всех следственных действий,

предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.;

Желание держать в тайне самые

невинные поступки – первый шаг к пороку

Ж.-Ж. Руссо

· применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле;

· принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого;

· принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения;

· принятие решения об окончании предварительного следствия;

· право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.;

· право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий;

· привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен с согласия прокурора получить разрешение суда. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как –

нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений;

- кражи;

- грабежи;

- разбои;

- мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних делсостоит из:

· Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

· следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

· следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Дела о таких преступлениях, как –

· убийства,

· изнасилования,

· получение взятки,

· а также все дела о преступлениях, совершенных –

судьями,

прокурорами,

следователями,

должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы

расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных –

военнослужащими Вооруженных Сил РФ;

другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим;

сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратурывходят:

· Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

· следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

· следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру:

· Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

· следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности;

· следственные управления (отделы) органов безопасности в –

- Вооруженных Силах РФ,

- пограничных войсках,

- внутренних войсках.

 

 

39. Нотариат в РФ. Основные задачи нотариата.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

В состав нотариата входят:

– государственные нотариальные конторы;

– частнопрактикующие нотариусы;

– должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

Основные задачи нотариата:

– охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

– охрана всех форм собственности;

– предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.

Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.

Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе.

Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.

 

 

40. Адвокатура в РФ, организация её деятельности.

Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката.

В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката в порядке, им установленном. Главная задача адвокатуры - это обеспечение права физических и юридических лиц на получение

квалифицированной юридической помощи и представление законных интересов в государственных, общественных и иных органах и организациях.

Основная задача адвокатуры — это оказание юридической помощи, которая конкретизируется в видах этой помощи.

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, создан­ная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственно­го принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и ре­шения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокату­ры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Консти­туции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифициро­ванной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адво­катов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Ныне действующее Положение об адвокатуре РСФСР 1964 г. в значительной мере устарело, поэтому в настоящее время разрабатывается Закон об адвокату­ре. При оказании конкретной юридической помощи адвокаты руководствуют­ся уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным отрасле­вым законодательством.

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражда­нам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Поло­жении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частно­сти, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является со­действие осуществлению правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юридические знания с целью добиться ре­шения суда в его пользу. Адвокат не будет обжаловать необоснованный при­говор, если он устраивает его клиента.

Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица ис­полнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите ин­тересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не ут­верждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Министерства юстиции РФ и его ор­ганов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими ре­комендациями.

В настоящее время основным организационным объединением лиц, за­нимающихся адвокатской деятельностью, является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеющим свою печать и бланк, счет в банке. Образование коллегии осуществляется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деятельности коллегии опреде­ляются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Минис­терстве юстиции РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ре­визионная комиссия.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушива­ет отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.

Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, изби­раемым на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организу­ет юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит про­верки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принима­ет в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дис­циплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и обще­ственных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом иливсеобщим собранием членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на три года. На своем заседании она избирает председателя и его заместите­ля. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной де­ятельности президиума коллегии и юридических консультаций.

Организационными частями коллегии адвокатов являются юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы. Все они являются юридическими лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для не­посредственной юридической помощи в городах, других населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, со­гласованное с органом юстиции субъекта Российской Федерации. Каждая юридическая консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и свою бух­галтерию. Юридической консультацией руководит заведующий, назначае­мый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует рабо­ту юридической консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опы­та и специализации.

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время су­ществуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный со­юз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов,их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство инте­ресов адвокатуры в государственных органах.

При всем многообразии деятельности адвокатуры по оказанию юридиче­ской помощи в ней можно выделитьосновные направления:

- консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

- представительство в судах по гражданским делам, по делам об административных правонарушениях;

- участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника подозре­ваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражданского ист­ца, гражданского ответчика.

Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии.

Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Министерство юстиции РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность коллегии противоречит закону и уставу, то Министерство юстиции РФ вправе лиш



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)