Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов.
65 Понятие, задачи и система органов юстиции РФ. Основные функции. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции на основе регламентирующих правовых актов. Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный). Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ. В соответствии с п.3 Положения на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции): а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:нормотворческая деятельность; представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации; разработка и реализация программ правовой информатизации. б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц: государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц; организация деятельности судебно-экспертных учреждений; организация деятельности государственных нотариальных контор; организация деятельности коллегий адвокатов; государственная регистрация актов гражданского состояния; функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; международно-правовая деятельность. в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности: реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов: организация деятельности службы судебных приставов; обеспечение деятельности военных судов. д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний: обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование; осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. е) Обеспечивающие функции: организационно-финансовая деятельность; реализация кадровой политики; рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.
36. Субъекты оперативно-розыскной деятельности, их функции и компетенция. Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения. Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (или) проведение оперативно-розыскных мероприятий либо участие в них, а равно изучаемые и защищаемые лица. Субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) оперативно-розыскные органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РБ. В целях обеспечения безопасности ряда субъектов оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев: 1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы: 1. непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1 ст. 7 Закона об ОРД); 2. изучаемые лица; 3. лица, подлежащие оперативно-розыскной защите; 4. лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент РБ и Правительство РБ, уполномоченные прокуроры). 2. По отношению к государству различают две основных группы: 1. являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности); 2. не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера) 3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на: 1. на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.); 2. юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган). В перечне субъектов как участников ОРД, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ, добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной среды. Субъекты – физические лица в ОРД дифференцируются на следующие категории: а) сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В свою очередь они разделяются: 1. во-первых, на должностных лиц, действующих открыто (гласно) от имени соответствующей оперативной службы оперативно-розыскного ведомства; 2. во-вторых, негласных (секретных) штатных работников, чья принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, в интересах необходимой конспирации скрывается. Каждая из этих категорий обладает полномочиями, адекватными тем задачам, к разрешению которых они привлекаются. Кроме того, с учетом иерархического построения административно-управленческой структуры оперативных подразделений, их сотрудники могут выступать в качестве непосредственных исполнителей – рядовых оперативных работников и должностных лиц, направляющих деятельность последних и возглавляющих как отдельные оперативные аппараты, так и оперативно-розыскное ведомство в целом; б) отдельные лица, привлеченные с их согласия к подготовке и проведению ОРД и конспиративно сотрудничающие с оперативным подразделением; в) отдельные лица, гласно, открыто содействующие деятельности оперативного подразделения. Все вышеперечисленные субъекты – физические лица ОРД отличаются определенной спецификой, все они вовлечены в сферу оперативно-розыскной деятельности и выполняют предусмотренные законом функции. Поэтому названные физические лица должны соответствовать определенным требованиям, являющимся условиями их участия в ОРД. В их числе надежность, наличие определенных личностных свойств и возможностей обеспечивать осуществление ОРД.
37. Органы дознания, их функции и компетенция. Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются – · обеспечение личной безопасности граждан; · предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; · раскрытие преступлений; · охрана общественного порядка. Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами. С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является: · выполнение одних и тех же задач при производстве дознания; · осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом; · проведение дознания под надзором прокурора; · возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов. Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности: · выявление, · предупреждение, · пресечение, · раскрытие преступлений; · выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление; · розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; · добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ. Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются: · быстрое и полное раскрытие преступлений; · изобличение виновных; · обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия. Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия. По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание. Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Сами не осуществляют дознание – · командиры воинских частей и подразделений, · начальники воинских учреждений, · начальники исправительных учреждений, · начальники следственных изоляторов. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу. В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.
38. Органы предварительного следствия, их функции и компетенция. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия. Задачамиорганов предварительного следствияявляются: · быстрое и полное раскрытие преступлений; · изобличение виновных; · обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Следователь– это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой имфункцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом. Полномочияследователя включают в себя: · возбуждать уголовное дело в порядке установленном УПК РФ; · право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; · производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; Желание держать в тайне самые невинные поступки – первый шаг к пороку Ж.-Ж. Руссо · применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле; · принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; · принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения; · принятие решения об окончании предварительного следствия; · право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.; · право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий; · привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично. Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен с согласия прокурора получить разрешение суда. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю. Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве. Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению. Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как – нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений; - кражи; - грабежи; - разбои; - мошенничества и др. Следственный аппарат органов внутренних делсостоит из: · Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности; · следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории; · следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел. Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов. Дела о таких преступлениях, как – · убийства, · изнасилования, · получение взятки, · а также все дела о преступлениях, совершенных – судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных – военнослужащими Вооруженных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим; сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки. В следственный аппарат прокуратурывходят: · Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности; · следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории; · следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах. Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру: · Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ; · следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности; · следственные управления (отделы) органов безопасности в – - Вооруженных Силах РФ, - пограничных войсках, - внутренних войсках.
39. Нотариат в РФ. Основные задачи нотариата. Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ. В состав нотариата входят: – государственные нотариальные конторы; – частнопрактикующие нотариусы; – должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства. Основные задачи нотариата: – охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений; – охрана всех форм собственности; – предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д. Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав. Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата. Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе. Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.
40. Адвокатура в РФ, организация её деятельности. Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката в порядке, им установленном. Главная задача адвокатуры - это обеспечение права физических и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи и представление законных интересов в государственных, общественных и иных органах и организациях. Основная задача адвокатуры — это оказание юридической помощи, которая конкретизируется в видах этой помощи. Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Ныне действующее Положение об адвокатуре РСФСР 1964 г. в значительной мере устарело, поэтому в настоящее время разрабатывается Закон об адвокатуре. При оказании конкретной юридической помощи адвокаты руководствуются уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным отраслевым законодательством. Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Положении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частности, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является содействие осуществлению правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юридические знания с целью добиться решения суда в его пользу. Адвокат не будет обжаловать необоснованный приговор, если он устраивает его клиента. Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Министерства юстиции РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими рекомендациями. В настоящее время основным организационным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеющим свою печать и бланк, счет в банке. Образование коллегии осуществляется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деятельности коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия. Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии. Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом иливсеобщим собранием членов коллегии адвокатов. Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на три года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций. Организационными частями коллегии адвокатов являются юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы. Все они являются юридическими лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юридической помощи в городах, других населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованное с органом юстиции субъекта Российской Федерации. Каждая юридическая консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и свою бухгалтерию. Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юридической консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации. Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время существуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов,их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в государственных органах. При всем многообразии деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи в ней можно выделитьосновные направления: - консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юридическим вопросам; - составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; - представительство в судах по гражданским делам, по делам об административных правонарушениях; - участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии. Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Министерство юстиции РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность коллегии противоречит закону и уставу, то Министерство юстиции РФ вправе лиш
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |