Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях без изоляции от общества



2020-03-19 174 Обсуждений (0)
Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях без изоляции от общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь значительно увеличивает количество наказаний, не связанных с лишением свободы. К наказаниям без изоляции от общества относятся:

Штраф - денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством и действующих на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период на момент совершения им преступления. В Уголовно-исполнительном кодексе РБ штрафу посвящены ст. 29-30.

Закон устанавливает размер штрафа от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом не только тяжести содеянного, но и имущественного положения осужденного, а также в соответствии с ч. 3 ст. 52 УК РК - и условий жизни его семьи. Здесь следует отметить, что штраф - это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания. В случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется общественными работами.

В перечне видов наказаний за штрафом в качестве более строгого следует лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью - это наказание, назначаемое в соответствии со ст. 51 УК РК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и применяется данный вид наказания не часто. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Срок лишения права занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью, назначаемое в качестве основного или дополнительного вида наказания к штрафу, общественным работам, а также при условном осуждении, если в этом случае исполнение дополнительного наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы или содержанию в дисциплинарной воинской части оно распространяется на все время отбывания этих основных видов наказания, при этом, его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 51 УК РБ). Данный вид наказания может применяться к лицам, находящимся на государственной службе, в органах местного самоуправления либо занимающимся определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещения управлять транспортными средствами).

Привлечение к общественным работам (ст. 49 УК РБ) состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными, исполнительными органами или органами местного самоуправления. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Особенностью данного вида наказание является то, что оно отбывается осужденным в свободное от работы учебы время и в выходные дни. Осужденный выполняет определенный для него вид работ на безвозмездной основе, однако для приятия-работодателя эти работы не являются бесплатными. Администрация организаций, использующих труд осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. Кроме того, на нее возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В условиях рыночной экономики местные органы исполнительной власти имеют очень мало возможностей, чтобы обязать предприятия принимать на работу данную категорию осужденных, а у тех в свою очередь, нет стимулов к этому. Видимо, именно этим объясняется, что привлечение к общественным работам не нашло в правоприменительной практике широкого распространения. По итогам 2005 г. назначение этого вида наказания составило всего 3,7%, это притом, что наказание в виде привлечения к общественным работам предусмотрено санкциями 67 составов преступлений Особенной части Уголовного Кодекса.

Следующим видом наказания, на котором следует остановиться поподробнее, являются исправительные работы (ст. 52 УК РБ). Исправительные работы состоят в том, что из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Этот вид наказания устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, и отбывается по месту работы осужденного. Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию, без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. На него возлагаются обязанности два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в десятидневный срок, ежегодный отпуск, а также дополнительные отпуска на десять и более дней предоставляются администрацией организации, где работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Ранее данный вид наказания имел иное содержание. Исправительные работы назначались не только по основному месту работы, но и в иных местах, по назначению органов, ведающих исполнением исправительных работ. Для этого решением органов исполнительной власти в каждом районе определялись базовые предприятия для трудоустройства данной категории осужденных.

Конфискация имущества (ст. 61 УК РБ) применяется в соответствии с прямым указыванием закона только за тяжкие или особо тяжкие преступления из корыстных побуждений, и только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части УК РБ.

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества являющегося собственностью осужденного. В уголовно-исполнительном законодательстве дан перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Конфискация имущества, являющаяся дополнительной мерой наказания может быть полной или частичной. Органом, приводящим в исполнение конфискацию имущества, является суд. Исполнение данного наказания производится судебными исполнителями. Обращение приговора о конфискации имущества к исполнению производится судом, который по вступлении приговора в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещают соответствующий финансовый орган. Если опись имущества не производилась, то судебному исполнителю направляются справки о том, что опись имущества не производилась. Конфискации подлежит имущество, являющееся личной собственностью осужденного, в том числе его доля в общей собственности. Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Заинтересованное лицо имеет право предъявить в суд заявление об исключении имущества из описи.

По получении исполнительного листа судебный исполнитель немедленно проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись.

Если опись имущества не производилась, судебный исполнитель принимает меры к выявлению имущества осужденного, подлежащего конфискации, и при его обнаружении составляет опись этого имущества.

Судебный исполнитель принимает меры к сохранению имущества подвергнутого описи. Доля осужденного в общей собственности определяется судом по представлению судебного исполнителя, в порядке гражданского судопроизводства. Конфискованное имущество передается финансовым органам. Передача имущества производится после удовлетворения в соответствии с законодательством всех предъявляемых к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах актива. За сокрытие или присвоение конфискованного имущества виновные в соответствии с законом привлекаются ответственности. Предусмотрена уголовная ответственность за растрату или сокрытие имущества, подверженного описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено. После передачи конфискованного имущества финансовым органам исполнительный лист с отметкой об исполнении приговора о конфискации имущества возвращается суду, постановившему приговор. Финансовые органы сообщают суду, постановившему приговор, сведения, подтверждающие исполнение приговора в части конфискации имущества.

К разделу наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества относится также ограничение свободы (ст. 55 УК РК), а применительно к военнослужащим - ограничение по военной службе.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Этот вид наказания применяется к лицам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, трудоспособным и только в качестве основного наказания. Предназначено ограничение свободы для наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности. Оно назначается сроком от одного года до пяти лет. В случае замены общественных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях открытого типа находящихся, как правило, в пределах области, по месту постоянного проживания или осуждения. В настоящее время из-за отсутствия таких центров этот вид наказания отбывается по месту жительства. Закон предусматривает недопустимость назначать рассматриваемую меру некоторым категориям осужденных, выделенных по возрасту, трудоспособности, состоянию здоровья, семейному положению и т.д. Вместе с тем, при назначении этой меры она может быть заменена в случае злостного уклонения от отбывания наказания более строгой. Вопрос о применении видов наказаний в виде ограничения свободы, ареста и общественных работ постоянно прорабатывается. Ситуация здесь неоднозначная. Военные суды интенсивно применяют арест в отношении военнослужащих. Для создания необходимого количества арестных домов требуются огромные затраты ресурсов. То же самое требуется и для общественных работ. Также необходимо увеличение численности персонала уголовно-исполнительных инспекций. В условиях безработицы организовать привлечение больших масс осужденных к ограничению свободы представляется проблематичным. В качестве варианта решения проблемы альтернативных решению свободы наказаний возможен перевод института колоний-поселений, в такой вид наказаний как ограничение свободы, который возможно осуществить без особых затрат.

Общественные работы и арест как вид наказания ввести поэтапно, одновременно рассматривания вопрос о слиянии таких видов наказаний, как общественные работы и исправительные работы.

В настоящее время в основном используются такие виды наказания, как лишение свободы и условное осуждение (особенно в отношении несовершеннолетних), а наказания, как исправительные работы и штраф из-за безработицы и обнищания большой массы населения слабо используются.

В этой связи огромное значение приобретает изучение опыта коллег из других стран. Таким образом, исполнение наказаний без изоляции от общества, имеет свои проблемы. В частности, такие наказания, как штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы остаются неисполненными по разным причинам: нестабильности экономического положения в государстве, текучести кадров и просто их недостаточностью, отсутствия заинтересованности в подобной работе и др. Ненадлежащее исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, приводит к тому, что такие лица не только не чувствуют ухудшение своего положения после осуждения, оставаясь на прежних местах, но и в ряде случаев продвигаются по службе либо, лишившись мест в государственных структурах, создают собственные предприятия, становятся хозяйствующими субъектами и зачастую совершают преступления в сфере экономики, пользуясь своей безнаказанностью.

В этой связи назрела необходимость в совершенствовании системы банка данных о лицах, которым назначено наказание без изоляции от общества с тем, чтобы судимость в течение ее срока являлась препятствием выдачи лицензий на право занятия тем или иным видом деятельности.

В современный период штраф как мера уголовного наказания не воспринимается ни самим осужденным, так как в большинстве случаев назначается лицам, способным заплатить штраф и воспринимающим данную меру наказания как обычную гражданско-правовую санкцию; ни обществом, оценивающим его как откуп. Кроме того, часто со времени назначения штрафа до его реального исполнения проходят сроки, которые в силу инфляции и по другим причинам делают данное наказание несоразмерным с преступлением, за которое оно назначено. В отдельных ситуациях виновному нечем уплатить штраф по причине утраты им источника дохода. Однако первые два вида наказания не должны назначаться до создания условий для их исполнения, а последний не может быть исполнен в силу утраты виновным места работы, т.е. по той же причине, по которой он не мог выплатить штраф. Подобная ситуация нуждается в пересмотре на законодательном уровне. Исполнение штрафа в развитых зарубежных странах более эффективно в связи со сложившейся там многолетней практикой применения данного вида наказания, его ощутимостью для материального положения виновного, прочностью института собственности, устоявшейся рыночной экономикой и пр. Представляется, что в Казахстане на данном этапе их развития штраф должен быть только дополнительным видом наказания и назначаться ограниченному кругу лиц. Обеспечение должного исполнения всех видов наказаний, установленных УК РБ, возможно в условиях относительной экономической и политической стабильности государства. Таким образом, современное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нацеливает суды на преимущественное применение менее строгих наказаний.

 

 


Заключение

 

Наказания без лишения свободы представляют собой совокупность мер уголовно-правового воздействия, занимающих видное место в законодательстве и в правоприменительной практике Республики Беларусь и других стран СНГ. Данные наказания представляются весьма перспективными, способствующими предупреждению отдельных категорий преступлений с наименьшими для общества потерями. Это выражается в их меньшей обременительности для государственного бюджета по сравнению с наказанием в виде лишения свободы. Наряду с этим, альтернативные санкции свидетельствуют о гуманизме уголовного права, избавляя значительный контингент преступников от нахождения в пенитенциарных учреждениях. Это свою очередь, позволяет осужденным сохранить имеющиеся социально-полезные связи и снижает вероятность рецидива преступлений. Совершенствование наказаний без лишения свободы одобряется международным стандартами, установленными в отношении уголовной юстиции.

Среди наказаний без изоляции осужденных от общества в уголовном законодательстве РБ представлены как традиционные, так и новые разновидности санкций. К первым относятся штраф, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества. Ко вторым примыкают общественные работы, ограничение по военной службе, ограничения свободы. Необходимо отметить, что по сравнению с уголовным законодательством советского периода, в нормативную модель сохранившихся видов наказаний и режим их исполнения были внесены существенные изменения. Данные наказания, преследуют цели общего и специального предупреждения, исправления преступников, восстановления социальной справедливости. Отсутствует цель «перевоспитания преступников», так как она служила своеобразной «данью» представлениям о всемогуществе уголовного права в деле борьбы с преступностью. Изменился порядок исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, штраф должен взыскиваться в соотношении к минимальной заработной плате, а конкретный размер его в санкции являющейся относительно определенной, не установлен. Действующее законодательство не предусматривает два вида исправительных работ, сохранив лишь исправительные работы по месту основной трудовой деятельности осужденного. Представляется, что изменения в правовом режиме применения наказаний без лишения свободы обусловлены радикальными переменами социально-экономического, политического, правового характера на пост советском пространстве. В то же время вызывает сожаление, что новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Беларусь практически не содержит юридических основ для привлечения общественности к контролю и воспитательному воздействию на осужденных. Привлечение субъектов гражданского общества к данной работе, несомненно, могло бы способствовать достижению большей эффективности наказаний, исполняющихся без направления преступников в пенитенциарные учреждения.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что ряд наказаний без лишения свободы осуществляется под контролем уголовно-исполнительных инспекций. В связи с этим следует отметить, что без решения таких проблем, как увеличение штатной численности персонала уголовно-исполнительных инспекций, привлечения в его состав добровольных помощников, надлежащее организационное и материально-техническое обеспечение, трудно ожидать ощутимых успехов в предупреждении соответствующих категорий преступлений.

Подводя итог изложенному, возможно предположить, что пристальное внимание законодательной и правоприменительной практики к наказаниям без лишения свободы и использование лучших традиций отечественного и зарубежного опыта уголовной юстиции, будет содействовать преодолению многих коллизий в борьбе с преступностью.



2020-03-19 174 Обсуждений (0)
Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях без изоляции от общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях без изоляции от общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)