Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации



2020-03-19 229 Обсуждений (0)
Глава I . Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность темы работы следует из того, что профсоюзы, являются одной из составных частей политической системы, которые для решения задач, стоявших перед системой в целом и перед профсоюзами в частности, использовали свои специфические функции, отличные от функций других организаций.

Основные функции профсоюзов, в том числе и их защитная функция, осуществляются всеми органами профсоюзов в строгом соответствии с действующим законодательством. Вся деятельность профсоюзных органов - это осуществление основных функций профсоюзов. Но это осуществление возможно как в правовых, так и не правовых формах.

В Трудовом кодексе РФ закреплены полномочия профсоюзов в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Но, к сожалению, как показывает практика, данные функции на практике профсоюзами зачастую не выполняются.

Все направления деятельности профсоюзов являются составными частями основных функций профсоюзов и поэтому невозможно каждое направление деятельности считать основной функцией, так как таковыми являются лишь главные направления.

Целью работы является рассмотрение современного правового положения профсоюзов

Задачами данной работы являются подробное рассмотрение:

) вопросов статуса профсоюзов и истории их становления как субъектов трудового права;

) положения профсоюзов как субъектов трудового права;

) правовых полномочий профсоюзов в сфере защиты законных прав и интересов трудящихся.


Глава I . Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации 1993г. относит право на объединение к основным права и свободам человека и гражданина, которым посвящена ее вторая глава. Так, в статье 30 Конституции Российской Федерации устанавливается право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Уже сама конструкция этой нормы позволяет сделать ряд весьма содержательных умозаключений, играющих важную роль в раскрытии темы диссертационного исследования. Таким образом, среди всех видов общественных объединений особо выделены именно профессиональные союзы. Трудовой кодекс Российской Федерации в развитие Конституции Российской Федерации закрепил правозащитный характер профсоюзов в сфере труда. Деятельность профсоюзных союзов регулируются еще и специальным Федеральным законом от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Кроме того, юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом. Это: Устав ООН, Хартия прав человека, включая в себя Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1956 года, Конвенция №87 (а также Конвенции №98, 135, 144 МОТ) и декларации МОТ, Европейского Союза, Совета Европы и т.д.

Анализ конституционной основы деятельности профсоюзов позволяет сделать вывод о том, что конституционная норма, закрепляющая право на объединение в профессиональные союзы, является стержнем формирования совокупности правовых норм регулирования многочисленных общественных отношений с участием профсоюзов, отражает их социальную роль и значение как правозащитных организаций, служит правовой основой формирования профсоюзов в качестве важнейшего элемента гражданского общества. С целью повышения эффективности деятельности профсоюзов по защите прав и интересов работников необходимо внести изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации в части закрепления за ними права законодательной инициативы.

Российская Федерация есть правовое демократическое государство, характерной чертой которого является активное участие граждан в политической жизни страны, наличие форм прямой и представительной демократии, широкой системы прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Ст.30 Конституции Российской Федерации предоставляет в частности каждому человеку право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Упоминание о профсоюзах в Конституции Российской Федерации страны не случайно. Оно свидетельствует об их особом статусе как самой массовой общественной организации, действующей в Российской Федерации и объединяющей в своих рядах более 30 млн. человек.

Правовые основы деятельности профсоюзов определены специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г № 10-ФЗ. В ст. 2 указанного Закона отмечено, что профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Защитная функция профсоюзов нашла свое юридическое закрепление в гл.58 и других нормах Трудового кодекса РФ.

Между тем, с принятием Конституции Российской Федерации (1993г.), а еще больше с принятием Трудового кодекса Российской Федерации место и роль профсоюзов жизни российского общества и государства существенно изменились.

Так, в ст.7 прежней Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. указывалось, что профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Действующая Конституция Российской Федерации говорит о месте и роли общественных объединений весьма скромно. В ч. 4 ст. 13 Конституции указано лишь, что общественные объединения равны перед законом. А в ст. 30 предоставляет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Федеральный закон «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» формально продолжает действовать, однако механизмы реализации предусмотренных в нем полномочий отсутствуют, а с принятием ТК РФ (30 декабря 2001г.; в ред. 30 июня 2006 г.) многие из них не могут быть реализованы, поскольку не предусмотрены Кодексом, либо им значительно скорректированы.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы и органы государственной власти, органы местного самоуправления взаимодействуют между собой на принципах социального партнёрства.

В соответствии со статьёй 23 ТК РФ социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.

Главными участниками этой системы являются работники и работодатели в лице своих представителей, а главной задачей - регулирование трудовых и иных, входящих в предмет трудового права, отношений с учётом интересов обеих сторон.

Кодекс разделяет участников и стороны социального партнёрства. Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).

Основные функции профсоюзов - это не просто определенные направления их деятельности, а основные направления профсоюзной работы по выполнению главных задач.

Основные функции профсоюзов, в том числе и их защитная функция, осуществляются всеми органами профсоюзов в строгом соответствии с действующим законодательством. Вся деятельность профсоюзных органов - это осуществление основных функций профсоюзов. Но это осуществление возможно как в правовых, так и не правовых формах.

При дальнейшем исследовании данного вопроса выявляется, что основные функции профсоюзов отличаются одна от другой направлением деятельности, ближайшими целями этой деятельности. Одна функция от другой отличается также и по форме её осуществления.

Все основные функции профсоюзов между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Все функции профсоюзов, вместе взятые, выражают содержание деятельности профсоюзов на данном этапе развития общества. В выделении главных, основных направлений в качестве функций профсоюзов в настоящий период необходимо, как уже отмечалось выше, ориентироваться на Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, который устанавливает цель, основные задачи и направления деятельности профсоюзов по обеспечению выполнения этих задач.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что основное направление деятельности профсоюзов обусловлено главным назначением профсоюзов как добровольных общественных объединений граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемых в целях представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов.

Под функциями профсоюзов следует понимать такие основные направления их деятельности по осуществлению возложенных на них задач, которые определяются главным назначением профсоюзов, как инструмента защиты социально - трудовых прав и интересов граждан, сутью их деятельности в данный момент.

Исходя из такого определения, основными функциями следует считать следующие:

1. Функция защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов (защитная функция).

2. Представительская функция, тесно связанная с функцией защитной.

.   Функция сотрудничества, реализуемая путем участия профсоюзов в отношениях социального партнерства и путем контактов с профсоюзами иностранных государств.

Защитную функцию профсоюзы осуществляют при установления условий труда работников (участие в установлении правовых норм как в централизованном, так и в локальном порядке), а также путем участия профсоюзов в применении трудового законодательства, защиты и восстановления прав и законных интересов работников путем рассмотрения жалоб и заявлений.

Итак, в содержание защитной функции включаются следующие права и деятельность профсоюзов:

1. Права и деятельность профсоюзов по участию в установлении условий труда.

2. Права и защитную деятельность профсоюзов по применению норм трудового права.

.   Права и деятельность профсоюзов по контролю при применении трудового законодательства, включая законодательство по охране труда.

.   Права и деятельность профсоюзов по привлечению к ответственности лиц допускающих нарушения трудового законодательства.

Все указанные элементы содержания защитной функции профсоюзов проявляются в соответствующих формах деятельности профсоюзов, поэтому они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.



2020-03-19 229 Обсуждений (0)
Глава I . Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)