Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути повышения эффективности использования расходов федерального бюджета



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Пути повышения эффективности использования расходов федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мировой финансовый кризис, остро затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, обнажил накопившиеся проблемы в сфере государственных финансов и государственном секторе экономике. Возникший бюджетный дефицит не может быть сокращен без модернизации и реформирования государственного сектора, пересмотра расходной части бюджета.

Как показывает межстрановой анализ, структура государственного сектора и соответственно государственных расходов в России во многом неэффективна. Так, уровень занятости в государственном секторе, равно как и доля его в бюджетных расходах, превышает аналогичные показатели большинства развитых стран. Кроме того, при среднем уровне государственных инвестиций и относительно низких расходах на развитие человеческого потенциала (образование, здравоохранение) российский бюджет характеризуется значительными расходами на оборону и безопасность, административными расходами, расходами неинвестиционного характера на поддержку экономики, а также высоким уровнем расходов на социальные нужды. Сложившаяся структура расходов сочетается с низкой их эффективностью практически по всем направлениям, в отношении чего сходятся оценки и международных, и отечественных аналитических исследований.

Более низкий посткризисный уровень располагаемых бюджетных ресурсов и необходимость сокращать дефицит бюджетной системы при возросших расходах социального характера делают невозможным сохранение существующей структуры бюджетных расходов, поэтому единственной возможностью обеспечения государственных услуг в нужном объеме, а также поддержки устойчивого экономического роста является повышение эффективности государственных расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения "продуктивных" - при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов. [16]

Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов. Сравнительный анализ показывает, что по уровню расходов на государственные инвестиции Россия находится на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами, тогда как расходы на здравоохранение и образование, или развитие человеческого потенциала, относительно ниже. В целом объем производительных расходов в нашей стране составляет 11-12% ВВП, или около 30% всех расходов бюджетной системы. Между тем в США, например, такие расходы составляют примерно 16% ВВП, или около половины всех расходов бюджетной системы.

Объем социальных расходов российской бюджетной системы имеет достаточно высокое значение. Большая часть социальных расходов носит характер принятых публичных обязательств, поэтому речь об их сокращении не идет - основной подход здесь должен состоять в повышении адресности расходов, лучшем их распределении.

Известно, что рост расходов на социальную поддержку населения не может стимулировать рост экономики - вне зависимости от способа их финансирования, за счет повышения налоговой нагрузки или за счет бюджетного дефицита. Текущий уровень социальных обязательств можно назвать критическим, его дальнейшее наращивание недопустимо. Таким образом, в сфере социальной поддержки вопрос реформирования и повышения эффективности - адресности помощи и ее реального влияния на снижение неравенства доходов - стоит довольно остро и требует целенаправленных мер. [16]

В основном тот же общий подход необходимо проводить и по другим направлениям. Увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование само по себе не гарантирует лучших результатов, если не сопровождается структурными реформами, предусматривающими создание действенных стимулов, элементов обратной связи. При сравнительно низких расходах в сфере образования и здравоохранения в России эти расходы, к тому же, реализуются с низкой эффективностью. [17]

В последнее время часто обсуждается необходимость наращивания расходов на оборону. Без увеличения доходной части это создает угрозу для бюджетной устойчивости, а также ведет к вытеснению инвестиционных расходов бюджета неинвестиционными.

Кроме того, как и в сфере здравоохранения и образования, само по себе увеличение расходов едва ли поможет решению задач в сфере национальной обороны. Необходимо проведение реформ, нацеленных на повышение эффективности системы. То же касается и обеспечения национальной безопасности. Расходы по данному направлению существенно выросли в последние годы, догнав расходы на оборону, хотя каких-либо прогрессивных сдвигов в результативности не наблюдается. [18]

В ситуации, когда снижение расходов государственного бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности государственных расходов. Большинство экспертов и международных организаций отмечают необходимость проведения таких реформ, поскольку нежелательным является снижение качества или количества предоставляемых населению услуг, в связи с чем сокращение расходов может быть достигнуто за счет более эффективного использования выделяемых ресурсов.

Вопрос повышения эффективности государственных расходов практически по всем направлениям ставится уже давно, сделан ряд шагов в этом направлении (частичный переход на принципы бюджетирования по результатам, начало реструктуризации бюджетной сети и т.д.), однако существенных изменений за рамками формальностей бюджетного процесса пока нет.

Меры необходимые для повышения эффективности, например, системы здравоохранения, в большинстве своем известны и обсуждаются давно, однако внедряются медленно, часто лишь формально, глубоких изменений в системе почти не происходит. То же касается и других направлений расходов, нуждающихся в реформировании - социальной поддержки, государственных закупок, образования и т.д.

Во всех сферах государственного сектора экономики необходимо обеспечение прозрачности (как в части отчетности и финансирования, так и в части принятия решений, заключения контрактов и т.д.), стандартизация механизмов оказания государственных услуг и их качества, разработка критериев оценки результативности работы предприятий государственного сектора, радикальное сокращение "коррупционных зон", согласование принимаемых мер и нормативов с существующими и корректировка устаревших требований, реальное использование стимулирующих механизмов оплаты труда. Кроме того, нужны меры для пробуждения бюджетных учреждений и государственных предприятий к более эффективному использованию средств, внедрению новых, более эффективных технологий. Одна из мер, например, предоставление учреждению права самостоятельно распоряжаться полученной экономией средств.

Выводы и рекомендации по проведению бюджетной политики в части расходов и модернизации государственного сектора экономики: необходимо сокращать объем расходов бюджета по отношению к ВВП в целях возврата к бюджетной сбалансированности при новом, посткризисном уровне доходов и предотвращения накопления государственного долга; не допускать дальнейшего наращивания непроизводительных расходов и вытеснения ими производительных.

Основными направлениями снижения расходов можно назвать: административные; расходы на государственные субсидии в рамках разделов "национальная экономика" и "ЖКХ"; на оборону и безопасность; на государственные закупки (за счет снижения коррупционной составляющей, обеспечения конкуренции).

Необходимо предпринимать меры для повышения эффективности бюджетных расходов по всем направлениям, в том числе перейти от формального к фактическому использованию принципов бюджетирования по результатам, систем стимулирующей оплаты труда, принципов программно-целевого планирования расходов и контроля над результатами. Надо обеспечить согласованность мер, предпринимаемых в смежных секторах экономики и в рамках различных программ, межведомственную координацию; пересмотреть принципы и подходы к предоставлению социальной поддержки с целью повышения адресности помощи населению; активно проводить намеченные структурные реформы в сфере здравоохранения, образования и других областях; разработать систему оценки эффективности бюджетных расходов как на региональном, так и на федеральном уровне; создать максимальную прозрачность бюджетных расходов как при принятии решений об их распределении, так и в процессе отчетности и контроля над результатами; осуществить модернизацию государственного сектора экономики.

Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и поэтому важнейшая задача бюджетной политики заключается в практической реализации соответствующих возможностей. [16]


Заключение

 

Федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых трудно решаемых проблем при переходе к рынку.

Для расходной части федерального бюджета Российской Федерации за период с 2011 года по 2013 год характерны следующие особенности:

)   Величина расходов федерального бюджета Российской Федерации в течение всего исследуемого периода возрастает. Динамику плановых показателей можно охарактеризовать как положительную, так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета, что связано с развитием страны в целом.

2) Положительная динамика плановых показателей характерна для таких статей как национальная оборона, национальная безопасность, социальная политика, обслуживание государственного и муниципального долга, охрана окружающей среды. Отрицательная динамика наблюдается по следующим статьям: общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, межбюджетные трансферты общего характера.

)   Наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета на протяжении всего исследуемого периода занимали расходы на социальную политику. Также значительна доля таких разделов как национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика. Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых менее 1% в общем объеме расходов занимают: охрана окружающей среды, культура и кинематография, СМИ, физическая культура и спорт.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.

 




2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Пути повышения эффективности использования расходов федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути повышения эффективности использования расходов федерального бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)