Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие законодательства ЕС об электронной торговле



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Развитие законодательства ЕС об электронной торговле 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Электронная торговля, осуществляемая посредством сети Интернет, является важной составной частью процесса глобализации.

Конец двадцатого и начала нового века характеризуются значительными изменениями в мировой экономике и цивилизации в целом, связанными, во многом, с развитием информационных технологий, новых электронных средств связи и широким использованием глобальной сети Интернет. В последнее время активно осуществляется переход экономически наиболее развитых стран на новую стадию развития - стадию информационного общества. В предпринимательской сфере эти изменения находят свое воплощение в быстром росте «новой экономики», основу которой составляет электронный способ ведения бизнеса, или - электронная торговля (англ. electronic commerce).

Под электронной торговлей понимается совершение коммерческих сделок с использованием электронных средств связи. При этом сделки совершаются в онлайновом режиме, в том числе и в режиме реального времени (англ. on-line, ср. франц. en ligne), без использования традиционных носителей информации. Как отмечается в литературе, основным принципиальным отличием электронной торговли от традиционной является продвижение товара через сеть Интернет.

Начало развития электронного ведения бизнеса относят к концу шестидесятых годов, но лишь в последнее десятилетие он вышел за пределы банковской сферы и получил широкое развитие. Сеть Интернет становится главным средством осуществления радикальных перемен в современном бизнесе.

Вместе с новым явлением неизбежно возникают сложности, связанные с необходимостью урегулировать ранее неизвестный объект общественных отношений, для понимания которого необходим междисциплинарный подход, сочетание технических, экономических, финансовых и юридических знаний. Кроме того, специалисты выделяют два ключевых момента, из которых следует исходить в законотворческой деятельности в данной сфере: быстрая смена технологий и очень высокий уровень глобализации экономических отношений в области «новой экономики» [ii].

Наиболее развитые в экономическом плане страны в последние годы разработали законодательство по отдельным аспектам электронного бизнеса, которое становится примером для других государств. Нормативные акты приняты недавно в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии, некоторых европейских государствах, а также на уровне международных организаций[iii]. В то же время, накопленный опыт правоприменительной практики нового законодательства еще не значителен.

В Европейском Союзе набирает обороты программа «Электронная Европа» (e-Europe), которая направлена на максимально широкое внедрение новых информационных технологий в жизнь граждан Европейского Союза, распространение доступа в сеть Интернет и т.д. Правовая сторона этой программы связана с формированием нового, единообразного законодательства на уровне ЕС.

Цели и принципы правового регулирования этой новой сферы:

а) реализация принципов внутреннего рынка в части обеспечение свободы движения услуг информационного общества;

б) обеспечение уважения прав и основных свобод человека в условиях применения новых средств связи, включая свободу слова, право на получение информации, право на неприкосновенность частной жизни и др.;

в) решение важнейших задач, таких как увеличение занятости населения путем создания рабочих мест в «новой экономике», инновационное развитие малого и среднего бизнеса, рост инвестиций в научные исследования;

г) установление правовой определенности в электронной торговле, при соблюдении прав потребителей и общественно важных интересов, в таких областях, как, например, здравоохранение.

Основные ориентиры при создании правовой базы электронной торговли заключаются в необходимости создания эффективно действующего механизма. Важно при этом избежать «заурегулированности» и сохранить достаточный простор для частной инициативы и действия автономных сил в рамках единого рынка. Также необходимо сохранить достигнутый уровень защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Наибольших успехов в развитии правового регулирования услуг информационного общества достиг Европейский Союз.

Законопроектные работы в Европейском Союзе по разработке базового нормативного акта в области электронной торговли были начаты в 1996 г. По итогам широкой дискуссии Европейская комиссия в апреле 1997 г. выступила с «Европейской инициативой в области электронной торговли». В июне 2000 г. была принята «Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке» [iv] (Директива об электронной торговле). Государствам-членам было предписано привести свое законодательство в соответствие с Директивой в срок до 17 января 2002 г.

Принятый акт основывается на общих принципах внутреннего рынка ЕС, таких как свобода учреждения и свобода предоставления услуг (соответствующие полномочия по изданию актов предоставлены институтам Союза в соответствии с п. 2 ст. 47 и ст. 55 Договора о Европейском сообществе), а также положениях о гармонизации национального законодательства (ст. 95 Договора о ЕС).

К особенностям предмета Директивы, как и других нормативно-правовых актов Европейского Союза в области электронной торговли, относится фрагментарность национального законодательства, которое может отсутствовать вовсе, а при наличии - создавать преграды развитию информационного общества, или не обеспечивать должной защиты законных прав и интересов юридических и физических лиц. Поэтому законодательные акты Европейского Союза в данной сфере призваны скорее создать новое единообразное право, а не только гармонизировать уже действующее.

Директива об электронной торговле обеспечивает развитие внутреннего рынка ЕС в отношении услуг информационного общества, под которыми понимаются «услуги, оказываемые по индивидуальному запросу клиента на расстоянии, обычно за вознаграждение, посредством электронной передачи и хранения данных» [v].

Оказание таких услуг по индивидуальному запросу является их отличием, в частности, от телевизионных услуг[vi]. Приведенное понятие выходит за рамки сделок, заключаемых электронным путем, и включает услуги по онлайновому поиску и предоставлению информации, доступу к базам данных, пересылке и хранению информации, обмену коммерческой корреспонденцией.

Общий принцип, закрепленный в Директиве, гласит, что государства-члены не вправе ограничивать осуществление услуг информационного общества, происходящих или адресованных за национальную границу, но в пределах Европейского Союза. При этом в законодательство вводится принцип ответственности государства происхождения услуги. Действие Директивы об электронной торговле распространяется на услуги, предоставляемые поставщиками с территории Европейского Союза, и не применимо к услугам, предоставляемым с территории третьих стран.

Важнейшим в этой связи оказывается вопрос определения государства, с территории которого оказывается услуга. Директива исходит из сложившегося в практике Суда Европейских сообществ, понимания места учреждения поставщика услуги, как места действительного осуществления экономической деятельности. Такая деятельность должна предусматривать создание коммерческого предприятия на неограниченный срок. В соответствии с данным правилом, местом нахождения поставщика услуги будет являться не место, например, физического нахождения данных его сайта, а центр его реальной экономической активности, т.е. место, из которого обеспечивается предоставление услуг.

Исключением из принципа свободы предоставления услуг информационного общества является традиционный перечень вопросов общественного порядка, государственной безопасности, здравоохранения и охраны нравственности. Ограничение свободы электронных сообщений требует применения принципа пропорциональности, развитого в праве Европейского Союза.

Реализация принципов внутреннего рынка ЕС находит свое выражение также в том, что для оказания услуг информационного общества не требуется получения предварительного разрешения властей (ст. 4 Директивы). При этом поставщик услуг обязан обеспечивать постоянный доступ к информации о себе, включая фирменное наименование, действительное место нахождения, адрес электронной почты.

За пределами сферы действия Директивы об электронной торговле и других актов Европейского Союза пока остаются вопросы налогообложения экономической деятельности в сети Интернет. В настоящее время, услуги, предоставляемые электронным путем получателям на территории государств-членов извне, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Комиссия выступила в 2000 г. с проектом изменений Шестой директивы о НДС[vii], предусматривающим правила определения места налогообложения некоторых услуг информационного общества, исходя из принципа страны назначения.


Заключение

законодательство европейский договорной право

Формирование общеевропейского товарного рынка и необходимость обеспечения беспрепятственной торговли на территории объединенной Европы поставили перед европейскими властями сложнейшую задачу - в условиях множественных различий в частном праве двадцати семи государств создать эффективную систему правового регулирования товарооборота между организациями, ведущими хозяйственную деятельность в различных государствах. Создание такой системы в настоящее время является одной из основных тенденций развития современного европейского права.

Представляется важным видеть многоаспектность процесса формирования «европейской» системы правовых средств и методов регулирования коммерческой деятельности, а также принимать во внимание факторы, определяющие направления развития такой системы. Важно учитывать, что в настоящее время в европейской юриспруденции происходит процесс теоретического осмысления наднациональных механизмов, создаваемых для частноправового регулирования отдельных сфер общественных отношений.

Формирование европейского частного права происходит под воздействием совокупности различных факторов, что определяет сложность и неоднозначность данного процесса. Основной тенденцией развития частного права является гармонизация гражданского и торгового права стран-участников ЕС, проведение которой определяется, главным образом, необходимостью устранения правовых препятствий свободному движению товаров и услуг в границах общего рынка ЕС. Соответственно, согласованность и единообразие частного права стран ЕС как основополагающая цель деятельности в области частного права служит основной движущей силой проводимых в этой области преобразований. Данная идея лежит в основе большинства научных проектов, реализуемых в настоящее время в области европейского частного права, а также политической деятельности властных структур ЕС. Эффект гармонизации достигается путем конструирования «наднациональных» единообразных норм, которые впоследствии могут реализовывать свой «гармонизирующий» потенциал различными способами (имплементироваться посредством директив в национальное законодательство, использоваться в качестве мягкого права, оказывать «неформальное» влияние на выносимые судебные решения либо конструируемые национальным законодателем правила).

Содержание создаваемых «наднациональных» правил помимо выполнения ими функции гармонизации определяется также рядом других факторов. Во-первых, велико влияние национального права, поскольку часто наднациональные нормы формулируются на основе сравнительного анализа норм национальных законодательств. И в этом контексте происходит сложный процесс взаимодействия между концепциями континентального и общего права, компромисс между которыми находит отражение в наднациональных нормах. Во-вторых, европейские наднациональные правила зачастую сходны либо идентичны правилам, зафиксированным в актах международного коммерческого права460. Наконец, и те и другие правила не просто заимствуются из национального и международного коммерческого права путем отбора наиболее эффективных решений для коммерческого оборота, но и «редактируются» представителями европейских законодательных органов либо представителями науки. Очевидно, что в ходе такого процесса возникают и принципиально новые правила. В дальнейшем эти правила, получив наднациональный статус (обязательный или необязательный), возвращаются в сферу национального права и оказывают воздействие на регулирование общественных отношений перечисленными выше способами (имплементация и др.). Таким образом, происходит «европеизация» частного права государств-участников ЕС, то есть замена национальных правил (институтов) новыми, европейскими правилами (институтами).

Что подтверждается, к примеру, сравнительным анализом положений Принципов ЕДП и Принципов УНИДРУА. В качестве другого примера можно привести положения Венской конвенции, которые оказали значительное влияние на содержание Директивы о потребительской купле-продаже и которые впоследствии были восприняты Принципами купли-продажи и отражены в положениях о купле-продаже ОСРЯ.

Что касается формы закрепления наднациональных правил, то здесь прослеживается тенденция к переходу (по крайней мере, на современном этапе развития европейского частного права) от использования в целях гармонизации общеобязательных документов к использованию актов, не обладающих обязательной силой.

Основной тенденцией развития европейского частного права, как было отмечено выше, является гармонизация гражданского и торгового права стран-участников ЕС. Долгое время приоритетное внимание в этом процессе отдавалось гармонизации договорного права европейских государств. Гармонизация договорного права осуществлялась (и продолжает осуществляться) с использованием двух методов - «секторального» метода и метода всеобъемлющей гармонизации.

На начальных этапах гармонизации законодательства использовался первый метод (секторальный), нашедший выражение в фрагментарном регулировании отдельных видов договоров. Однако проводимая таким образом гармонизация в наименьшей степени способствовала формированию единого правового пространства, поскольку ограничивалась лишь регулированием некоторых аспектов отдельных видов потребительских договоров. Собственно наднационального частноправового регулирования коммерческих контрактов не существовало, за исключением наличия ряда отрывочных правил о договоре агентирования, платежах по коммерческим сделкам, а также дистрибьюторских и иных аналогичных договорах, договорах франшизы в контексте конкурентного законодательства. Долгое время европейские власти лишь констатировали необходимость принятия единого регулирующего инструмента в сфере европейского частного права, не предпринимая в этом направление никаких мер.

В качестве фундаментальных, базовых тенденций развития могут быть названы следующие: европеизация национального договорного права государств-членов ЕС; создание единообразной системы договорного права, общего для всех государств-участников ЕС; углубление различий в режиме правового регулировании «потребительских» и коммерческих договоров; создание частноправового регулирования основных коммерческих контрактов; формулирование европейских концепций в соответствии с правилами права международных коммерческих контрактов и в согласованности с ними.

В праве ЕС происходит процесс становления наднационального правового регулирования основных видов коммерческих договоров', договора купли-продажи, договора коммерческого агентирования, дистрибьюторского договора, договора франшизы, договора страхования и др., а также создаются правовые основы осуществления электронной торговли. В сфере частноправовой ответственности в европейском праве происходит процесс формирования института ответственности за нарушение торговых обязательств, получившего название «режима средств правовой защиты», развивается институт преддоговорной ответственности и укрепляется дисциплина в сфере платежей по коммерческим сделкам.

Обозначенные выше тенденции следует учитывать при реформировании отечественного гражданского и торгового права, что становится особенно актуальным в свете принятия Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция) 464 и принятому Россией на себя обязательству стремиться к сближению своего законодательства с законодательством ЕС.

Представляется необходимым и перспективным также провести дальнейшие исследования возможностей использования для совершенствования отечественного законодательства других новейших разработок в области европейского частного права (отмены обязательности письменной формы договора, придания обязывающей силы заявлениям и обещаниям сторон, заключения договоров в электронной форме, системы мер и особенностей ответственности за нарушение договорных обязательств и других), что не только обогатит российскую правовую науку, но и будет способствовать созданию более эффективной системы правового регулирования коммерческой деятельности.



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Развитие законодательства ЕС об электронной торговле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие законодательства ЕС об электронной торговле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)