Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности использования европейского опыта для повышения эффективности социальной политики России



2020-03-19 337 Обсуждений (0)
Возможности использования европейского опыта для повышения эффективности социальной политики России 0.00 из 5.00 0 оценок




          Теперь время ответить на вопрос: подходит ли Европейская социальная модель сегодняшней России, России, находящейся на переходном этапе, на пути к социально-ориентированной рыночной экономике, России, приступившей к реформированию по всем азимутам? Мы оказались перед лицом множества реформ: экономических, административных, социальных. Перед страной стоит задача выполнения национальных проектов, самым тесным образом связанных с социальной сферой, которая признана приоритетной. Может ли быть нам полезен европейский опыт и приемлема ли Европейская социальная модель для российского общества? Принципы, на которых она основана, объективно неоспоримы. Она на деле доказала свою жизнеспособность и притягательность. Однако она закладывалась и развивалась в условиях, которых в России нет. Нам еще предстоит дотягиваться до исходного экономического уровня, с которого стартовала Европейская социальная модель.

             В то же время появилась возможность использовать преимущества ХХ1 века. Так новые информационные технологии, доступ к Всемирной паутине – Интернету позволяют наглядно увидеть преимущества и недостатки Европейской социальной модели, но и выявить сложные моменты, просчеты и ошибки, допущенные европейцами при решении жизненно важных социальных проблем, оценить их и проанализировать.

                      Современные технические возможности позволяют создать базу данных по России и в компаративном плане обработать их. Отсутствие такой базы данных, подробных расчетов и объективной статистики уже негативно сказалось при проведении реформ в области здравоохранения и пенсионного обеспечения (122-й закон). Опыт европейского Союза доказывал не раз: как только без должного обоснования и разъяснений создается угроза уровню доходов населения, вспыхивают социальные волнения (последствия расширения ЕС для «старых» государств-членов, непродуманные реформы в области занятости, закон о первом найме во Франции и пр.)

                      Опыт Европы свидетельствует о том, что социальная стабильность в обществе нарушается, когда встает вопрос о доверии к государственной политике. Непонимание и, как следствие, протест населения против планов правительства, хотя бы и объективно необходимых, может привести к самым серьезным последствиям (провал ратификации Конституции во Франции и Нидерландах). Россия имеет возможность извлекать уроки из европейского опыта. Достижение социального контракта между государством, бизнес-сообществом и гражданским обществом – задача, зафиксированная в Европейской социальной модели, актуальна и для России. Только через взаимодействие и договоренность между социальными партнерами может быть обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие общества. Инструменты политики социального партнерства, апробированные в рамках Европейской социальной модели, могут и должны сыграть существенную роль в этом плане.

                      Разумеется, интересы России и ЕС не могут всегда и во всём совпадать. Конкуренция - обратная сторона сотрудничества и неотъемлемая часть процесса глобализации.

                      Особенно важен для России вопрос о роли современного социального государства. Ведь в нашей стране государство традиционно играло особую роль, многие десятилетия, являясь фактическим монополистом в области социальной политики. Для развития социального партнерства в его современных формах, определения доли социальной ответственности, лежащей на государстве, бизнесе и гражданском обществе, для достижения социального контракта, на основе которого успешнее реализуется любая политика, европейский опыт может быть использован весьма плодотворно.

                      Конечно, каждая страна имеет свои особенности развития, традиции, свои национальные интересы. Но все живут по объективным историческим законам и в условиях глобализации оказываются перед необходимостью решать сходные проблемы. Поэтому полезно изучать, критически осмысливать, оценивать и по возможности использовать опыт друг друга.

                      Как отмечалось в Послании Президента РФ В.В. Путина по случаю 50-летия создания ЕС, «выбор народа России на рубеже 90-х годов ХХ века не просто расширил пространство свободы на континенте, но фактически – определил пути дальнейшей европейской интеграции».

                      «Нельзя допустить, чтобы в европейской политике возобладали блоковые подходы, чтобы на нашем континенте появились новые разделительные линии, чтобы реализовались односторонние проекты в ущерб интересам и безопасности соседей. Также расчитыва6ем, что эволюция Евросоюза будет служить укреплению единства нашего общего континента, развитию широкого сотрудничества в Европе» - подчеркнул В.В. Путин.

                       

 

В свете вышеизложенного европейского опыта создания социальной модели представляется возможным сделать следующие предложения, которые могли бы быть использованы при проведении социальных реформ в России.

 

 

1. Опыт ЕС убедительно свидетельствует о необходимости выработки стратегии социальной политики для поступательного развития общества.  Россия нуждается в такой стратегии, ей следует переходить от практики «латания дыр» в социальной сфере или принятия «пожарных решений» для предотвращения социальных конфликтов к продуманной, комплексной и долговременной социальной стратегии развития общества. Выработка такой стратегии невозможна как без опоры на науку, так и без её тесной связи с практикой.

 

2. При выработке социальной стратегии развития российского общества необходимо максимально использовать возможности информационного общества, современных цифровых технологий, без которых невозможны ни создание массива статистических данных, ни точный расчёт необходимых финансовых ресурсов. Все реформы в социальной сфере взаимосвязаны и требуют комплексного решения. На повестке дня – создание широкой общедоступной базы данных.

 

3. Пример Европы говорит о том, что успешное проведение реформ в социальной области возможно только при активном участии в них гражданского общества – организаций трудящихся, предпринимателей, НПО, экспертного и научного сообщества. В силу неразвитости в России социального партнёрства (в его современном понимании), представляется, что налаживание диалога представителей гражданского общества с различными уровнями государственной власти является приоритетной задачей.

 

4. Европейская социальная модель ХХI века рассматривается ЕС как Модель развития общества знаний. В этой связи разработка социальной стратегии России и её реализация невозможны без возрастания роли науки, её тесной связи с практикой, при умелом поиске баланса различных сил. Европейская социальная модель на современном этапе наиболее адекватна современным представлениям мирового сообщества об устойчивом развитии, как развитии, гармонично сочетающем его экономические, социальные и экологические параметры.

 

5. Необходимо правильно понимать и разъяснять такой основополагающий принцип Европейской социальной модели, как принцип субсидиарности. Этот принцип позволяет правильно распределять полномочия и финансовые ресурсы, избегать излишней иерархичности и параллелизма в принятии решений. Представляется целесообразным проведение тренингов по использованию принципа субсидиарности в российских условиях.

 

 

6. Учитывая расширение международных связей России, в частности прямых контактов российских регионов с соответствующими регионами ЕС, создать банк данных для российских пользователей. Это позволит, с одной стороны, находить интересных зарубежных партнёров, а с другой – предусмотреть возможные социальные последствия как для инвесторов, бизнесменов, так и для наёмных работников сотрудничающих регионов.

 

7. Организовать постоянно действующий семинар для работников госструктур, связанных с социальной сферой, по вопросам Европейской социальной модели. Работа данного семинара могла бы способствовать распространению знаний об особенностях социального развития Европы в условиях глобализации, о реформах в социальной сфере, проводимых в ЕС, а также о закономерностях социального развития и специфики России в данной области. Такой семинар может функционировать на базе ИЕ РАН.

 

Приложение

                                                                                                  (Перевод)

Европейский Парламент

Комитет по занятости и социальным вопросам

Доклад

«О будущем европейской социальной модели»

Дата утверждения: 13.07.2006                          Ф6-0238/2006

Докладчики: Жозе Альбино Силва Пенеда и Проиншас Де Росса

 

Изложение мотивов

Как продолжить улучшение уровня жизни граждан ЕС, оставаясь при этом конкурентоспособными на международной экономической сцене? Как сочетать экономическую политику, политику в области занятости и социальную политику таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие и социальное сплочение? Как гарантировать всем их часть от плодов экономического роста?

       Европейская социальная модель

Прежде всего европейская социальная модель – это сумма ценностей. Какую бы европейскую социальную систему мы ни рассматривали, все они основаны на общих ценностях равенства, недискриминации, солидарности и перераспределения доходов. К этому можно добавить бесплатное или недорогое и доступное для всех образование и медицинскую помощь, а также другие общественные услуги. Всё это можно рассматривать и как права гражданина, и одновременно как главные элементы, составляющие базу для современной процветающей экономики и справедливого общества. В этом отношении наша европейская модель отличается, например, от модели американской.

Социальная политика (включая социальную защиту, здравоохранение, образование и помощь престарелым) очень развита в ЕС, что свидетельствует о большом внимании уделяемым вопросам социального сплочения.

Университетские круги выделяют четыре модели (северную, англосаксонскую, континентальную и средиземноморскую) с их различиями (по уровню защиты, степени индивидуальной инициативы), но также и общими свойствами.

Все 25 государств-членов разделяют одни и те же ценности и одну цель, заключающуюся в единстве экономических достижений, конкурентоспособности и социальной справедливости. Они располагают различными инструментами для достижения одинаковых целей. Национальные модели являются плодом сложных и долгих исторических процессов.

Ваши содокладчики полагают, что следует признавать не только единство ценностей, но также и разнообразие социальных систем государств-членов.

       Достижения европейской социальной модели

ЕС находится в процессе строительства. Его границы и ответственность предстоит ещё окончательно утвердить; дебаты о его демократическом управлении и дальнейшей эволюции продолжат ещё несколько поколений. Даже если создание единой Европы основывалось на стремлении исключить между европейскими государствами возникновение войн, тем не менее, очевидной вытекающей из этого задачей было обеспечение благополучия народов Европы и остального мира.

Следует подчеркнуть, что несмотря на неудачи и необходимость дальнейших реформ, строительство европейской социальной модели является несомненным успехом. Она известна во всём мире как модель гарантирующая высокое качество жизни. Модель ЕС расценивается другими странами, регионами (Ближний Восток) и организациями (Mercosur, Anase) как успешная модель.

Хотя в Союзе более 80 млн. человек в трудоспособном возрасте находятся без работы, а более 70 млн. мужчин, женщин и детей живут на грани бедности, общее процветание, а также политическая, социальная и экономическая стабильность отдельных государств-членов существенно усилились благодаря вступлению в ЕС.

       Вызовы

Как никогда ранее, совершенно очевидно, что принципы создания и развития ЕС должны быть переформулированы с тем, чтобы лучше отражать нынешние политические, экономические и социальные реалии. Это тем более справедливо в момент, когда под действием технологической революции меняется занятость и социальные отношения, а постепенное старение населения Европы становится угрозой, ставящей под вопрос поддержание европейского присутствия на международной сцене.

Что касается демографических изменений, Европа сталкивается с беспрецедентными сложностями. В 2030 г. в ЕС будет проживать на 18 млн. молодых людей меньше, чем сейчас; в 2050 – на 60 млн.

Между 2005 и 2030 гг. число пожилых людей старше 65 лет возрастёт на 52,3% (+40 млн.), в то время, как число людей в возрастном диапазоне от 15 до 64 лет снизится на 6,8% (-21 млн.).

Соотношение между экономически неактивным населением (молодёжь, пожилые люди, лица неспособные работать) и экономически активным возрастёт с 49% в 2005 до 66% в 2030 г.

Такая эволюция является следствием двух факторов.

Первый фактор – это увеличение продолжительности жизни. С 1960 г. средняя продолжительность жизни, составлявшая 60 лет, увеличилась на 5 лет для женщин и почти на 4 года для мужчин. Следовательно к 2050 г. число пожилых людей старше 80 лет увеличится на 180%.

Второй фактор – снижение уровня рождаемости. На протяжении последних десятилетий уровень фертильности заметно уменьшился в Европе. В то время, как минимальный уровень рождаемости, необходимый для поддержания нынешней демографической ситуации должен составлять 2,1 ребёнка на одну женщину, в 2003 г. коэффициент фертильности в ЕС составил 1,48.

Такая динамика оказывает сильное воздействие на благополучие и отношение между поколениями.

Среди вызовов, с которыми столкнулась европейская модель, следует упомянуть различные аспекты глобализации и технологической революции. Эти процессы дают предприятиям больше возможностей и финансовых интересов для перемещения производства в соседние страны с дешёвой рабочей силой, где защита работников, потребителей и окружающей среды менее развиты.

Под влиянием глобализации некоторые страны добились значительных темпов экономического роста, что способствует снижению общей бедности в мире.

Тем не менее, другие страны сталкиваются с трудностями адаптации к этой новой реальности, которая усилила растерянность граждан, в особенности в странах с высоким уровнем безработицы и в государствах, испытывающих также сложность с интеграцией работников-мигрантов и их семей.

       Реформа

Именно в силу названных выше причин, а также многих прочих, реформа европейской социальной модели сегодня находится в центре дискуссий, развернувшихся в Европе.

Сдвиги в демографии (старение населения, снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), технологические изменения, глобализация, появление новых индустриальных стран и давление, оказываемое этими факторами на общественные расходы, требуют срочной реформы социальной системы с тем, чтобы они играли конструктивную роль в нашей экономике.

Поле применения этой очень ожидаемой реформы обширно. Она должна охватывать законодательную сферу, бюджет, область управления и индустриальные отношения.

В противоположность тому, что некоторые думают, европейская социальная модель не является главной проблемой ЕС. Пожалуй, с ещё большей настоятельностью следует проводить экономические реформы. Пока ЕС будет иметь темпы роста в 1-2%, возможность действий будет ограничена, а снижение социальных выплат неминуемо.

ЕС может способствовать необходимой реформе следуя по пути развития внутреннего рынка, создавая тем самым огромные возможности для граждан ЕС и для роста благосостояния. Внутренний рынок должен быть оживлён путём значительного увеличения инвестиций и развития финансовых институтов до 2013 г., необходимых для территориального и социального сплочения всех 25 государств-членов, для продолжения либерализации рынков и свободного перемещения людей, что позволит избежать выравнивания по нижнему уровню.

       Решения

Лиссабонская стратегия попыталась ответить на необходимость глобальных реформ, охватывающих как рынок, так и социальную область, для того, чтобы создать Европу, способную противостоять этим вызовам. Затем, в декабре 2001 г. Лекенская декларация также ясно подчеркнула императивы строительства Европы в контексте нового мирового порядка.

В этих двух решениях социальное измерение Европы рассматривалось как основное для вовлечение граждан в европейский проект. Хотя на сегодняшний день конституция была ратифицирована 15 государствами-членами, она была отвергнута в двух странах. Мотивы неприятия конституции во Франции и Нидерландах вызвали многочисленные дебаты, но ясно одно – преамбула, которая констатирует задачи Союза, равно как и ценности и цели, изложенные в I части, Хартия фундаментальных прав трудящихся во II части, полностью отражают убеждения граждан, рассматривающих себя как Европейцев.

Настоящий проект доклада о будущем европейской социальной модели берёт за отправную точку тот контекст, который мы описали выше, и излагает понятие европейской социальной модели, также как и способа, которым мы можем представить это понятие в начале XXI века в рамках реализации амбиций Европейцев в масштабе нашего континента и мира в целом.

Ваши содокладчики подчёркивают, что эта реформа не должна состоять в том, чтобы придать забвению достижения европейской социальной модели, но, напротив, сохранить её фундаментальные ценности, что гарантирует жизнеспособность европейской модели.

Жизнеспособность модели зависит как от успеха стратегии в вопросах экономического роста и занятости, так и от модификаций непосредственно в самой модели. База реформы и жизнеспособности модели заключается в нахождении динамики, ориентированной на инновации и содействие предприятиям, которые соблюдают равновесие между профессиональной и частной жизнью работников, признают потребность в безопасности граждан в стремительно меняющемся обществе.

Проблема сохранения жизнеспособности больше относится к континентальным и средиземноморским моделям, сталкивающимися с необходимостью изыскивать дополнительные средства для финансирования режимов соцстраха, в частности путём использования добавочной стоимости, созданной предприятиями. При этом необходимо сохранять в головах мысль о том, что конкурентоспособность и социальная модель Европы не антагонистичны, но, скорее, взаимозависимы. Программа модернизации должна базироваться на принципе, согласно которому продуманная социальная политика является продуктивным фактором экономического роста и процветания. Следовательно, государства-члены должны претворять в жизнь всю лиссабонскую стратегию, которая составляет главное направление реформы. Необходимо срочно предпринимать должные меры, чтобы сделать Европу более конкурентоспособной и создать действительно общество знания.

В этом плане понятие «flexsecurity» играет важную роль. Речь идёт о стратегии, направленной на усиление гибкости рынка труда, модернизацию его организации и трудовых отношений, связанных с безопасностью и социальной защитой наёмных работников, равновесием между производственной и частной жизнью наёмного работника, возможностью обучения и переквалификации в течение всей жизни. Потребуется принятие мер по переквалификации и помощи уязвимым и обездоленным группам работников, присутствующих на рынке труда или испытывающих трудности при вхождении на этот рынок.

Это соответствует трём задачам Лиссабонской стратегии в сфере занятости:

- Усилить способность работников к адаптации;

-  Способствовать как можно большему приходу населения на рынок труда;

- Больше инвестировать в человеческий капитал, образование и обучение в течение всей жизни.

Европе не следует отказываться от своей амбициозной социальной политики, но, наоборот, полнее использовать её положительное влияние на экономические показатели и качество жизни:

- Усилить эффективность социальной политики;

- Ликвидировать «ловушки бедности» и другие препятствия занятости;

- Инвестировать в развитие (образование, проф. обучение), поддержание (здравоохранение) и мобилизацию человеческих ресурсов (посредством активной политики на рынке труда);

- Обеспечить такое финансирование социальной политики, чтобы она способствовала занятости и экономическому росту при сохранении принципа взаимной поддержки и солидарности между поколениями.

 

Образование, здравоохранение, улучшение профессиональных знаний, обучение в течение все жизни, а также ликвидация препятствий к доступу на рынок труда приобретают ключевое значение. Развитие человеческого потенциала не только необходимо для создания общества, основанного на знании, но является также ключевым этапом социальной интеграции и улучшения качества жизни всех граждан. Возрастание инвестиций в человеческий капитал и его мобилизацию повышает также качество и количество трудовых ресурсов. Это аспект исключительно важен для экономического роста в той мере, в какой индивидуальные знания и компетенция повышают производительность и способность общества вырабатывать новые технологии и адаптироваться к ним. Ускорение возникновения и распространения новых технологий таково, что требуется как никогда ранее срочно обеспечить повышение компетенции всех граждан с помощью образования и обучения в течение всей жизни, что повысит их шансы в борьбе с вызовами мировой конкуренции со стороны экономик, всё более основанных на знании.

Представляется крайне важным, чтобы европейские граждане понимали необходимость реформирования социальных систем и поддерживали этот процесс. Публичные кампании, проводимые институтами ЕС, государствами-членами и властями должны способствовать информированию населения, проведению переговоров с профсоюзами и представителями гражданского общества. Европейская социальная модель и её преимущества прекрасно иллюстрируют для граждан ЕС те конкретные дела, которые ЕС может сделать для них. Занятость, экономический рост, процветание и социальная справедливость необходимы для граждан ЕС.

Социальная модель ЕС в будущем должна стать такой системой, которая интегрирует в себя лучшие аспекты каждой национальной системы, не исключая при этом национальные особенности и условия.



2020-03-19 337 Обсуждений (0)
Возможности использования европейского опыта для повышения эффективности социальной политики России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности использования европейского опыта для повышения эффективности социальной политики России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)