Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы приватизации



2020-03-19 227 Обсуждений (0)
Перспективы приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением. Большая часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация». Однако, президент (ныне премьер-министр) В. В. Путин, поддерживаемый большинством россиян, неоднократно высказывался против пересмотра итогов приватизации.

 «В настоящее время приватизация проводится главным образом в целях оптимизации структуры госсобственности», — сказал Путин, пояснив, что каждый уровень власти должен иметь то имущество, которое необходимо для исполнения его функций. В настоящее время стоит задача завершить формирование конкурентоспособных интегрированных структур в ключевых отраслях промышленности, таких, как Объединенная авиастроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация. В уставные капиталы таких структур должны передаваться акции предприятий, имеющих перспективы для развития и превращения в современные производства. Все остальные предприятия, не нужные государству, должны вноситься в план приватизации. Сейчас формируется 21 такая структура.

Путин также поручил Минэкономразвития подготовить предложения по совершенствованию процедуры приватизации. Он отметил, что программы приватизации принимаются ежегодно, но выполняются лишь на половину, а приватизация отдельных предприятий растягивается на несколько лет. По мнению главы правительства, такая ситуация – результат несовершенства управленческих процедур и коррупции [16].

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями. В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж). Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии.

В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах. Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм. Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Процесс приватизации государственных компаний в России будет продолжаться, заявил избранный президент РФ Дмитрий Медведев в интервью британской газете The Financial Times: "У нас достаточное количество государственных компаний, ряд из них очень крупные. Тому есть исторические и объективные экономические причины. Тем не менее, только где-то одна треть валового внутреннего продукта создается в государственных компаниях. Значительная часть госкомпаний была приватизирована, и этот процесс будет продолжаться".

Медведев сообщил, что только около 26% нефти в России добывается и перерабатывается государственными компаниями, и в этом смысле доля частного сектора в РФ гораздо больше, чем, например, в Норвегии.

При этом он отметил, что есть такие государственные компании, само существование которых необходимо для экономической безопасности страны в целом. "Я имею в виду инфраструктурные монополии, такие, как "Газпром" или РЖД, оборонные предприятия, которые выпускают оборонную продукцию".

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в ст. 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», принятый Госдумой 23 мая и одобренный Советом Федерации 30 мая.

Федеральным законом из ст. 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» исключается положение, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Необходимость внесения такого изменения обусловлена тем, что указанное положение, устанавливающее запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленный гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, постановлением Конституционного суда РФ от 15 июня 2006 года признано не соответствующим Конституции [11].

15.01.2009 Российское правительство передало в Минобороны РФ полномочия по управлению и приватизации земельных участков и другого федерального имущества, находящегося в ведении Вооруженных сил и других подведомственных организаций, которые раньше от лица РФ осуществляло Росимущество.

С этого года по новому указу президента объединяются Росрегистрация и Роснедвижимость. В первую очередь это должно помочь тем, кому предстоит оформлять свои права на дачные дома и земельные участки.

Таким образом ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 

Заключение

Любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики.

В России нормативная база начального этапа приватизации, принятая в короткие сроки не могла быть достаточно полной. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Таким образом, в России произошел переход от социализма к капитализму, появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса и Егора Гайдара до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (Государственные сертификаты, например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Список литературы

1. Закон РСФСР от 03 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. – Ст. 927.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы — Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. — М.: Издательство «Олита», 2004.

3. Васильев, А.М. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. /А.М.Васильев, В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук. – М.: Изд-во «Вост. лит.», 2002.

4. Гавриленкова, Е. Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития / Составит., общ. редакция Е. Гавриленкова, П. Вельфенса. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 246 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М., 2004

6. Экономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Текст] /«Российская Федерация». М. 1995.

7. Ясин, Е.Г. Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. Ред. Е.Г.Ясин. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 328 с.

8. http://lenta.ru/news/2007/04/18/privatization/

9. http://lib.mabico.ru

10. http://www.ach.gov.ru

11. http://www.bn.ru/news/2008/06/15

12. http://www.kommersant.ru

13. http://www.krugаvet.ru/articles

14. http://www.moskvam.ru

15. http://www.nuru.ru

16. http://www.rosbalt.ru

    

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Годы

1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150

в т. ч. по формам собственности, %

– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2

Приложение №1

Таблица №1. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)

 

 

 

Годы

1993

1996

1999

2002
Число приватизированных предприятий, всего

42 924

4 997

1 536

2 557

Из них, в %

– государственная собственность 16,45

18,57

6,77

3,36

– собственность субъектов РФ 22,18

14,31

19,40

8,84

– муниципальная собственность 61,37

67,12

73,83

87,78

Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:

– акционирование; 31,10

22,50

12,00

3,40

– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе; 38,00

42,10

74,60

61,40

– выкуп арендованного имущества; 29,50

32,10

8,30

32,90

– прочие 1,40

3,30

5,10

2,30

                 

Приложение №2

Таблица №2. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

 



2020-03-19 227 Обсуждений (0)
Перспективы приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы приватизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)