Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды



2020-03-19 231 Обсуждений (0)
Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большая часть поверхности Земли покрыта водами Мирового океана, который представляет собой целостную систему, влияющую непосредственным образом на климат планеты, растительный и животный мир, на процессы жизнедеятельности человека. В свою очередь человек активным образом влияет на экологическое состояние морской среды. К сожалению, научно-техническая революция привела к ряду неблагоприятных последствий в экосистеме Мирового океана. Интенсификация судоходства, использование морей и океанов для захоронения промышленных отходов и побочных продуктов иных видов жизнедеятельности человека, милитаризация и нуклеаризация Мирового океана, загрязнение морской среды речными стоками привели к появлению острых проблем, связанных прежде всего с загрязнением Мирового океана. Причем эти проблемы носят ярко выраженный глобальный или региональный характер. Поэтому эффективность мер по защите и сохранению экосистемы морей и океанов может быть обеспечена международно-правовыми средствами.[36]

Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка.[37] Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это – международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, – такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.
Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.
Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

К настоящему времени сложился и продолжает развиваться комплексный международно-правовой режим защиты и сохранения морской среды, включающий регулирование как по горизонтали (в зависимости от источника загрязнения), так и по вертикали (универсальное и региональное). Значительный вклад в развитие этого режима внесла III Конференция ООН по морскому праву. Принятая на этом форуме Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. рассматривает вопросы экологической безопасности в контексте глобального регулирования всех видов деятельности государств по исследованию и использованию Мирового океана.[38]

Наибольшую опасность для морской среды представляют различные источники загрязнения, среди которых принято выделять:[39]

- источники на суше;

- суда и эксплуатационные сбросы с них;

- разведка и разработка ресурсов континентального шельфа и Района;

- захоронение отходов;

- загрязнение из атмосферы или через нее.

В 1954 г. в Лондоне на международной конференции была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Это было первое многостороннее соглашение по защите морской среды. В 1962, 1969 и 1971 гг. в Конвенцию вносились некоторые поправки.

Следующим важным шагом в этом направлении было принятие в 1973 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ). Положения Конвенции распространяются на суда любого типа, кроме военных кораблей и судов, состоящих на правительственной некоммерческой службе. Достоинством этого документа являются заявленные в нем единые международные стандарты для предотвращения загрязнения морской среды. Новым позитивным м том Конвенции стало включение в нее положений об «о районах» с более жестким режимом сбросов, чем в других ториях. К таким районам отнесены: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное моря, «район заливов» (Персидский залив) и район Большого барьерного рифа. Контр соблюдением положений Конвенции, а также преследование за ее нарушения возложены преимущественно на государственных суднах. Измененная Протоколом 1978 г. Конвенция МА 73/78 включает 2 протокола и 5 приложений. Конвенция с 1983 г.

Значительную угрозу морской среде представляют а судов, особенно танкеров, груженных нефтью.

Первая конвенция предоставляет прибрежному государству право принимать меры к иностранным судам в открытом и случае морских аварий, угрожающих реальной опасностью загрязнения побережья нефтью или иным интересам такого государства. Принимаемые меры должны быть соразмерны причиненному или угрожающему ущербу и без необходимости не должны нарушать права и интересы других государств и лиц. В 1 Брюссельская конвенция 1969 г. была дополнена Протоколом, содержащим положения о загрязнении моря иными вред веществами, чем нефть.

Вторая конвенция применяется к собственникам судов,  плавучих средств, перевозящих нефть наливом в качестве и устанавливает ответственность за ущерб от загрязнения, который явился результатом утечки или слива нефти с судна вследствие инцидента. Конвенция основана на принципе объективной ответственности, в этом документе также определены случаи освобождения от нее, установлен предел возмещения ущерба (около 16 млн долл. США), вводится обязательное страхование или иное финансовое обеспечение. В 1984 г. был принят Протокол, внесший изменения и дополнения к Конвенции, в частности, была расширена пространственная сфера ее действия и повышен предел ограничения ответственности. Обе конвенции в силе.

В 1972 г. в Лондоне в ходе представительной межправительственной конференции была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Конвенция распространяется на все морские пространства, кроме внутренних вод, и относится к двум видам захоронений:[40]

1) преднамеренному удалению в море с судов, самолетов, платформ или других находящихся в море искусственных конструкции отходов и иных материалов, указанных в приложениях I и II;

2) преднамеренному затоплению в море судов, самолетов, платформ и других искусственных конструкций. Наиболее опасные вещества и материалы не подлежат захоронению; для захоронения других веществ и материалов с опасными свойствами требуется специальное разрешение; менее опасные могут погружаться на дно при условии выдачи на это общего разрешения на их захоронение. Исключение допустимо при форс-мажорных обстоятельствах, опасности для человеческой жизни и реальной угрозе судам, самолетам, платформам и другим искусственным сооружениям в море. Конвенция вступила в силу в 1975 г.

Важное место в деле защиты и сохранения морской среды принадлежит региональным соглашениям, которые позволяют более последовательно увязывать природоохранные меры со специфическими особенностями того или иного региона. На сегодняшний день сложились три модели регионального правового регулирования охраны морской среды.[41]

Первая модель была разработана западноевропейскими государствами в отношении региона Северное море — Северная Атлантика и основывалась на предметном подходе. В рамках данной модели был принят ряд соглашений, носящих относительно обособленный характер, по предотвращению загрязнения морской среды региона: нефтью (Соглашение о сотрудничестве 1969 г.); захоронением отходов (Конвенция Осло 1972 г.); из наземных источников (Парижская конвенция 1974 г.); в результате разработки ресурсов морского дна (Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1976 г.); иными вредными веществами, чем нефть (Соглашение о сотрудничестве 1983 г.).

Отличительной особенностью данной модели является наличие самостоятельного международно - правового акта по конкретному источнику загрязнения или виду загрязняющих веществ.

Другая модель была избрана государствами, заключив в 1974 г. Хельсинкскую конвенцию по защите морской района Балтийского моря. В этом документе содержатся регулирующие отношения по предотвращению загрязнение судов, из наземных источников, в результате разведки: работки минеральных ресурсов морского дна, в результате захоронений, по осуществлению ответственности за ущерб, и причиненный загрязнением, по разрешению споров и др. Meры по защите морской среды указаны в приложениях, являющихся неотъемлемой частью Хельсинкской конвенции 1974 г. Специфика данного международно-правового акта заключается что он регулирует практически все вопросы борьбы с загрязнением моря.

Третья модель явилась результатом реализации Программы региональных морей, принятой ЮНЕП в 1974 г. В настоящее время Программа охватывает 11 регионов (Средиземное Красное море и Аденский залив, Персидский и Оманский вы, район Карибского моря и др.).

Наиболее яркой иллюстрацией этой модели может служить сотрудничество средиземноморских государств. В 1976 г. на Конференции в Барселоне было заключено базисное соглашение рамочного («зонтичного») типа — Конвенция об охране С земного моря от загрязнения, содержавшее общие обязательства государств, которые должны конкретизироваться в дополнительных протоколах к Конвенции. Так, были разработаны протоколы о захоронении 1976 г.; о сотрудничестве в борьбе с  загрязнением нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных случаях 1976 г.; о защите от загрязнения из наземных источников 1980 г.; об особо охраняемых районах.

Барселонскую модель предлагается использовать при разработке соглашений по защите и охране морской среды бас Северного Ледовитого океана, оказывающего значительно действие на климат планеты и поддержание экологического баланса Земли.

Целесообразность регионального подхода к решению экологических проблем была подчеркнута в Части XII «Защита и сохранение морской среды» Конвенции СЮН по морскому праву 1982 г. Так, ст. 197 устанавливает: «Государства сотрудничают на всемирной и, когда это уместно, на региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании или разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих настоящей Конвенции, для защиты и сохранения морской среды с учетом характерных региональных особенностей».[42]

Конвенция 1982 г. исходит из необходимости гармоничного сочетания международно-правовых норм защиты морской среды и норм национального законодательства государств, которые бы учитывали международные стандарты в этой области.

В Конвенции 1982 г. содержатся обязательства государств двух видов: общие и специальные. Последние касаются определенных видов деятельности государств или источников загрязнения либо конкретных регионов («Покрытые льдом районы»). Наибольшее число норм, содержащих специальные обязательства государств, относится к предотвращению загрязнения с судов.

Новизной в развитии международного морского права явилось закрепление в Конвенции 1982 г. принципа «юрисдикции государства порта».[43] В соответствии со ст. 218 любое государство, в порт которого добровольно вошло судно, имеет право предпринимать расследование, когда это оправдано доказательствами, и возбудить разбирательство в отношении любого сброса с этого судна в нарушение международных норм и стандартов. Это определенное изъятие из принципа исключительной юрисдикции государства флага судна.

С целью повышения эффективности функционирования правового механизма защиты морской среды в Конвенции 1982 г. установлена система средств и процедур мирного разрешения международных споров, связанных с загрязнением или относящихся к толкованию и применению конвенционных положений (Часть XV «Урегулирование споров»). Если стороны не смогут урегулировать спор посредством переговоров, включая согласительную процедуру, он по требованию любой стороны может передаваться на рассмотрение в соответствии с обязательной процедурой Международному трибуналу по морскому праву, Международному Суду ООН, арбитражу или специальному арбитражу, создаваемому для рассмотрения дел по вопросам защиты и сохранения морской среды или судоходства, чая вопросы загрязнения с судов в результате захоронен: Несмотря на ряд позитивных достижений по создании новых механизмов для глобального и регионального сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды, Конвенция 1982 г. имеет немало положений, которые не могут применяться в силу своего общего характера, некоторой неопределенности или противоречивости. Институт санкций за нарушение международных норм и стандартов по защите хранению морской среды также не получил должной раз проработки в Конвенции 1982 г. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и совершенствования международно - правовых инструментов по обеспечению экологической безопасности Мирового океана.

Под загрязнением морской среды в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море и др. (ст. 1 Конвенции 1982 г.).

Применительно к загрязнению с судов и захоронению в Мировом океане отходов различают четыре основных способа правового регулирования:[44]

1) полное запрещение, означающее, что то или иное вещество ни при каких обстоятельствах не должно сбрасываться в море;

2) стандарты сброса, определяющие максимально допустимое содержание конкретного загрязнения в сбросе;

3) технологические стандарты, т.е. требования, относящиеся к конструкции и оборудованию судов, а также к операциям, могущим привести к сбросу;

4) разрешительные режимы, означающие, что сброс может быть осуществлен только с разрешения компетентных властей.

Правовая регламентация осуществляется на международном (универсальные и региональные Конвенции) и национальном уровнях, для которых характерна комбинация указанных способов регулирования.

Вопросами правовой охраны морской среды от загрязнения с судов в международном масштабе занимаются комитеты защиты морской среды и по безопасности на море ИМО, программа деятельности которой в этом направлении включает три проблемы: [45]

1) предотвращение загрязнения моря сбросами с судов;

2) предотвращение загрязнения моря вследствие аварийных происшествий;

3) возмещение ущерба, нанесенного загрязнением моря.

Эти проблемы реализуются путем разработки, принятия и имплементации (исполнения государством международно-правовых норм) требований многосторонних международных договоров.

Правоотношения по первой проблеме регулируются положениями конвенций по: предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 г.г. (MARPOL 73/78), предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., морскому праву 1982 г.

Основной является Конвенция MARPOL 73/78, которая состоит из правил предотвращения загрязнения моря с судов нефтью, вредными жидкими веществами, сточными водами, мусором и другими полютантами (загрязнителями). Конвенция содержит также нормы:[46]

1) обязательного периодического освидетельствования танкеров валовой вместимостью 150 регистровых тонн и более и других судов вместимостью 400 регистровых тонн и более;

2) разрешающие слив в море судами нефтеводяных смесей при определенных условиях: танкер находится в пути; мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 л. на милю; слив производится не ближе 50 миль от берега;

3) запрещающие сброс нефти с судов в районах Средиземного, Балтийского, Черного и Красного морей, Аденского и Персидского заливов, Антарктиды и Северо-Западных Европейских вод;

4) запрещающие строительство танкеров дедвейтом 600 т. и более без двойных бортов и двойного дна;

5) требующие ведения на судах журналов нефтяных операций и наличия на борту плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря нефтью;

6) необходимости (обязательности) взаимного информирования государств о случаях загрязнения моря с судов;

7) с правилами по обеспечению судов специальными Международными свидетельствами и др.

Регулирование правоотношений по второй проблеме осуществляется положениями Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокола о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть, 1973 г. с поправками 1991 и 1996 г.г., которыми государствам-участникам предоставлено право принимать в открытом море в отношении других государств-участников Конвенции и Протокола в случаях серьезных аварий любые необходимые меры с целью «предупредить, уменьшить либо ликвидировать опасность, которую представляют для их берегов загрязнение или угроза загрязнения моря нефтью, происшедшие вследствие морского происшествия».

Правоотношения в рамках третьей проблемы регулируются нормами Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. с Протоколом 1992 г. и поправками 2000 г. и Конвенции по созданию международного фонда компенсации ущерба от нефтяного загрязнения 1971 г. с Протоколом 1992 г.

Конвенция 1982 г. содержит минимальные требования по защите морской среды, которые должны быть предписаны национальным законодательством государства участника. Среди них:[47]

1) принятие надлежащих мер, чтобы суда под его флагом не выходили в море, если они не отвечают международным стандартам;

2) обеспечение наличия на борту судов соответствующих международных свидетельств, подтверждающих их безопасность;

3) принятие мер по расследованию морских происшествий независимо от места совершения загрязнения моря;

4) информирование ИМО и государств-участников конвенции о принятых мерах в связи с морскими происшествиями и их результатах;

5) принятие мер для ознакомления членов экипажей судов с международными правилами охраны морской среды от загрязнения.

Государства-участники Конвенции 1982 г. вправе устанавливать для своих судов более жесткие требования экологической безопасности.

Российское законодательство по охране водной среды от загрязнения базируется на указанных положениях, нормах Конституции Российской Федерации 1993 г., Водного кодекса 2006 г., Кодекса торгового мореплавания 1999 г., ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г., иных федеральных законов. Государственный надзор и контроль за состоянием водной поверхности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).[48]

Согласно ст. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом.

Государства обеспечивают возможность обращения в соответствии с их правовыми системами за получением в короткие сроки надлежащего возмещения или другой компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды физическими или юридическими лицами, функционирующими под их юрисдикцией.

С целью обеспечения быстрого и адекватного возмещения всего ущерба, причиненного загрязнением морской среды, государства сотрудничают в осуществлении действующего международного права, касающегося ответственности, а также в разработке процедур выплаты надлежащего возмещения, таких как страхование ответственности или компенсационные фонды.

Так, условиями Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. с Протоколом 1992 г. и поправками 2000 г. предусмотрены не только возмещение ущерба от загрязнения, но и компенсация стоимости предупредительных или защитных мер, предпринятых для предотвращения или уменьшения такого ущерба. Вместе с тем, собственник судна-загрязнителя в ряде случаев может быть освобожден от ответственности, если докажет, что причиненный ущерб является результатом военных действий, непреодолимой силы и т.п. Судовладелец также имеет право при определенных условиях ограничить свою ответственность в пределах, предусмотренных Конвенцией, т.е. до 200 млн. расчетных единиц специального права заимствования Международного валютного фонда.

Гражданско-правовая ответственность судовладельцев-загрязнителей, не перевозящих нефть наливом в качестве груза, установлена национальным гражданским правом, которое применяется с учетом общих принципов международного частного права и норм Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.

Ответственность за загрязнение морской и иной водной среды в России регулируется ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г., Уголовным кодексом РФ 1996 г., Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., и правилами о деликтной ответственности гражданского права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Повышенный интерес международного сообщества и представителей бизнеса к освоению морских пространств, как потенциальному источнику нефти и газа на долгие десятилетия вперед, заставляет задуматься о перспективах охраны природной среды под воздействием таких видов деятельности как рыболовство, разведка, добыча и перевозка углеводородного сырья, интенсивное судоходство. Морские побережья (материковые и островные) являются критическими участками биосферы, где происходит стык морских, наземных и пресноводных экосистем. На этом стыке наблюдается высокий уровень биоразнообразия и биопродуктивности. Однако, такие участки наиболее сильно подвержены и воздействию геодинамических процессов, что делает их чрезвычайно уязвимыми для любых форм антропогенного воздействия. Эти качества прибрежных морских районов обусловливают необходимость установления особого порядка хозяйственной деятельности. Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Международно-правовая охрана среды Мирового океана и его ресурсов нашла отражение в многочисленных соглашениях государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами в результате судоходства, сброса отходов с судов и наземных источников, исследований и разработки ресурсов морского дна и его недр. Среди них — универсальные конвенции, действие которых распространяется на весь Мировой океан, и региональные — по охране отдельных его районов.

Государства при угрозе применения санкций либо присоединяются к морскому природоохранному договору, либо изменяют свое поведение в соответствии с требованиями договора, без формального присоединения к нему. Ведь в этих случаях политика наложения санкций почти всегда поддерживается национальными морехозяйственными предприятиями, которые предпочитают не допускать морепродукты конкурентов на национальный рынок. Это делает угрозу введения экономических санкций в природоохранных целях еще более реальной к применению.

 В данной курсовой работе были подробно исследованы вопросы нормативно – правовой регламентации использования морской среды, указан правовой режим и статус морского пространства, отдельно рассмотрен вопрос охраны Мирового океана.

Положительным моментом в данной курсовой работе является краткий анализ зарубежного законодательства в области ответственности за загрязнение и пользование морской средой, также затронут вопрос имплетации международного морского права в систему российского законодательства. Были перечислены практически все наиболее значимые международные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения между государствами по вопросам охраны морской среды.

Таким образом, все разработанные задачи и поставленная во введении цель достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

2. Авраменко, И., Международное морское право. - Ростов-на Дону.; Феникс,2001.- 440 с.

3. Авраменко, И.М. Международное морское право: Учебное пособие. - М.: РКонсульт, 2003. - 496 с.

4. Баскин, Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 2005. – 605 с.

5. Гуцуляк, В. Морское право.-Москва.РосКонсульт,2000.-325 с.

6. Гуцуляк, В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 416 c.

7. Институт контроля в международном морском праве:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. 12.00.10 - Международное право; Европейское право /Ю. Б. Круглова; Науч. рук. Г. И.
Курдюков. - Казань,2007. -22 с.

8. Ковалев, А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003. – 346 с.

9. Каламкарян, Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. - М.: Изд-во Экс-мо, 2006. - 736 с.

10. Кипеть, А. Развитие международно-правовой регламентации прав внутриконтинентальных государств в международном морском праве // журнал международного права и международных отношений 2009 — № 4. – С. 22-24

11. Международное право: Учебник/Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. - М.: Юристъ, 2003. - С. 495.

12. Международное публичное право: учеб./Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекя-шев, В.В. Устинов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 928 с.

13. Международное публичное право / Под редакцией д.ю.н. профессора Бекяшева К.,.-Москва.Проспект,1998.-607 стр.

14. Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. - 720 с.

15. Международное публичное право: Сборник документов. В 2 т. / Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Ходаков. - М., 1996. – 504 с.

16. Международное право: Учебник./ Под ред. Г.В. Игнатенко., О.И. Тиунова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 592 с.

17. Батырь В.А.Международное гуманитарное право: Учебник для вузов - Издательство: ЮстицИнформ, 2006.  – 487 с.

18. Международное право в документах: Сборник документов./ Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2002. – 824 с.

19. Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007. – 490 с.

20. Морское право: Учебное пособие / В.Г. Ермолаев, О.В. Сиваков. – М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 255 с.

21. Молодцов, С.В. Международное морское право./ -М.: «Право». 2007.– 348 с.

22. Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – 352 с.

23. Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – 296 с.

24. Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – 260 с.

25. Федоров, А. В. Международные и иностранные организации по природопользованию и охране окружающей среды - М.: НИА-Природа, 2000.

26. Шемякин, А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Монография. – Одесса.; 2003. – 96 с.


[1] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С.6

[2] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 42

[3] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С. 11

[4] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С.11-12

[5] См. там же С. 13

[6] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.40

[7] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 42

[8] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С. 15

[9] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.41

[10] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С. 17

[11] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 46

[12] Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007

[13] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 52

[14] Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007

[15] См. там же

[16] См. там же

[17] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.49

[18] Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007

[19] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 66

[20] Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – С. 31

[21] Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007

[22] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 20

[23] Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – С. 77

[24] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 21

[25] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 23

[26] Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – С. 83

[27] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.60

[28] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 30

[29] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 35

[30] Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – С. 89

[31] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 67

[32] Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – С. 90

[33] Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – С. 86

[34] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 111

[35] Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. – С. 116

[36] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.61

[37] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.62

[38] Авраменко И.М. Международное морское право: Учебное пособие. - М.: РКонсульт, 2003. – С. 122

[39] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.74

[40] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 32

[41] Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.80

[42] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 33

[43] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 38

[44] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 39

[45] См. там же

[46] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 40

[47] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 41

[48] Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – С. 42



2020-03-19 231 Обсуждений (0)
Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)