Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел II. Чисто русский характер, его сущность



2020-03-19 240 Обсуждений (0)
Раздел II. Чисто русский характер, его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Раздел I. Душа России. Основные черты, особенности. 4

Раздел II. Чисто русский характер, его сущность. 6

Раздел III. Факторы, влияющие на формирование русского национального характера. 9

Заключение. 11

 

 


Введение

В данном реферате речь пойдет о точке зрения великого русского мыслителя-философа Николая Бердяева о русском национальном характере и о судьбе России. В данной работе я затрагиваю период до и после революционный. Затрагиваю, давно волновавший меня вопрос, что скрывается под понятием «душа»?, но душа не в общих чертах, а душа России. Стараюсь проникнуть в суть этой души, найти в ней особенности, а также черты, которые присуще только русскому национальному характеру и национальному духу. Так же в моей работе мы сможем проследить жизнь до и после революции. Подъем и поражения. Мы сможем рассмотреть влияние всего выше перечисленного на формирования русского национального характера. Сможем разобраться в проблеме, как Россия – могущественная держава не смогла удержаться на плаву и в нынешнее время терпит такое безразличие народа, нации живущей в ней. Но Бердяев был великим мыслителем, он раскрывает все эти проблемы настолько ярко, что не надо жить в «его» время, чтобы понять, что Россия начинает разваливаться. Потому что он предоставлял множество доказательств в своей работе, которые я перенес в свою работу.


Раздел I. Душа России. Основные черты, особенности

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют в нынешний день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия – Особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Россия не утратила определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. Россия все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовная культура России – то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, -не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Но осуществление мировых задач России не может быть представлена произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли. И если народы Запада вынуждены будут увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все еще не ясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия – противоречива, антиномична. Душа России не накрывается ни какими доктринами. Тютчев сказал про свою Россию:

                                                     «Умом Россию не понять,

                                                        Аршином общим не измерить

                                                        У ней особенная стать –

                                                        В Россию можно только верить.»

И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и не измерима никакими аршинами доктрин и учений. Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Тогда русское самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего балванства, равно как и от бесхарактерного отрицания.

Противоречия русского бытия всегда находили себе отражения в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится как и русское историческое бытие. Это яснее всего видно на самой характерной нашей национальной идеологии – славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении – Достоевском, русском из русских.


Раздел II. Чисто русский характер, его сущность

Бердяев избегает давать научные работы. Однако на основании его работ можно заключить, что под национальным характером Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной науки и возникшие под влиянием природных и исторических факторов. Национальный характер проявляется не только во нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации, государства. Подобно тому как человек своим поведением во многом предопределяет личную судьбу, так и между национальным характером и исторической судьбой государства существует внутреннее «сращение». Бердяев считал, что национальный характер можно «перевоспитать». Понятие «национальный дух» наряду с понятием «национальный характер» являются одним из важных во взглядах Бердяева на судьбу общества. Национальный характер сам по себе не является «просветленным». Он формируется стихийно «первичное бытие», куда уходят корни нации «темное» и иррациональное в своей основе, национальный же дух – это просветленное духовное начало в жизни нации, это свет Божьего замысла о ней.

Бердяев рассматривает национальный дух как проявление мистического «Божьего замысла». Бердяев говорил: «Реальность мифа о Боге; нельзя доказать и не нужно. В человеческом пути есть то, что выше человека. И то, что выше человека, то божественное, не есть сила внешняя, над ним стоящая и им господствующая, а то, что в нем самом делает его вполне человеком.» в конечном счете для Бердяева Божий замысел – это потенция самой науки, то лучшее, что есть в ней. Проявление зрелого национального духа означает победу над всем иррационным, темным, стихийным в национальном характере. Это победа духовного начала, позволяющего отблагодарить и возвысить нацию. «Просветление» национального характера – результат постоянной критической работы мысли и воли по борьбе с человеческими пороками, которые, казалось бы, запрограмированны самой природой.

Разрывать или тем более противопоставлять национальный характер и национальный дух нельзя. Национальный характер, прогрессируя постепенно проявляет истинный дух нации, становясь искусственно – зрелым. Бывает и наоборот. Происходит «угашение духа», наций так и не достигает «совершеннолетия», для нее оказывается чуждыми, самокритика и стремление к совершенству.

С понятием «национального характера» и «национального дух» органически связано понятие «национальное самосознание». Национальное самосознание раскрывает отношение нации к самой себе и к другим нациям, в представлении о ее достоинствах и недостатках.

Особенности и противоречия русского характера Бердяев видел в отсутствии правильного соотношения «мужественного» и «женственного» начал в нем именно уравновешенность «мужественности» и «женственности» присуще зрелому национальному характеру. Русская «национальная плоть» оказывается женственной в своей пассивной восприимчивости к добру и злу. «Русской душе» не хватает мужественного закала, твердости духа, воли, самостоятельности. Она слишком зависит от природной и коллективной жизни.

Вместе с тем Бердяев бесконечно далек от мысли, что с женственным началом связаны недостатки русского национального характера. Благодаря женственной душе у русского народа есть такие прекрасные национальные качества, как душевность, милосердие, способность отречься от благ во имя святой веры.

Таким образом, сказанное Бердяевым о русском национальном характере дает трезвый и нелицеприятный взгляд одного из проявлений национального самосознания, а самосознание нации обязательно предполагает «самокритику», «самообличие» и «самоочищение». Анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились неотъемлемой заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремится показать роль каждого, каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

 




2020-03-19 240 Обсуждений (0)
Раздел II. Чисто русский характер, его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел II. Чисто русский характер, его сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)