Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность депутатов г. Братска в Иркутском областном Совете народных депутатов



2020-03-19 252 Обсуждений (0)
Деятельность депутатов г. Братска в Иркутском областном Совете народных депутатов 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность депутатов в областном Совете, а в частности депутатов г. Братска многогранна. Депутаты имеют свои обязанности, которые они обязаны исполнять, за неисполнение данных обязанностей действие депутатских полномочий прекращалось досрочно. Депутаты обязаны были встречаться со своими избирателями, участвовать в различных комиссиях создаваемых для решения различных насущных вопросов, присутствовать на заседаниях сессии областного Совета. Автор работы предлагает рассмотреть деятельность особо активных депутатов по отдельности.

Депутаты г. Братска в областном Совете 21 созыва, работали по различным вопросам и проблемам, как области, так и родного города. Вопросы экологии и сельского хозяйства занимали их не меньше чем проблемы молодежи и спорта, можно сказать, что спектр проблем был очень широк.

Так, например, когда страна в 1990 году начала переход к рыночной экономике, Иркутский областной Совет постановил, что Иркутская область одна из первых должна влиться в этот противоречивый и трудный процесс перехода от плановой экономики к рыночной. Депутат г. Братска – Иваницкий В.П. проводил круглый стол в обкоме КПСС, посвященный проблемам рыночной экономики и работы региона в новых экономических условиях. Так как Иваницкий, талантливый журналист и член комиссии по планово-финансовой деятельности, именно ему было поручено проведение круглого стола, в ходе беседы он отмечал как плюсы, так и проблемы и сложности данного процесса: «экономический плюрализм, а также проблемы перехода от жесткой централизации управления народным хозяйством к рынку, трудности перехода от монополии государственной собственности к смешанной, перехода на хозрасчет.»[45] Входя в состав комиссии по аудиторской деятельности, данный депутат предложил выработать меры по переходу к рыночной экономике, и поиску путей развития данного процесса, конкретно в Иркутской области, исходя из территориального, производственного, ресурсного потенциала.

 Также, будучи секретарем Иркутского обкома КПСС, Виктор Павлович возглавлял областную школу идеологического актива, под его руководством, «в столь трудное для партии время, когда развал ее был недалеко, в ходе дискуссий, шел поиск путей влияния партийной организации на решение экономических проблем, стабилизации политической обстановки, Иваницкий также подчеркивал единство и взаимодействие партийных комитетов с областным Советом народных депутатов».[46] 

 Говоря о партийной деятельности Виктора Павловича необходимо отметить работу его как секретаря обкома с различными политическими деятелями, посещавшими нашу страну и Иркутскую область. Так, например, 16 августа в г. Иркутске с визитом находился секретарь ЦККА Аргентины Сесар Рачеф, Иваницкий провел с ним беседу о работе аргентинской коммунистической партии и о проведении в Иркутске областной партийной конференции и путях выполнения решений съездов КПСС, о перестройке в областной партийной организации, о ходе социально-экономического развития советского общества. На четвертом пленуме обкома КПСС Виктор Павлович, выступил с  проектом об «Основных направлениях деятельности коммунистов в Иркутской областной организации КПСС».       В сложных социально-политических условиях, в ходе трудной и острой политической борьбы в 1991 году Иваницкий занимался подготовкой к референдуму по вопросу сохранения СССР. Также самой актуальной темой в 1991 году являлись выборы президента Российской Федерации, и если говорить о депутате г. Братска Иваницком В.П., то он был лично знаком  с Б.Н. Ельциным, данный кандидат имеет большой опыт практической работы на производстве, что очень важно при переходе к рыночной, многослойной экономике. Считал, что из Ельцина выйдет «эталонный диктатор»[47]. Иваницкий, оценив деятельность кандидатов, все их плюсы и минусы, все-таки предпочтение отдал Рыжкову, но, все же считая, что все кандидаты должны иметь равные условия и права, что говорит о его политическом профессионализме. Выступая в июне 1991 года на заседании бюро обкома КП РСФСР, Виктор Павлович отметил, что процесс в партии углубляется, возникает опасность ее раскола на различные идейно-политические течения, в партии идет раскол идейного и организационно-политического размежевания на ортодоксальных коммунистов, социально-демократическое направление в КПСС и либерально-демократическое направление. Но свои надежды он связывал с проектом новой программы КПСС.

 Таким образом, автор отмечает многостороннюю деятельность депутата г.Братска – Иваницкого В.П., его верность коммунистическим принципам, но, тем не менее понимание необходимости перемен в меняющемся советском обществе.

Среди 23 депутатов г. Братска 22 были представителями мужского пола, и среди них присутствовала лишь одна женщина – Ганенко Г.Л. которая являлась председателем постоянной комиссии областного Совета по культуре, воспитанию и духовно-нравственному совершенствованию общества и милосердию. Галина Леонидовна в качестве председателя данной комиссии принимала участие в решении таких проблем, касающихся культурного наследия России. Так, например, в 1990 году уникальные книжные фонды областной библиотеки им. И.И.Молчанова- Сибирского находились в опасности из-за нахождения в здании признанным аварийным еще в 1987 году, на второй сессии областного Совета, Ганенко призвала депутатов « со всей ответственностью подойти к решению  этого вопроса, именно благодаря ей на этой сессии было принято решение «О срочных мерах по возобновлению деятельности библиотеки им. И.И.Молчанова-Сибирского»[48]. В мае 1993 года Ганенко работала в г. Братске в составе комиссии, приезд которой был вызван необходимостью определения правомерности отнесения объектов социальной культуры и быта, спорта и торговли (в том числе санатория-профилактория «Ладушки, «Юбилейный», спортивных сооружений «БГС», ДК «Энергетик», и центрального городского рынка) к муниципальной собственности г. Братска. Было выслушано мнение всех сторон- комиссии, от имени которой выступала Галина Леонидовна, представителей Совета, администрации города и была достигнута договоренность по всем объектам и данные объекты были переданы в муниципальную собственность. Ганенко Г.Л. своими социальными проектами очень много сделала для г. Братска, ее позиция по поводу сохранения объектов культуры была, несомненно, очень решительной и продуктивной.

В числе братских депутатов почти все были партийными, но особое мнение по партийным вопросам имел Чаликов В.К. – первый секретарь братского городского комитета КПСС. Он не раз на сессиях высказывал свое мнение по проблемам КПСС, отмечал все плюсы и минусы партийной деятельности, критиковал попрание основ плюрализма и демократии, отстаивал право каждого депутата иметь собственное мнение. Василий Константинович считал, что в результате отстранения КПСС от принятия политических решений партийные работники разных уровней еще не избавились от ортодоксальности в своих походах, стараются перенести старые методы и формы в рамки сегодняшнего дня, что не способствует реализации конкретных назревших проблем в обществе и каждой партийной организации. Чаликов отмечал, что необходимость сплочения партии стоит на первом месте, и, несмотря на то, что из партии вышло большое количество ее членов, остается еще коммунисты которые не проявляют никакой политической активности, являются тормозом, подчеркивал необходимость прекратить борьбу различных партийных течений, движений, которая ничего не дает народу. Чаликов В.К. считал необходимым искать пути консолидации, выработки общих решений и также как Иваницкий, рассчитывал на необходимость выработки программы деятельности братских депутатов.

Баллотировавшийся и избранный в делегаты на XXVII съезд КПСС Чаликов, не был закостенелым партийным работником он входил в комиссию по делам молодежи, физической культуры и спорту, по гласности и общественно-политическим инициативам. На заседании третьей сессии областного Совета предложил 10% от реализации продукции промышленных предприятий предусмотренных для пополнения местного бюджета, использовать для районов снабжающих г. Братск сельскохозяйственной продукцией. 

 Яковенко В.К. избирался от Падунского избирательного округа, и как постоянно проживавший в п. Падун он не понаслышке знал проблемы своего родного города. Являясь председателем постоянной комиссии по экономической   реформе, научно-техническому прогрессу и внешнеэкономическим связям областного Совета, он старался решать вопросы социальной защищенности избирателей при переходе к рынку, территориальные разработки вопросов собственности, занятости населения, передачи жилья в собственность. Некоторое время Яковенко являлся исполняющим обязанности главы администрации Иркутской области. На этом посту его заслугой было подписание от имени области договор Учредительной межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которая являлась добровольным объединением экономического взаимодействия субъектов договора, то есть сибирских регионов, в производственном, экономическом, научно-техническом и социальном развитии Сибири, по основным, программам и проектам. Таким образом, мы видим, что депутат г. Братска – Яковенко, занимая такой значимый пост, совместно с другими братскими депутатами занимался вопросами, не определяющими жизнь всей Иркутской области, но являющимися важными, непосредственно для г. Братска. Так, например, в 1991 депутаты областного Совета Сиваков Р., Евтушенко Э., Самусенко П., Ганенко Г., под руководством Яковенко В.К. обратились к сессии Совета с требованием провести депутатское расследование по факту невыполненных решений облисполкома от 14 марта 1991 года и от 24 июля 1991 года выделения от «Братскгэсстоя» 1020 грузовых машин на ввоз сельскохозяйственной продукции»[49]. Невыполнение данных решений привело к остановке вывоза продукции, нарушению работы сельскохозяйственных предприятий. Депутаты Совета приняли данное требование к сведению, и депутатское расследование было проведено.

Необходимо, также отметить такого депутата, как Евтушенко Эдуард Георгиевич, несмотря на заботы в областном Совете, он еще и являлся одновременно генеральным директором «Братского Лесопромышленного Комплекса» и сыграл заметную роль в стабилизации ситуации в отношении «БЛПК», которому в декабре 1991 года кабинет министров РСФСР разрешил реализовывать за границей свою продукцию, а на вырученные средства закупать новое иностранное оборудование. Евтушенко же считал, что доходы лесохимиков напрямую зависят от их коммерческой деятельности и хотел в последствии на средства получаемые от реализации продукции улучшить экологическую обстановку в г. Братске.

На посту генерального директора «БЛПК», Евтушенко проводил встречи с иностранными делегатами, знакомил их с положением дел на «БЛПК», например, « в июле 1991 года, г. Братск посетила делегация японской префектуры Исикава и одно из первых  ее посещений было на «БЛПК», члены делегации получили исчерпывающую информацию о деятельности этого гиганта лесной промышленности».[50]     

 Одним, и очень важным, направлением деятельности депутатов г. Братска являлась забота о жителях родного города в области безопасности. Виктор Семенович Чекмарев – начальник ГУВД г. Братска и депутат областного Совета, разработал программу наведения правопорядка в городе, « на сессии Совета он поднял вопрос о проекте  расходов в сумме 11 миллионов рублей на создание и содержания муниципальной продукции – службы общественной безопасности, подчиненной местным Советам, к ним относились: патрульно-постовая служба ГАИ, участковые милиционеры. Также, он поднял вопрос о размещении милицейских батальонов на городских промышленных предприятиях, таких как БРАЗ,   ПО «Сибтепломаш»,  в поселках Порожский и Чекановский.»[51]

Если говорить о более масштабных мероприятиях, с участием братских депутатов, то необходимо отметить присутствие некоторых депутатов на профсоюзной конференции по социально-экономическим проблемам Севера, где решались такие важные, и если не сказать острые вопросы, как оплата, так называемых «северных» жителям северных районов. Данная конференция проходила в два этапа, в Мурманске и Петропавловске-Камчатском, в результате ее работы было принято постановление Совмина РСФСР от 22 декабря 1990 года «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»[52]. Участие братских депутатов в данной конференции, было продиктовано желанием оказать реальную помощь своим избирателям, также живущим на Севере.

Депутаты г. Братска в  областном Совете: Я. Шепеленко, заместитель председателя горисполкома по делам молодежи и старший технолог БРАЗа Д. Баймашев, являлись членами областной постоянной комиссии по делам молодежи, активно участвовали в организации новой структуры областного Совета – Комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта, для того чтобы сократить количество комиссий, на третьей сессии областного Совета, в 1991 г. было принято решение объединить два существовавших комитета: по делам молодежи и Комитета по спорту и физкультуре.

Братские депутаты очень ревностно относились к проблемам молодежи и поэтому выдвинули протест по данному вопросу: « данное решение о  создании нового комитета, созрело у депутатов спонтанно, и не было отработано полностью, не были рассмотрены проблемы, возникающие в связи с объединением, обошли вниманием требования и мнение молодежи…» [53]. Я. Шепеленко считал  объединение данных комитетов преждевременным и ошибочным.

Основываясь на знаниях проблем молодежного комитета г.Братска, Шепеленко доказывал, на примере братского комитета, что в любом деле главное профессионализм, в г. Братске , говорит депутат существует два независимых комитета, но работают они в одном направлении. Особое внимание, считает он, должно уделяться кадрам, работающим с молодежью, в городе в деятельность по решению молодежных проблем вовлечено большое количество специалистов: психологов, педагогов, юристов, медиков, в результате их совместной работы в г.Братске существуют независимые и сильные комитеты. Депутаты областного Совета отложили формирование комитета по  делам молодежи, физической культуре и спорту, прислушавшись к доказательствам Баймашева и Шепеленко о том, что необходимо создание программного документа, организации финансовой деятельности, а также присутствия желания вникнуть во все молодежные проблемы, отсутствие всего этого, только тормозит дальнейшую работу.

В списках депутатов от г. Братска присутствовали представители журналисткой профессии – Августовский О.А. и Монахов В.В., эти депутаты проявляли свои профессиональные навыки при работе в областном Совете, освещали с точки зрения депутата основные события, происходящие в стране. Так, например, Августовский составил открытое письмо областному Совету народных депутатов  Иркутской области от президиума Братского горсовета ветеранов и выступил со статьей, с броским и интригующим заголовком « Область пойдет за Россией». Данное письмо порождено принятым на октябрьской сессии областного Совета, решением поддержать требования Верховного Совета РСФСР об отставке союзного правительства. [54] И заголовком и содержанием своей статьи Августовский, как бы противопоставляет Россию и Союз, являющийся в данный момент центром. Данная  статья была раскритикована, как ведущая к разобщению нации. Письмо же было написано как напоминание депутатам г. Братска о том, «что избиратели имеют право на критику, вопросы, и даже отзывать тех, кто безответственно выполняет свои обязанности из депутатского корпуса.»[55] По мнению автора данной работы, Августовский в то непростое время, слишком резко и критично оценивал происходящие события, именно поэтому его и осуждали.

Другой талантливый журналист, бывший депутатом Совета – Монахов В.В., был сторонником равных условий, то есть, присутствуя на сессиях областного Совета, он выступает, как миротворец, предлагая сторонником то одной депутатской группе, то другой дать  слово, тем самым, настаивая на том, что каждый имеет право на равенство и голосование. Монахов участвовал в разработке проекта Устава Иркутской области и имел собственное критичное мнение по поводу роспуска КПСС, он считал, что отстранив КПСС от власти, местные чиновники администрации не дают развернуться Советам в отсутствии коммунистического правила, Решения областного Совета не подкреплены решениями сверху, в Советах на всех уровнях, считал он, преобладают номенклатурные работники, которые заботятся о проблемах только своих коллективов, отраслей, а не о нуждах жителей всех округов. Монахов отмечает противостояние депутатов и избирателей.[56]

Для того, чтобы завершить рассмотрение деятельности депутатов, необходимо упомянуть о постоянных встречах депутатов со своими избирателями, братские депутаты по всем избирательным округам проводили встречи с населением по личным вопросам, Хорошев в Осиновке, Яковенко и Мартыненко в п.Энергетике, Ганенко и Сиваков в п.Падун, Кузин и Чекмарев в п.Гидростроитель.

 В 1993 г. сложная обстановка в стране: распад СССР и КПСС, подействовали на местные органы власти деморализующие. Областной Совет народных депутатов не справлялся с возложенной на него нагрузкой по регулированию и управлению социально-экономическими отношениями в области. Возникла необходимость реорганизации местных органов власти. Отношение  депутатов г.Братска к данному процессу было неоднозначным: часть депутатов настаивала на сохранении существующего положения, и лишь реорганизации и усовершенствования областного Совета, другая часть депутатов, более радикально настроенная, предлагала сформировать диаметрально новый орган власти, но совместив при этом, методы и принципы управления соответствующие сложившимся современным условиям, а также опыт и теоретические знания предшествующих органов власти, непосредственно областного Совета народных депутатов. Как бы то ни было, по мнению автора данной работы, совместно депутаты пришли к единственно правильному мнению.

Весной 1994 года областной Совет народных депутатов Иркутской области перестал существовать, 27 марта 1994 г. состоялись выборы в законодательное собрание Иркутской области первого созыва по мажоритарной системе, было избрано 45 депутатов сроком на 3 года. В 1995 г. был принят Закон «О выборах депутатов в Законодательное собрание Иркутской области».

 В целом, характеризуя деятельность депутатов г.Братска в областном Совете Иркутской области, необходимо отметить, что работать им пришлось в сложных и противоречивых условиях, но тем не менее они успешно справлялись со своей депутатской деятельностью, отстаивая интересы города и своих избирателей.   

 

Заключение

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и, особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

В ходе написания работы решены следующие задачи:

1. Охарактеризованы органы законодательной власти России в целом и Иркутской области в частности. Верховный Совет – высший представительный орган государственной власти в СССР, его союзных и автономных республиках. Верховный Совет Российской Федерации – в 1938-1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990-1993 – постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации.

2. Проанализирована работа депутатов от г. Братска в законодательных органах РФ и Иркутской области.

3. Оценено место и роль депутатов от города Братска в деятельности всего депутатского корпуса Российской Федерации.

4. Проведено исследование с целью выявить, знают ли братчане своих депутатов и каково их отношение к их деятельности. Исследование показало, что в целом братчане интересуются политической жизнью города и области. Многие депутаты Высшего государственного законодательного органа на слуху, либо знакомы по своим делам или трудовой деятельности. Самым популярным из депутатов Верховного Совета РСФСР оказался В.И. Вершинин. Самым «не знаменитым» оказался депутат Закопырин А.Н.

Володичев Виктор Васильевич принимал активное участие в доработке представленного правительством проекта основ законодательства Союза ССР и республик о земле. Выполняя наказы, просьбы избирателей, трудовых коллективов БрАЗа, БЛПК и других, Володичев встречался и вел переговоры с председателем Совета Министров СССР т. Рыжковым по вопросам продовольственного обеспечения жителей Братска и обеспечения глиноземом БрАЗа. Были встречи с министром металлургии т. Колпаковым и зам. министра Минлеспрома т. Чуйко по поводу их посещения Братска с целью решения имеющихся проблем. Депутат встречался с т. Брежневым (Минтрансстрой), т. Конаревым (МПС), т. Щербаковым (Госкомтруд), т. Ненашевым (Комитет по телевидению и радиовещанию) для решения широкого круга вопросов.

Белякова Галина Федоровна уделяла внимание развитию акционерных молодежных формирований в хозяйственной и культурной сферах, созданию вневедомственной системы контроля за экологией и превращение г. Братска в туристический центр.

За годы работы депутатов (1989- 1993) была создана законодательная база по экономическим бюджетно-финансовым вопросам. Подведен прочный фундамент под бюджетные взаимоотношения области с городами и районами. Был приведен в систему в целом бюджетный процесс.

Одним из главных направлений, в котором работало Законодательное собрание этого созыва, - это социальная защита населения. В этой области удалось принять важные законы, касающиеся развития культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Депутаты никогда не уходили от проблем, стараясь решать их совместно с администрацией области. В областном парламенте работали профессиональные законодатели, многие из которых пришли в Законодательное собрание с хорошим багажом, с опытом работы в законодательных и исполнительных органах власти. Хотя член областного парламента – это, прежде всего, политик, подходящий к решению любого вопроса с позиций целесообразности и выражающий интересы определенного слоя общества. Но он не сможет эффективно работать, если не будет ориентироваться в правовых вопросах, знать основы экономики. Депутат должен уметь аргументировано отстаивать свою позицию, а значит, и влиять на принятие того или иного решения. Несомненно, что в наибольшей степени навыками парламентской работы обладают депутаты, работающие в парламенте на профессиональной постоянной основе. Они определяют основные направления законодательной работы и несут на себе основную тяжесть подготовки законопроектов к обсуждению.

Депутат представляет в областном законодательном органе интересы своего избирательного округа. Он изначально определяется как «представитель соответствующей территории», а значит, обязан защищать интересы «территории», и его будущее как парламентария будет зависеть от умения отстаивать интересы, прежде всего, избирателей своего округа. При очередном своем переизбрании в состав регионального парламента он должен будет доказывать своим избирателям, что делал это достаточно эффективно. Причем показать рядовому и не искушенному в парламентской работе избирателю эффективность подобной работы, а также степень своего влияния на принятие парламентом решений по важным вопросам жизни региона будет достаточно сложно. Избиратель должен видеть работу депутата либо регулярно слышать о ней. Этому способствуют встречи с избирателями округа, активность в разрешении их обращений, регулярное упоминание о деятельности депутата в средствах массовой информации.

И это действительно так. Все эти теоретические высказывания можно подкрепить конкретными примерами работы депутатов Законодательного собрания Иркутской области, а в частности деятельности областных парламентариев от г. Братска.

Изучив материал, опубликованный в городских и областных газетах, можно сделать вывод, что многие депутаты-братчане оставили свой след в истории формирования и становления парламента Иркутской области и России в целом. Из депутатов Законодательного собрания первого созыва это были Истомин Геннадий Васильевич, Невмержицкий Иван Павлович и Викулов Владимир Степанович. Их можно назвать пионерами и учредителями областного парламента. Они внесли свой вклад в принятие основных (базовых) законов Иркутской области: Устава области, Регламента Законодательного собрания и Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Иркутской области».

Как известно, одним из главных и проблемных вопросов областного парламента является принятие бюджета Иркутской области. Необходимо отметить, что при его обсуждении были активны депутаты от г. Братска. Они регулярно выступали против ущемления интересов своего города областью. Хотя многие их замечания и протесты, подкрепленные реальными цифрами и фактами, брались во внимание Законодательным собранием, но на деле все изменения были незначительными. Часто братские депутаты просто оказывались в меньшинстве.

Еще одной причиной неудач являлось то, что между администрацией г. Братска и братскими депутатами в Законодательном собрании не всегда устанавливались должные отношения. Для успешной и плодотворной работы необходимо сотрудничество между исполнительной и законодательной властью, необходимо обсуждение конкретных вопросов перед сессией областного парламента, а также обсуждение ее итогов. А об этом братским парламентарием чаще всего приходилось только мечтать.

Таким образом, депутаты от г. Братска первого созыва Законодательного собрания сталкивались с острыми проблемами. Однако они их успешно решали. Главным итогом их деятельности стало то, что область изменила свое отношение к Братску.



2020-03-19 252 Обсуждений (0)
Деятельность депутатов г. Братска в Иркутском областном Совете народных депутатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность депутатов г. Братска в Иркутском областном Совете народных депутатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)