Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны



2020-03-19 202 Обсуждений (0)
Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...2

Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны……………………………………………………………………………6

Глава II . Берлинский кризис 1948-1949 гг.Образование ГДР и ФРГ……..11

Глава III . Берлинский кризис 1961 года……..……………………………..19

Заключение…………………………………………………………………...25

Список использованной литературы и источников………………………...26

 

Введение

Современные кризисные явления в жизни многих государств, а также возникновение в последнее время большего количества новых независимых государств ставят перед политиками, дипломатами и исследователями проблему поиска путей разрешения кризисных явлений внутригосударственного характера, а также способов осознания образования новых государств. Подобные вопросы способствуют изучению накопившегося исторического опыта.

Одним из примеров кризисного развития государства стала Германия второй половины ХХ века. Страна, пережившая два серьезных кризиса и долгое время находившаяся в состоянии раскола. Актуальность темы, на мой взгляд, учитывая современные тенденции развитии международных отношений, и, всё усложняющиеся взаимоотношения России с её соседями, - дальними и ближними, а особенно с ФРГ, объясняется давними связями и тесным сотрудничеством с этой страной, не всегда находившимся в благоприятном русле, требует более глубоко и широкого исследования.

Данная тема нашла свое отражение в трудах многих авторов.

Висков С.И., Кульбакин В.Д. в книге “Союзники и германский вопрос” 1945-1949”[1] рассматривают политику союзников по антигитлеровской коалиции в решении германского вопроса. Авторами исследуется история создания согласованной союзнической программы демократических преобразований в Германии после окончания Второй Мировой. Большое внимания авторы уделяют деятельности контрольной администрации по практическом осуществлению союзнической программы по Германии, что так же представляет немалый интерес. Показаны причины возникновения двух лини   в германском вопросе – линии Советского Союза и линии Запада.

Статья Наринского М.М. “Берлинский кризис 1948-1949”[2] из журнала “Новая и новейшая история” дает глубокую и достаточно объективную точку зрения на события обозначенного периода,  комментарии к тем или иным шагам, предпринятым Советской стороной и союзниками в отношении “Германского вопроса”.

Кынин Г.П. в своей монографии “Германский вопрос во взаимоотношениях СССР, США, Великобритании в 1944-1945”[3] предоставляет широчайший спектр аспектов относительно проблемы послевоенного устройства Германии, исследует вопрос контрибуции, наложенной союзниками, а так же подчеркивает те решения “на верхах” соответствующих “лагерей”, которые, как потом выяснилось, носили исторический судьбоносный характер, что помогало автору этой курсовой лучше разобраться в сложившейся ситуации в Германии.

Но, пожалуй, наиболее обширный, глубокий, а что еще важнее, объективный источник является статья Робертса Ф. “Сталин, Хрущев и берлинские кризисы”[4] Ценность объясняется тем. что автор этой статьи – непосредственный участник событий описываемого периода: Робертс в 1948-1950 был в качестве официального британского дипломатического представителя, участвовавшего в переговорах со Сталиным, а во время Берлинского кризиса 1961 года – в качестве посла Великобритании в Москве, поддерживавшего тесный контакт с Хрущевым. Автор, как сказали бы лет 25 назад, хотя и являясь представителем капиталистического строя, описываемые события преподносит в максимально объективном видении, не очерняя соц.строй, как противника капитализма. Это достаточная редкость учитывая, что даже в современный период трудно найти исследователя, который не стремился бы укорить социализм в его ошибках и не продуманности действий, а Робертс, - наоборот – судит с третейской точки зрения.  Монография Коваля К.И. “Последний свидетель. Германская карта в “холодной войне””[5] посвящена одному из ключевых событий “холодной войны” - берлинскому кризису 1961 года. Исследователь воссоздает, ход событий, стараясь по возможности выявить и объективно интерпретировать протекавшие в те годы процессы и лежавшие в их основе мотивы. При этом он пытается избежать априорных симпатий и антипатий и показать, как понимание ситуации обусловливалось специфическими представлениями политических деятелей - активных участников происходящего.

Важен для полного освещения озаглавленной темы и такой источник как воспоминания, а именно Аденауэр К. “Воспоминания.” [6] Точка зрения непосредственного участника событий представляет для нас особый интерес и ценность, более того, сомневаться в объективности этого источника вряд ли приходится, так что обозначенные “Воспоминания” очень помогли в деле написания этой работы.

Интересным и полезным для освещения исследуемой проблемы является такой источник, как Тегеран, Ялта, Потсдам: сборник документов[7]. В Сборник включены документы трех конференций руководителей стран антигитлеровской коалиции – Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской. Эти конференции сыграли выдающуюся роль в укреплении боевого и политического сотрудничества СССР, США и Англии в годы второй мировой войны. Совещания руководителей трех держав имели большое значение не только во время совместной борьбы против германского фашизма и японского милитаризма, но и в последующем – в создании основ послевоенного устройства мира.

Огромное количество информации по освещаемой теме лишний раз подчеркивает её актуальность, к тому же время убедительно доказало: большинство событий прошлого имеют далеко идущие последствия. К тому же, дипломатическому корпусу Российской Федерации до сих пор приходится сталкиваться со “старым” советским восприятием нашей страны, что так же не улучшает взаимопонимания…

 

Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны

 

В 1944-1945 гг. перед союзниками стояла задача согласовать позиции и решить, как поступить с Германией после её поражения. Проблемы послевоенного устройства этой страны рассматривались Европейской Консультативной Комиссией (далее ЕКК) в Лондоне, которая стала постоянным главным органом сначала трех государств (США, Британии, СССР), затем четырех держав антигитлеровской коалиции ( плюс еще Франция) по подготовке основных соглашений по германскому вопросу. В результате интенсивной работы ЕКК до Ялты, состоявшейся в феврале 45г,, ею были подготовлены “соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления “Большим Берлином”, а так же о контрольно механизме союзников в Германии”[8].

На Ялтинской конференции произошел обстоятельный обмен мнениями о послевоенном устройстве страны, создана комиссия по её расчленению. Были приняты решения об участии Франции в оккупации Германии, о репарациях с Германии и о западных границах Польши. Также подготовлены и приняты “Декларация о поражении Германии”. Комиссия по её расчленению, начавшая работу в марте 45 года в Лондоне, не смогла пойти дальше обсуждения процедурных вопросов.

В мае 1945г. Германия потерпела поражение,  верховная власть на её территории перешла к правительствам США, Британии, СССР, Франции в лице её представителей. В соответствии с документом о контрольном механизме в Берлине начали функционировать органы союзной контрольной власти, главной задачей которых было осуществление решений союзников, касающихся Германии. Широкому обсуждению германский вопрос был подвергнут на Берлинской конференции союзников в июле - августе 45 года, где и были приняты решения о полит, и эконом. Принципах обращения с Германией, разделе флота, передаче СССР Кёнигсберга, о западной границе Польши.

Стоит сказать пару слов о самой ЕКК: она была создана 15 декабря 1943 года, а уже 14 января 1944г. состоялось её первое заседание. Нас интересуют решения, принятые этой комиссией в 45 году, поэтому подробно на деятельности ЕКК в 1944 останавливаться не буду. Надо отметить следующее событие: как пишет Кынин “в процессе обсуждения условий капитуляции Германии члены ЕКК пришли к выводу о необходимости подготовить соглашение о зонах оккупации Германии и об управлении “Большим Берлином”. Его разработка велась на основе документов, представленных каждой стороной. Документ американской стороны от 12 июня 1944 заключал в себе следующие положения: Германия, не считая района Берлина и Австрии , делится на три зоны оккупации; восточная зона, без Берлина – к СССР, северная и южная – к США и силами Королевства. Район Берлина оккупируются совместными силами союзников. Оккупации подлежит Территория Германии на 1 января 1938 года.

Советы, свою очередь, предлагали несколько иное: по мимо прекращения военных действий против ООН, разоружения, интересны следующие пункты: передача союзникам всей авиации и флотов, установлении трех зон оккупации, введения 15 км. зоны вокруг Берлина для его оккупации тремя державами. Оккупация тремя странами Австрии, передача союзниками всего вооружения, введение цензуры.” [9] 

В ходе обсуждения выше указанных документов советская делегация настаивала, что бы каждая из зон занималась лишь одной страной. И возражала против предложенной представителями Англии оккупации Восточной Пруссии польскими войсками или смешанными союзными.

В итоге обсуждения ЕКК утвердила 12 сентября 1944 года “Протокол соглашения между правительствами США, Британии, СССР о зонах оккупации Германии и об управлении “Большим Берлином”” и приняла решение передать его на утверждение трех правительств.

Еще одним документом, разработанным ЕКК до Ялты, явилось соглашение о контрольном механизме в Германии. Надо сказать, что способы и методы регулирования власти в будущих зонах оккупации Берлина были весьма схожими, однако, СССР выступил против предложенного Англией создания в рамках военной администрации “консультативного совета”, куда входили бы представители стран Европы, которые в состоянии войны с ней. СССР выдвинул свой принцип: “оккупация трёх, механизм трёх”. Соглашение было утверждено всеми членами ЕКК сразу же и без проволочек.

Перенесёмся, однако, чуть дальше по ленте исторических событий, а именно в весну 45 года. После Ялты представители западных держав продолжали настаивать на обсуждении внесенных ими еще в 1944 году проектов директив главнокомандующим по различным вопросам контроля над Германией. В проектах директив рассматривались вопросы об использовании германской рабочей силы, возвращение немцам захваченных ценностей, защита граждан ООН в Германии. В течении мая и июня 1945г. ЕКК выработала документ, содержащий в себе наиболее неотложные из вышеназванных требований. В основу согласованного документа был пожен американский проект общего приказа от 28 ноября 1944г., входе обсуждении я которого Советы настояли на внесении в него ряда положений: о полном и окончательном упразднении всех вооруженных сил Германии, СС, СА, СД. О запрещении всех видов военного обучения, об упразднении НСДАП. В течении мая – июля 45 года созданный ЕКК комитет по консультациям с союзниками провел ряд заседаний с представителями семи европейских государств, информируя их о принятых союзниками решениях, касающихся Германии.

5 июня 1945 года состоялась встреча четырех главнокомандующих: Жукова, Эйзенхауэра, Монтгомери, Дальтар де Тассиньи. Обсуждался вопрос о начале работы Контрольного совета. Главнокомандующие договорились “вести подготовку к выводу войск и к размещению их по соответствующим зонам оккупации и доложить своим правительствам, что начало работы Контрольного совета зависит от размещения войск союзников по своим зонам”[10] . Первое заседание Контрольного совета состоялось 30 июля 45 года, во время работы Потсдамской конференции. Был рассмотрен и частично решен ряд организационных вопросов, в частности о выделении для Франции сектора оккупации в Берлине преимущественно за счет Британского и Американского секторов. А также о распределении аэродромов в городе между союзниками. Очень важно упомянуть решения, принятые на Потсдамской конференции 17 июля 1945года, явившаяся точкой отсчета в спорах о Германии и её будущем.

Одним из первых решений было создание Совета Министров Иностранных Дел (СМИД) и о роспуске ЕКК, функции которой передавались Контрольному совету. Вопрос о репарациях решался следующим образом: так как на уровне министров никакого решения о репарациях принято не было, 31 июля вопрос впервые был вынесен на обсуждение трех правительств. Первого августа соглашение было принято, Советская сторона соглашалась не фиксировать глобальной цифры репараций, а так же с тем, что все великие державы должны получить репарации из своих зон оккупации.

Решение о разделе военно-морского флота Германии было принято также 1 августа и с водилось в основном к следующему: весь ВМФ Германии разделялся поровну между тремя державами, большая часть подлодок должна была быть потоплена. Реальная передача торговых судов должна была произведена после победы над Японией. 22 июня союзики получили советский протокол о передаче СССР Кёнигсберга и прилегающих к нему территорий. Также указывалось в тексте протокола конференции, что “США и Британия поддержат это предложение при предстоящем мирном урегулировании”[11]. Одним из самых острых явился вопрос о западной границе Польши, поскольку он рассматривался в рамках общей судьбы этой страны. 20 июля советская делегация на заседании министров предложила обсудить проект решения “О западной границе Польши” с вариантом границы по реке Западная Нейсе.  США, однако, настаивали по проведении этой границы по Восточной Нейсе, тем не менее, на последующем заседании порешили провести границу по Западной Реке. 1 августа 1945 года руководители трех держав подписали протокол Потсдамской конференции, содержащей 21 раздел, 9 из них касались Германии. 2 августа 1945 года Конференция завершила свою работу.

Таким образом, самым главным в вопросе о будущем Германии звучало так: страна вступала в свой новый период истории целой и политически (еще пока) не поделенной страной.

 



2020-03-19 202 Обсуждений (0)
Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I .  Вопрос о политической судьбе Германии после Второй Мировой войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)