Социальная предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных). 6.Формирование устойчивой финансово-кредитной системы. Необходимо проведение следующих мер: а) увеличение доходной части бюджета б) укрепление национальной валюты в) сокращение расходов на управление г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств Лекция N3 7.Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры: создание сильного рыночного законодательства; формирование банковской, страховой и биржевой системы. 8.Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми-рохозяйственных связей. Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля. 9.Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики. Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции. Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях. Механизм управления и регулирования рыночной экономики. Управление общством в целом, и в том числе социально-экономическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах: содержательном функциональном структурном Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей. Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений. б) Организация управления решений. в) Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е) Оперативное управление процессом выполнения решений. Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем: подсистемы политики; подсистемы механизмов ее реализации. Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного руководства управления обществом. Политика структурно делится на стратегию и тактику: Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает ре-шение крупномасштабных задач. Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии. Политику также можно рассматривать в содержательном, струк-турном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной, структурно-инвестиционной, научно-технической и инф-раструктурной политики. В основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение труда. Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной, идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной, национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы. Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной. Поскольку общество представляет целостную систему, то и по-литика выступает как целостное образование. Она должна быть еди-ной, органически увязывающей все аспекты. Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации. Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов. Структура механизма управления. Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из ряда элементов, имеет определенную структуру: прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких процессов; организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию решений, воздействие на производственные процессы для достижения поставленных целей; система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности, по-вышения ее результативности. разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в управление делами общества. Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонисти-ческих противоречий, оно должно регулироваться государством. Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и желаемых темпов воспроизводства общих на-роднохозяйственных условий, нормального функционирования товароп-роизводителей. Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых, бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования, прогнозирования и проектирования. 1.Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с помощью норм права деятельности людей, организаций, определение компетенций, объема полномочий и обязанностей государственных и хозяйственных организаций, граждан. Механизм правового регулиро-вания составляют различные нормативные акты. 2.Важным инструментом регулирования рыночной экономики является государственный бюджет. Он используется для регулирования эконо-мики прежде всего через финансирование расходов. Важным инструментом воздействия являются государственные ка-питальные вложения, государственные закупки и государственные со-циальные расходы. В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие функции: 1.Финансирование приоритетных направлений, научных исследований и программ подготовки квалифицированной рабочей силы. Формирова-ние и реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии. 2.Финансовые поощрения модернизации оборудования и роста его производительности, разработка мероприятий развития экспортного потенциала. 3.Финансирование программ по охране природы. 4.Регулирование общенациональной системы социального страхования как важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы. Государственный бюджет и финансовая система оказывают влия-ние на предпринимательскую деятельность, формируя различные соче-тания стимулов, государство направляет их деятельность в русло осуществления социальных задач важных для всего общества. В системе государственного регулирования важное место зани-мают налоги. Налоговая политика, как и государственное инвестиро-вание, используется для стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций, повышения экспортной конкурентноспособности товаров. Основными методами использования налогов являются: изменение ставок подоходного налога; изменение ставок налога на прибыль; предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики. В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной аморти-зации. Лекция N4 Особенно эффективна система налоговых льгот в области науч-ных исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффек-тивное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стиму-лирование экспортного потенциала. Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно-денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы: “О ЦБ РФ”, “О банках и банковской деятельнос-ти”. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний регулирует дея-тельность коммерческих банков по следующим направлениям: установление минимального размера уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатель ликвидности баланса; минимальный размер обязательных резервов, депонированных в бан-ке РФ; максимальный размер риска на одного заемщика (10% от суммы ак-тивов банка); ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для привлече-ния акций юридических лиц. Кредино-денежные средства, используемые в процессе регулиро-вания рыночной экономики, выступают в виде учетной ставки процен-та за банковский кредит, денежной эмиссии, минимальных резервов банков, мероприятий на рынке ценных бумаг. Эти средства дополняют бюджет налоговой величины, с их помощью государство добивается изменений спроса и предложения на денежные кредиты. Учетная ставка - это ставка процента, которую ЦБ РФ как эмиссионный банк взимает с коммерческих банков за предоставляемый им кредит. Повышая (понижая) ее эмиссионный банк затрудняет (об-легчает) коммерческим банкам доступ к заемным средствам и тем са-мым ограничивает или расширяет их возможность по предоставлению кредитов предприятиям и организациям. В системе кредитно-денежных средств регулирования рыночной экономики важное место занимает денежная эмиссия. Она приводит к количественному изменению денежной массы. Исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятие их из обращения при-надлежит ЦБ РФ. В соотвествии с функциями резервной системы ЦБ РФ: а) осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; б) является кредитором последней инстанции для коммерческих бан-ков; в) реализует расчеты между банками; г) обслуживает государственный долг страны; д) проводит операции на рынке ценных бумаг; е) выдает коммерческим банкам лицензию на совершение банковских операций и операций с иностранной валютой; ж) осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков. Наряду с денежной эмиссией велика роль в регулировании эко-номики управления денежным оборотом. Управление денежным оборотом в РФ осуществляет ЦБ РФ в соответствии с функциями резервной сис-темы и на основе главных направлений единой государственной кре-дитно-денежной политики. Содержанием его деятельности в этой об-ласти является регулирование объема и структуры денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и на вкладах юридических лиц, граждан и других безусловных денежных обязательствах банков. Основными экономическими методами регулирования денежной массы являются: определение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам; покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты; определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерчес-кими банками в ЦБ РФ; определение прцентных ставок по кредитам, предоставляемых ЦБ РФ. В целях воздействия на состояние рынка в стране широко ис-пользуются меры ЦБ РФ по установлению минимальных размеров резер-вов банка. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний устанав-ливает размер обязательных резервов, размещенных в ЦБ РФ в про-центах. Коммерческие банки поддерживают остаток средств на ре-зервных счетах в ЦБ РФ в размерах, установленных обязательными резервными требованиями. Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут исполь-зоваться для кредитных операций коммерческих банков. То есть смысл регулирования нормы обязательных резервов состоит в том, что государство обязывает кредитные учреждения хранить часть сво-их средств в ЦБ РФ. Чтобы избежать кредитной экспансии и охватить конъюнктуру, государство увеличивает нормы обязательных резервов и замораживает часть депозитов банка. Сущность мероприятий на рынке ценных бумаг заключается в том, что, продавая облигации государственных займов коммерческим банкам, ЦБ РФ изымает часть ликвидных ресурсов, то есть сокращает кредитные возможности банков. Во время перехода к рыночным отношениям велика роль экономи-ческих и социальных процессов, происходящих в обществе. Характерной особенностью рыночной экономики является простое ценообразование. Государство может оказывать воздействие на про-цесс ценообразования путем стабилизации цен, принимая в этих це-лях соответствующие законодательные акты. Важным составным элементом системы регулирования экономики является планирование. С его помощью осуществляется использование на практике финансово-кредитных инструментов и других экономичес-ких рычагов. Это обеспечивается путем разработки всех видов бюд-жета, кредитных планов в процессе внутрифирменного планирования, составления комплексных прогнозов социально-экономического разви-тия страны, а также целевых комплексных программ по решению важ-нейших народнохозяйственных проблем. Существует планирование и прогнозирование на макро- и микро-уровне. Разделение труда является объективной основой планирова-ния и прогнозирования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |