ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ . АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ прогнозирование налогообложение налоговое планирование
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы государство собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Данная тема является актуальной, т.к. для осуществления взимания налогов в данный период переходной экономики, Россия нуждаться в чёткой налоговой политике, для повышения эффективности налогообложения, целью которого является мобилизация средств, необходимых для функционирования государства, наиболее эффективным возможным способом. Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. Главными задачами при изучении данной темы являются: охват теоретических аспектов налоговой политики (начиная с рассмотрения понятия, сущности, различных классификации налога), анализ налоговой политики России на современном этапе (при этом рассмотрев её эволюцию и направления), а также рассмотрение проблем и перспектив развития на плановый период 2012-2014 гг. Объектом исследования в курсовой работе является правительство Российской Федерации, предметом исследования - налоговая политика России. Развитие налоговой политики, само налогообложение и налоги, их разработка и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Поэтому при написании работы были использованы следующие методы: исторический, метод сравнительного анализа, аналитический. Теоретической основой курсовой работы послужили нормативно - правовые акты РФ и труды классиков финансовой науки. При разработке данной работы были использованы различные информационные источники: учебники, научная литература, так же были задействованы материалы из сети Интернет.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога. Рассмотрим несколько определений данного понятия «налог» в таблице 1.
Таблица 1 - Трактовка налога с различных точек зрения
Проанализировав данные точки зрения экономистов и формулировки понятия «налог» в различные этапы формирования Российской Федерации, то можно выявить несколько существенных замечаний к современному официальному понятию налога, указанному в ст. 8 НК РФ (таблица 2).
Таблица 2 - Основные замечания к юридической трактовке налога
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение налога. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [9, с. 32]. Следует подчеркнуть, что в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой (рис.1).
Рисунок 1 - Структура налога как комплексной категории[9, с. 28]
Налог является экономической категорий, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами- с другой, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение- мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог как экономическая категория выражает реальное существование отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог - такая же экономическая категория, как и прибыль, цена, доход и др. Вместе с тем налог - финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование её посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют сои отличительные признаки и черты. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективных характер, базируется на существовании различных форм собственности, реализуются через собственную форму движения, т.е. функции, и специфически отражают частностей существующих одну из финансовых отношений. Одновременно налоги являются и правовой категорией. Императивная юридическая деятельность налога составляет его основу как норма права. Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе как по закону, он уплачен быть не может. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. Таким образом, налоги представляют собой одну из главных форм реально существующих отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивающих властные правомочия государства. Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков, которые схематично представлены на рисунке 2. Обеспечение общественных потребностей и есть основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность, которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах аккумулируемые за счёт налогов средства использовались не только на содержание государства (что само по себе является общественной потребностью), но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие, общественно значимые цели. Налоги представляют собой не неизбежное зло, а общественное благо, необходимое условие существования человеческого общества.
Рисунок 2 - Признаки налога[17, с. 19]
Ошибочное мнение, что цель не является признаком налогов и её указание в дефиниции «налог» излишне: именно целевое назначение составляет сущность и основное содержание налогов. Без него налог превращается в форму произвольного лишения собственности. Общественное предназначение налогов предоставляет основные принципы налогообложения и вводит его в конституционные рамки. Определения налога как установленной законом формы изъятия части собственности налогоплательщиков без указания на цели такого изъятия явно недостаточно, поскольку закон может, как использоваться в интересах общества, так и подавлять его[17, с. 9]. Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых функций. Некоторые трактовки можно рассмотреть в виде таблицы 3.
Таблица 3 - Мнение экономистов о содержании сущности и функциях налогов
Так же существует ещё множество мнений о функциях налогов у различных экономистов-финансистов. Я соглашусь с мнением И.А. Майбурова, что налоги имеют четыре основополагающие функции: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Остальные являются производными. Кроме того, в рамках регулирующей функции можно выделить три подфункции: стимулирующую, демонстративную, и воспроизводственную[17, с.148-150]. Все функции налога не могут существовать автономно, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своём проявлении представляют собой единое целое. Разграничение функций налога носит условный характер, поскольку они осуществляются одновременно; отдельные черты той или иной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим экономическую сущность и механизм реализации налоговых функций. 1.Фискальная функция(от лат.Fiscus - государственная казна) - изъятие средств налогоплательщиков в бюджет - является основной функцией налогообложения[17, с.148]. Направление функции: а) налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. б) формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборотных, социальных, природоохранных и других функций. 2. Регулирующая функция[17, с.149]. Направление функции: а) достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции: - стимулирующую - развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций( предпочтений); - дестимулирующую - препятствует развитию определённых социально-экономических процессов; её действие связанно с установлением повышенных ставок налогов; - воспроизводственного назначения - реализуется посредством платежей; за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы; эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов. 3.Распределительная (социальная) функциявыражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений[17, с.149]. Направление функции: а) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящаяся за пределами рыночного саморегулирования. б) позволяет перераспределить общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе. в) обеспечивает на только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоёв населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами. 4.Контрольная функция[17, с.150]. Направление функции: а) обеспечение государственного контроля, за финансово-хозяйственной деятельностью организации и граждан, а также источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов. б) оценка соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. современности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. в) повышение эффективности реализации других функциональных налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов финансовыми потребностями государства - их фискальной функцией. г) обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы. Непризнание данной функции означает отрицание необходимости организации налогового контроля. Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести всё их разнообразие к небольшому числу групп. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, определила классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. Классификация налогов позволяет свести всё их многообразие к относительно небольшому числу групп, объединённых каким-либо одним общим характерным признаком. При этом каждый налог, обладающий большим количеством специфических признаков, попадает одновременно в несколько классификационных групп, составленных о разным классификационным признакам. Классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов схематично представлены на рис.3. Ниже применительно к российской налоговой системе даны соответствующие разъяснения. Подробно рассмотрим классификацию, главных основных налогов, с точки зрения Майбурова И.А. Классификация налогов по принадлежности к уровню управления[16,с.150] Подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные. Имеет: прямой законодательный статус; не только нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма. Основное разграничение заключается в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ[1, ч.2 ст.12]: - федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ; - региональные налоги устанавливаются НК РФ и видятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ; - местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов мастного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К федеральным налогам следует также относить три налога, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов: 1)единого сельскохозяйственного налога; 2)единого налога при применении упрощенной системы налогообложения; 3)единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Классификация налогов по субъекту обложения[16,с.151] Различает налоги на, взимаемые с юридических лиц, физических лиц и смешанные. Теоретическая и практическая значимость данной классификации в последнее время постепенно снижается. Подобная классификация теперь представляется условной и размытой так как, чётко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то что бы сложно, скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе. Классификация по степени переложения[16,с.152] Эта классификация, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация. Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют: реальные и подоходные. Прямые реальные- это налоги, облагающие предполагаемый средний доход, получение которого возможно от использования того или иного объекта обложения. Например, налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков. Прямые подоходные- это налоги, облагающие действительное получение доходов (прибыли). К ним однозначно относятся налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций. Косвенные налоги- это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для существенного перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление (расходы). В группе косвенных налогов традиционно выделяют индивидуальные, универсальные, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные индивидуальные- это налоги, облагающие ограниченные группы и виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы, облагающие специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алкогольную продукцию, автомобили, бензин, дизельное топливо, моторные масла. Косвенные универсальные- это налоги, облагающие операции по реализации всех товаров, работ и услуг безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), в других странах - налог с продаж. Фискальные монополии- это исключительные права полной или частичной монополии государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, работ и услуг. Таможенные платежи- это налоги и пошлины, взимаемые таможенными органа при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза. Данная классификация представляется достаточно удобной не только для международных сопоставлений, но и для внутреннего анализа структуры налоговых доходов консолидированного бюджета. Вместе с тем она отнюдь не бесспорна. Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Подводя итоги по вышесказанному, можно сказать, что налог существовал всегда и являлся политико-правовой формой государства, для обеспечения соответствующего объёма доходов бюджета, регулируется Налоговым Кодексом РФ. Несмотря на это у экономистов-финансистов существуют свои разнообразные точки зрения на данный счёт.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |