Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приватизация в странах Центральной Европы



2020-03-17 337 Обсуждений (0)
Приватизация в странах Центральной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе приватизации стран Центральной Европы выделяются общие характеристики в подходах:

·  приватизация считалась индикатором процессов системной трансформации, хотя имелись серьёзные различия в представлениях о масштабах перераспределения экономического пространства, формах и способах приватизации государственных предприятий;

·  практическая реализация намеченных задач в области приватизации запаздывала или растягивалась во времени;

·  экономический романтизм на первых этапах приватизации: завышенная оценка способности рыночных механизмов автоматически формировать структуру материального производства, балансировать внутренний рынок, обеспечивать финансовую стабильность.

Негативным образом воздействовали на процессы приватизации такие обстоятельства, как политическая нестабильность; принудительная ликвидация прежних функциональных структур (в то время как новые ещё не сформировались); ограниченность внутренних финансовых ресурсов, что не позволяло реализовать полностью рыночные методы приватизации.[22]

Каждая страна имела различия в методах и ходе приватизации, рассмотрим их на примере ряда стран.

Польская Республика. Перед  началом трансформации собственности 80 % производственного потенциала было сосредоточено в государственном секторе промышленности. Частный сектор охватывал большую часть сельского хозяйства, городскую торговлю и услуги.

Согласно концепции перестройки структуры собственности применялись следующие методы приватизации: аукционная продажа частным лицам и организациям, развитие акционерной формы предприятий, выделение собственности органам местного самоуправлении, изменения в кооперативном секторе, включение в систему национальных предприятий с участием иностранных партнёров или полностью принадлежащих иностранным предпринимателям.

Закон о приватизации государственных предприятий вступил в действие с 1 августа 1990г. С 1990 по 1994 гг. в процесс приватизации было вовлечено  28 % общего числа предприятий и 20 % коммунальной собственности.

В Польше 2400 компаний осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательными актами об акционерной собственности работников.[23]

На первых этапах преобразования собственности была осуществлена «малая приватизация», в частную собственность перешло 97 % всех магазинов, торговых точек, ресторанов и предприятий малого бизнеса сферы бытовых услуг. Уже к концу 1995г. на частных предприятиях в результате «малой приватизации» было занято 94 % всех работающих в розничной торговле.

С середины 90 годов «малая приватизация» интенсивно проникает в производственную сферу. На крупных и средних предприятиях выделяются производства и подразделения, обслуживающие производства, которые оформляются в самостоятельные единицы.

Предусматривалось создание для каждого предприятия команды профессиональных менеджеров, перед которыми ставилась цель проведения реструктурирование компании, и ее продажи. Этот способ, как правило, использовался при приватизации мелких и средних предприятий.

Спецификой польской  массовой приватизации стали поздние сроки её реализации, начало приватизации приходится на 1996г. Предполагалось участие в реструктурировании предприятия собственников – Национальных инвестиционных фондов (НИФ), которые нанимали управляющие компании для работы с предприятиями, в уставных капиталах которых фонд имел доли. Главной задачей фондов в программе массовой приватизации было увеличение стоимости активов и компаний в целом.

Акционерами НИФов являлись граждане Польши и другие, отечественные и иностранные инвесторы (около 85 % акций), 15 % акций оставалось у Государственного казначейства. Граждане Польши становились акционерами НИФов после обмена на бирже сертификатов акций, розданных всему взрослому населению в рамках программы массовой приватизации, на акции фондов.

На втором этапе массовой трансформации собственности в Польше (1999 - 2001) в процесс были вовлечены крупные предприятия, обладающие дорогостоящими основными фондами. В 2000 году поступления от приватизации составляли 6,2 млрд. долл., а дефицит госбюджета 4,7 млрд. долл. Это позволяет сделать вывод, что поступления от приватизации способствовали обеспечению финансовой стабилизации и решению проблемы сбалансированности на макроуровне.

Опыт приватизации в Польше показал, что рассматривать приватизацию государственного сектора как фактор повышения эффективности экономики в краткосрочном периоде нет оснований. Частный сектор в Польше только через восемь лет системной трансформации начинает устойчиво опережать общественный по показателям эффективности.[24]

Венгрия. В Венгрии процесс приватизации в государственном секторе начался в 1989 году, период её интенсификации приходится на 1995-1997 гг., когда было реализовано 60 % всей собственности, приватизированной за 90 годы.

Спецификой венгерской приватизации стали высокая степень подготовки к этому процессу предыдущими экономическими преобразованиями, её платная форма реализации, высокая интенсивность участия иностранного капитала.

С упразднением Центрального планового управления Венгрии прекратилось плановое распределение финансовых и производственных ресурсов. По сути, было прекращено государственное участие в управлении предприятиями. Как считает директор Венгерского Агентства государственного имущества Дъердь Лайтаи, многих социальных и экономических потерь можно было бы избежать, если бы не существовало в своё время иллюзий об отсутствии необходимости государственного участия в управлении в период приватизации предприятий и упования на то, что с началом продажи государственного имущества в страну направится поток частного капитала, достаточный для перестройки предприятий и интеграции их в рыночные отношения.[25]

Функции государства как, собственника, сводились, главным образом, к организации продаж. Гораздо меньше внимания уделялось ещё непроданной государственной собственности, её управлению, подготовке к продаже, предотвращению кризисных явлений в отраслях промышленности.

После начала приватизации оказалось, что частные инвесторы проявляют интерес только к тем компаниям, которые имеют стабильное положение на рынке, приличное финансовое положение и требуют лишь незначительных управленческих и технологических модернизаций. Инвесторы не собирались покрывать крупные долги государственных предприятий и не проявляли интереса к компаниям, имевшим крупные задолженности.

Венгерские реформаторы быстро поняли, что государство должно взять на себя управление и реструктурирование предприятий перед их продажей, поскольку в противном случае процесс приватизации примет нежелательную форму и будет проходить через ликвидацию предприятий, что вызовет самые неблагоприятные социальные последствия.

Поэтому восстановление государственного управления на предприятиях началось с создания системы мониторинга за работой компаний в целях обеспечения возможности в случае необходимости вмешиваться и разрабатывать план действий с участием государства.

АГИ стало вести ежеквартально обновляемые досье по каждому предприятию, собирать ежегодные годовые отчёты и бизнес-планы на следующий год. Наведение элементарного порядка, позволило определить: какие предприятия должны быть ликвидированы, какие могут быть приватизированы немедленно, а какие требуют реструктурирования и работы по предпродажной подготовке.

К 1994г. была приватизирована половина всей государственной собственности: доля национальной частной собственности составляла 25-30 %, а иностранной частной собственности -15-20 %. К середине 90-х в руках государства оставались предприятия ключевых отраслей экономики: энергетика, металлургия, тяжёлая химия, транспортные монополии и крупные банки.

    В 1995г. с принятием закона о приватизации начался процесс приватизации крупных предприятий. Рекордным годом приватизации в Венгрии стал 1995 год, когда государство получило 4,5 млрд. долл., которые обеспечили сокращение её внешнего долга.

Массовая приватизация была в целом завершена в 1997г., в государственной собственности из 2 тысяч крупных предприятий осталось 218. От продажи госсобственности государство получило 11 млрд. долл. Были полностью приватизированы фармацевтическая, химическая, табачная отрасли, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность.

Оценка результатов приватизации в 2000г. показала, что роль государства в экономике ещё достаточно серьёзна: в его руках полностью или частично находились монопольные предприятия в области энергетики, венгерская почта, железные дороги, Пашская АЭС, речное пароходство, аграрные объединения, лесные хозяйства и научно-исследовательские учреждения.

Республика Чехия. Отличительными чертами экономики Чехии было преобладание вертикально и горизонтально интегрированных крупных предприятий, особенно в тяжёлой промышленности. Важной чертой экономики являлись сильные позиции государства в управлении предприятиями.

Перед началом экономических реформ прошёл процесс стихийного разукрупнения производства и выделения отдельных предприятий.

При приватизации государственного сектора применялись следующие методы: преобразования государственного предприятия в акционерное общество, возвращение собственности первоначальным владельцам, продажа на аукционах и торгах, в том числе с использованием в качестве средства платежа ваучеров, бесплатная передача собственности, например, муниципалитетам или пенсионным фондам.

Особое внимание уделялось разукрупнению крупных предприятий, демонополизации экономики в целом для развития конкурентной среды. Принимались меры для защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. Предполагалось, что распределение ваучеров одновременно приведет к появлению множества мелких акционеров и росту нескольких инвестиционных фондов. Это даст толчок развитию рынка капиталов, последующей концентрации собственности у активных инвесторов, эффективности корпораций.

Примечателен опыт продажи предприятий полностью за ваучеры. На таких предприятиях не удалось привлечь заинтересованных квалифицированных менеджеров, подготовить бизнес-планы на ближайшее время и перспективу, а также подготовить программы реструктурирования предприятия и выхода их из кризиса. По сути, такие ранее государственные предприятия, а теперь акционерные общества оставались на попечении государства.[26]

Оценивая методы приватизации в вышеописанных странах Центральной Европы, доходы, проступившие от приватизации, обратимся к табличному материалу из раздела 2.1.

Данные таблиц 1,2,3, расположение стран на рисунке 1, позволяют сделать выводы о выборе странами Центральной Европы моделей приватизации, привлекательными (по В.Андреффу) с точки зрения получения доходов, Венгрия и Польша – прямые продажи, Чехия – массовую приватизацию. Отсюда и высокие показатели поступлений в бюджет средств от приватизации. Так по данным таблицы 4 по состоянию на 2003 год в Венгрии накопленные доходы составили 31,7 процентов, в Чехии 21,9 процентов, в Польше 13,8 процентов.

Венгрия, приватизация в которой признаётся наиболее успешной среди других стран ЦВЕ, к 1998г. – времени завершения основных приватизационных сделок – получила доходы в размере около 11 млрд. долл., что в расчёте на душу населения существенно выше, чем в других странах ЦВЕ.[27]

Применяемые Венгрией, Польшей, Чехией методы приватизации принесли странам относительно высокие доходы, но рассмотрим в целом динамику ВВП этих стран.

Из таблицы 5 видно, что на протяжении с 2000- 2002г.г. реальный прирост ВВП снижется в Чехии с 3,3 % в 2000г. до 2 % в 2002г; в Венгрии с 5,2 % в 2000г. до 3,3 % в 2002г.; в Польше с 4 % в 200г. до 1,4 % в 2002г..

Хотя индекс роста ВВП, оценивающий 2002 год в сравнении с 1995 годом, достаточно высок у Венгрии – 130,6 %, Польши- 131,5 %, Чехии – 111,7 %, при этом показатель Литвы, выше и составляет 139,5 % .

Можно сделать вывод, что хотя рассматриваемые нами страны Центральной Европы и достигли наилучших результатов в денежных сборах от приватизации, и показатели ВВП увеличились в 2002г. по сравнению с 1995г., в первые года ХХI века произошел спад в их экономики.

На основании анализа проведения рыночных преобразований в некоторых странах Центральной Европы можно сделать следующие выводы.

Целями реформирования предприятий являлись внедрение эффективного менеджмента, развитие рынка капиталов, расширение частной собственности и поддержка предпринимательства. Приватизация государственного сектора стала важным элементом государственной политики и фундаментом для построения рыночной экономики.

Широкомасштабная приватизация преследовала цели передачи государственных предприятий инвесторам, которые должны были обеспечить их интеграцию в рыночные условия хозяйствования. Почти все страны пытались реализовать социальную направленность реформ через участие в приватизации широких слоев населения с помощью приватизационных чеков или специально открываемых вкладов. В результате огромное количество акционерных обществ имело большое количество мелких владельцев акций, и оставались на попечении государства.

Интеграция предприятий в условия рыночной экономики основывалась на комплексном подходе, объединяющем реструктурирование предприятий с приватизацией и оздоровлением банковской системы. При невозможности реструктурирования и приватизации, проводилась ликвидация предприятий.

Практически во всех странах государство принимало участие в адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, применяя методы долгосрочного и краткосрочного реструктурирования. Государство шло на значительные финансовые затраты по реструктурированию, поскольку в противном случае предприятия ждали банкротство и ликвидация, а следовательно, сокращение рабочих мест, рост безработицы и социальная напряжённость.[28]

Во всех бывших социалистических странах государственные предприятия оказались не готовы к быстрой адаптации к рыночным условиям. Производимая продукция была не конкурентно способной, производство характеризовалось высокой фондоемкостью и материалоёмкостью, предприятия имели не приспособленный к новым условиям менеджмент, избыточное количество занятых и низкую производительность труда, а также огромную финансовую задолженность перед банками. Эти причины повлияли на процессы преобразования собственности в период экономических преобразований.

 

 

 3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ

 3.1 Особенности российской приватизации                                           

Развитие экономики России к началу 90 годов проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства. Состояние экономики характеризовалось нарастанием кризисных явлений, имеющих системный характер. Поражение в “гонке вооружений”, резкое падение мировых цен на нефть привели к экономическому кризису. Характерные черты этого периода: резкий спад производства во всех отраслях промышленности, усиление инфляционных процессов.

Приватизация в государственном секторе рассматривалась как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должно выступать её воздействие на формирование более эффективной рыночной хозяйственной системы. Главная цель приватизации: становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики.[29]

Важнейшими документами, очертившими правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности, являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2001г.№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ» от 3 июля 1991г. №1531-1 приватизация государственных и муниципальных предприятий представляла собой приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность значимое число объектов.[30]

В отечественной экономической литературе выделяется три этапа приватизации:

· ваучерная – 1992 – 1994гг.;

· денежная (основной механизм – денежные аукционы) – 1995 – 1998гг.;

· приватизация образца 1999 – 2000гг.[31]

С 1991 года в России началась апробация схем и методов приватизации государственного сектора. Было предложено несколько методов, уже одобренных в Восточной Европе, включая бесплатную раздачу или продажу по низким ценам коллективам предприятий, продажу с аукционных торгов, продажу и распределение акций государством, бесплатную раздачу населению с помощью ваучеров.

В начале 1992г., несмотря на процесс предела государственного имущества в ходе спонтанной приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота, данные приведены ниже на рисунке 4.[32]

Рисунок 4 - Структура собственности в российской промышленности

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение. В области услуг преобладали также частные компании. В государственном управлении остались предприятия оборонной промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, добывающих отраслей и других отраслей. По данным Госкомстата России, за период с 1993-го по 2003 год было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32 % от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5 % от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах. Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25 % уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).

Остановимся на вопросе трансформации ГУПов в процессе приватизации государственной собственности. По данным Госкомстата России, к середине 1992г. структура собственности была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд. руб.; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд. руб.

Процесс трансформации государственной собственности особенно четко прослеживается на основе данных, приведенных ниже в таблице 6.[33]

 

 

Таблица 6 – Стоимость основных фондов крупных и средних организаций в разрезе форм собственности.

                                                                                                в миллиардах рублей

Формы собственности 1999г

2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

1 2

3

4

5

6

7

8

ВСЕГО ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 10544

11391

14593

17681

18421

17399

20897

В том числе:  

 

 

 

 

 

 

Российская собственность 10152

10698

10889

13407

13879

12569

13505

Государственная собственность 2240

3106

3985

5022

5342

3567

3952

Федеральная собственность 1545

2113

2983

3991

4413

2394

2685

Собственность субъектов Федерации 695

993

1002

1031

929

1173

1267

Муниципальная собственность 2134 1965

1929

1719

1717

1594

1490
Собственность потребительской кооперации - 10

8

7

7

6

6
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 12 9

8

8

9

9

10
Частная собственность 2057 2282

2723

3681

3792

4294

4725
Смешанная российская собственность (без иностранного участия) 3709 3326

2236

2970

3012

3099

3322  
                         

 

Продолжение таблицы 6

1 2 3 4 5 6 7 8
Иностранная собственность 15 30 51 103 153 252 326
Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием 377 663 3653 4171 4389 4578 7066

 

По данным таблицы можно проследить динамику изменения стоимости основных фондов крупных и средних организаций РФ в разрезе форм собственности. Стоимость основных фондов по всем формам собственности на начало 2005г. увеличилась всего почти в 2 раза (на 98,2 %) по сравнению с 1999г., в том числе российская собственность - всего на 33 %, государственная – на 76,4, федеральная – на 73,8, собственность субъектов Федерации – на 82,3, муниципальная – сократилась на 21,2 %. Вместе с тем частная собственность увеличилась почти в 2,3 раза (на 129,7 %), а иностранная – в 21,7 раза, смешанная российско-иностранная – в 18,7 раза. Эти данные наглядно свидетельствуют о глобальных изменениях, произошедших в экономике России всего за 7 лет.



2020-03-17 337 Обсуждений (0)
Приватизация в странах Центральной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приватизация в странах Центральной Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)