Высокий, лазурный, надзвездный, недоступный, хрустальный, чудный.
Поэзия Лохвицкой - это не только дань традициям прошлого. Яркое оригинальное мастерство, своеобразный язык метафор и символов, свободное использование живописных эпитетов, импрессионистское видение мира- все это рождено духовными исканиями в эпоху зарождения новой поэзии начала XX столетия В поэтическом языке Лохвицкой особый интерес представляют яркие, оригинальные эпитеты, выделяющиеся своей метафоричностью. Творческое применение подобных эпитетов проявляется в нарушении устоявшихся, ставших привычными связей слов и замена их неожиданными сочетаниями; отсюда новизна звучания. Ср. охладеют свинцовые воды; Затрепетала искрой алой Оледенелая листва; светлы непорочные лилии; на девственной вершине; пестрая ложь; и сияет луна огневая; властительный стон; каменный дождь и другие. (см 266 , с.75) В этой группе есть излюбленные эпитеты, которые неоднократно используются Лохвицкой в самых разнообразных контекстах.
Например, семантическое своеобразие характерно для эпитета царственный: царственный рассвет, царственный супруг, в царственном уборе, с осанкой царственной. Ср. также однокоренные образования: царственно… плащ закинуть, царственно спадал, царствуют розы, царство утех, смерть царит над нами, ждут царицу подземного мира. Большую роль в создании эмоционального наполнения стихотворения играют оксюморонные эпитеты: Взгляд Ваших грустных и пламенных глаз; Зачем твой взгляд – и бархатный и жгучий - мою волнует кровь?. Для поэзии Лохвицкой характерно изменение (нарушение) закрепленной в языке лексико-семантической сочетаемости определения с определяемым словом. В основе эффекта неожиданности большинства таких сочетаний лежит тот факт, что эпитет в тексте стихотворения сочетается не с тем словом, с которым он соотносится семантически. Ср. Светит в рубинах ликующий яд. Иль сладкий яд минутного обмана мой бедный ум не отуманит вновь. (12а, с129) или И исчез, как в тумане, смеющейся бог, бог веселья, любви и вина ... (I, 55) Огромную роль в художественной выразительности стиха играют эпитеты со значением "бесконечность, беспредельность" и подобные: В ту безбрежную даль унесемся, как измучилось сердце в бесплодной борьбе; красота беспредельной природы; под гнетом грусти бесконечной, гений бессмертного искусства; над пучинами бездонными слабею я в борьбе с безрадостной судьбой и т.п. Характерно использование эпитетов с отрицанием: необъятный простор, неотступный взор, нескошенный ковер, нескончаемый ряд, невозвратные дни, неопытный рассудок, неуловимое мгновенье и т.п. Подобного рода эпитеты влияют на семантику соответствующих существительных, придавая им иносказательный характер: И, внимая напевам невнятным, Я желаньем томлюсь непонятным: Я б хотела быть рифмой твоей, Быть, как рифма, - твоей иль ничьей. (11,58) Что-то влекло и манило В мир невозвратных утех. ( 11,17) В поэтической речи Лохвицкой повторяющееся ключевое слово может сопровождаться меняющимися эпитетами, отражая универсальность и ограниченность образных характеристик мироздания, Причем поэтесса наряду с общеязыковыми и народно поэтическими использует редкие эпитеты, в основе которых лежат неожиданные смысловые ассоциации. Проследим "каскад" эпитетов, характеризующих слово сон: беззвучный, бессмертный, блаженный, бледный, веселый, вечный, волшебный, глубокий, горячий, грядущий, детский, долгий, единый, желанный, злой, знакомый, крепкий, мягкий, летучий, лучший, мимолетный, минутный, мирный, могильный, мрачный, небесный, непробудный, несказанный, отлетающий, пленительный, покойный, полночный, последний, предсмертный, предутренний, прозрачный, пустой, райский, светлый, сказочный, сладкий, сладостный, смертный, смутный, спокойный, таинственный, тихий, ужасный, чистый, чудесный, чудный, чуткий. Эти эпитеты выступают либо как элементы фольклорной стилизации, либо как укрощающие определения. А теперь приведем индивидуально-авторские эпитеты к слову сон: божественный (устар. поэт), вдохновенный, весенний, властный, жаркий, женственный, завороженный, обольстительный, очарованный, призрачный, радужный, (устар.поэт), розовый (устар.поэт.), серебрянный, упоительный, чарующий, (см 26б, с76). Уже на этих примерах можно убедится, каким богатым и изысканным словарем владеет поэтесса, выражая чувства и мечты лирической героини. Ср: в том шатре, как в жарком сне, хорошо и сладко мне. (IV,96) Я верю в мои вдохновенные сны. (IV,9) Реют сны завороженные, Веют огненным мечом. И над жизнею нанес серебристый покров Замерзающих грез застывающих снов (IV, 76) Излюбленные эпитеты Лохвицкой - сложные прилагательные. Среди них много таких, которые выражают цветовые оттенки: светло-русая коса; за горами темно-синими, синевато-черные ресницы, розовато-белая гречиха, лазурно-темные глаза, желто-белые ромашки, огненно-красные цветы и т.п. Название цветовых признаков может дополняться эмоциональным символистским определением: В венце и порфире, одетый в висон, Зловеще-багряным огнем окружен. (11,99)
И вот - лежу - без воли и тревоги С застывшим взором, мертвенно-бледно. ( V, 77) Туманно-бледного лица Я вижу облик над собой (11,76) Встречаются эпитеты, состоящие из сложных прилагательных, объединенных по близким признакам, усиливающим друг-друга: И в этот час, томительно-печальный, Сказать хотела я ... ( 11,21) Я узнала прозрачный твой стих, Полный образов сладко-туманных Сочетаний нежданных и странных. Арабесков твоих кружевных! (11,58) Ты была безропотно-покорна, Ты умела верить и любить. (V,20) Следует отметить и парадоксальные, оксюморонные сочетания основ в сложных прилагательных: Ты был кроток и зол, ты был нежно-жесток Очарованным сном усыпил и увлек. Чудных очей твоих огненно-черные звезды. (1,54) Утех блаженно-беспокойных Из вздохов сотканных ночей. (11,86)
Ряд абстрактных слов пополняется субстантивированными прилагательными, которые прямо обращены к выражению идеи: меня превозносят могучие, меня ненавидят презренные;... перелетных потянется вдаль караван;... о, если б можно было Прошедшее от сердца оторвать; Как любят смертные...; Все меня живое ненавидит...; минувшее не возвратится вновь...; Далекое вновь пронеслось предо мной... Открытость выражения чувства в лирических признаниях поэтессы получает образное наполнение за счет используемых определений, которыми она нарекает своего Единственного. Нужно отметить, что обращение у Лохвицкой - не просто эмоциональный жест, номинательный выкрик, а почти всегда эмоциональная характеристика: ... Мой светлый гений; мой луч; мой ясный; мой единственный; бедный друг мой; о, божество моё с восточными очами; мой деспот, мой палач; мой далекий, мой близкий. Часто в рамках одного стихотворения наличествует ряд эмоциональных определений, создающих впечатление, что поэтесса .буквально переполнена чувствами: Я скитаюсь полусонной,
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |