ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс).
Цели: 1. Познавательные: 1.1. Наблюдение за ролью эпитетов в речи 3-й этап урока. Выполняем упражнение 547 (см 30 с 227). Прочитать стихотворение. Подготовиться к чтению вслух. Береза Люблю березку русскую, То светлую, то третную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками С зелеными сережками Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную плакучую. (А.А.Прокофьев). Беседа по стихотворению. - Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать - Подобрать синонимы к слову "грустная" (безрадостная, тоскливая, печальная), а - затем антонимы (веселая, радостная и т.д.). - возможно ли в научном стиле такое описание березки? Задание на дом: Повторить сведения об эпитетах и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет. ФРАГМЕНТ III ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс). Цель: 1.1. Знать роль прилагательного в тексте; Знать морфологические признаки прилагательного; 1.3. Знать синтаксическую функцию его в предложении; 2.1. Уметь употреблять прилагательное в речи; определять морфологические признаки прилагательного; 2.2. Уметь определять синтаксическую роль в предложении; 3.1. Уметь находить эпитеты в тексте; Ход урока. 1. Устная синтаксическая пятиминутка. Задание: определить количество основ в предложении, назвать их. Составить схему предложения. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые И над озером серебряным Камыши, клонясь, шепталися. (С.Есенин). - Использование каких художественных средств помогает поэту - придумайте и запишите синонимы к прилагательному алый. 2. Проверка домашнего задания. Учащиеся приводят примеры, которые подобрали дома. Если возникнут затруднения в выполнении этого задания, учитель может предложить для анализа свои примеры: 1. Никнут шелковые травы. 2. Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3. В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. Беседа. - Словами какой части речи являются эпитеты? - для чего служат эпитеты? 3. Запись предложений под диктовку. Подчеркивается основа и определение, выраженное прилагательным: 1. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков) 2. Осыпается весь наш бедный сад. (А.К.Толстой). 3. Приближалась довольно скучная пора. (А.С.Пушкин). Делается вывод, что прилагательные могут показывать не только самые яркие качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета. 4. Анализ текста, записанного на доске или спроецированного с помощью графопроектора. Задание: прочитать текст. Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверглись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух уважением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (по Аксакову). При языковом анализе текста учитель подчеркивает, что с помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак и пр., выражает и отношение к увиденному - состояние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т.д. В одном из предложение писатель передает контрастность картины (воздух наполнен движением и поразительной тишиной). ВЫВОД: использование в тексте эпитетов, контрастных описаний характерно для подлинно художественных произведений. Беседа. - Что вы узнали нового о роли прилагательного в речи? (Прилагательное может использоваться не только для обозначения признаков по цвету, запаху, форме и пр., но и для передачи впечатления человека о предмете. Домашнее задание; § 89, упр.548 (см 30 с 227); вспомнить в названиях каких сказок встречаются имена прилагательные.
ФРАГМЕНТ IV . ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи". Цель: 1.Познавательные: 1.1. Знать, с какими частями речи согласуется прилагательные; 1.2. Знать, по каким грамматическим категориям могут изменяться прилагательные. 2. 2.1. Уметь употреблять прилагательные - эпитеты при описании внешности человека. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. а) имена прилагательные встречаются в следующих названиях Г-Х.Андерсен: "Снежная королева"; "Стойкий оловянный солдатик". б) какие из них характеризуют героев сказки? (стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая, могучий богатырь и т.д.).Анализ 2-3 словосочетаний: ВЫВОД: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. 2. Учитель сообщает учащимся, что прилагательные часто а)Записать словосочетания, определить, какие из них отражают внешний вид человека, какие его внутреннее состояние, черты характера. Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый). - б). Подобрать синонимы к прилагательным: застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный), обаятельная девочка (очаровательная, прелестная)-, энергичный человек (активный, деятельный), верный друг (надежный, преданный). 3. Учитель читает текст, составленный по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблема: найти эпитеты, с помощью которых автор описывает девочку. Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась. Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками. Руки её были прозрачные и тонкие. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого цветка. Платье у нее было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные. ВЫВОД: прилагательные могут использоваться для описания внешности человека, его внутреннего мира (см 30 с 228). Домашнее задание: упр. 551, (см 30 с 228), подготовить связный рассказ о роли прилагательных в речи (с примерами). ФРАГМЕНТ V . ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи". Цель: Уметь использовать прилагательные в речи. 1.2. Уметь отличать прилагательные по стилевой направленности. В части V урока проводится работа по формированию умения использовать прилагательные в речи. Сообщение учителя: в научной литературе прилагательные используются, как правило, в прямом значении, так как представление о предмете должно быть точным и конкретным. В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении. Проблема: данные прилагательные употреблять в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Записать образованные словосочетания, выделить в них окончания. Какие из этих слозосочетаний найдут место в научной литературе, какие в художественной? Теплый (погода, слова), острый (нож,язык), свежий (ветер,вид), холодный (взгляд,напиток), каменное (лицо,здание), сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик). 2. На доске записаны слова: Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий). Дождь звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной). = Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио о сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? Составьте с данными словами по два словосочетания, где прилагательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом. VI Выписать прилагательные вместе с именами существительными, от которых они зависят. Образец: Лес (какой?) лиловый. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Веселой, петрою стеной Стоит над светлою поляной. Домашнее задание: упр.554 (описание дня с использованием прилагательных (см ЗО с 229).
ФРАГМЕНТ VI .
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |