Система показателей социального прогнозирования
Развитие социальной сферы характеризует система показателей состав и перечень которых определяется содержанием прогнозов и планов. Показатель-это форма количественного выражения экономической категории процесса или явления. В систему показателей входят нормативы и лимиты. Норматив- показатель в относительном выражении. Лимит- ресурсный показатель, который представляет предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения конечных результатов. Показатели прогнозирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой практике в последние годы для оценки уровня и качества жизни используются индекс человеческого развития. Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения. Основной задачей прогнозирования в сфере социального развития является прежде всего определение на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства. [9, c. 64] В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом. Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления. Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов. Основными среди этих показателей являются следующие: -социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни; - условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска); - обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.); - состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам; показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров; - обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения; - жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.); - показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.); - показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет); - состояние окружающей среды; - сбережения населения. [4, c. 76] Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д. В современных условиях требуется более активное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив. Чрезвычайно актуальной остается проблема научного обоснования, прогнозирования последствий принимаемых решений в экономической и социальной политике. Все показатели подразделяются на: 1) Натуральные и стоимостные; Это разделение связано с действительным характером труда, т.е. наличием товарно- денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических или условных единицах измерения. Стоимостные -определяются в денежном выражении с их помощью рассчитывают общи объемы производства, затраты и т.д. 2) количественные и качественные; 3) абсолютные и относительные; Абсолютные- характеризуют суммарные величины показателей. Относительные- характеризуют темпы роста, прироста, т.е дают представление о динамике соответствующей величины во времени. 4) утверждаемые, индикативные и расчетные; Утвердительные -это показатели, которые устанавливаются вышестоящими органами власти и доводятся до нижестоящих в качестве заданий. Например, задание на поставку продукции, или ограничение на использование ресурсов. Сюда можно отнести и экономические нормативы, в том числе и минимальную заработную плату. Индикативные показатели носят информационный характер. Расчетные показатели- носят вспомогательный характер (используются в расчетах). В социальном прогнозировании используют нормы и нормативы. Нормативы социально-культурных и образовательных учреждений: - норматив обеспеченности мебелью и предметами культурно бытового и хозяйственного назначения; - норматив обеспеченности научным и учебным оборудованием и д.р. Нормативы сферы образования: - норматив числа мест в дошкольных учреждениях; - норматив наполняемости групп в дошкольных учреждениях; - норматив наполняемости классов в общеобразовательных школах; -норматив общей площади зданий по их видам; -норматив удельных капиталовложений на новое строительство и реконструкцию по типам образовательных учреждений; -норматив оснащенности оборудованием и техническими средствами обучения. Нормативы средств массовой информации: - норматив охвата населения телевидением; - норматив удельных капиталовложений в объекты СМИ; - норматив охвата сетью интернет и др. Нормативы здравоохранения: - норматив обеспеченности населения больничными учреждениями; - норматив обеспеченности врачами и медицинским персоналом; -норматив оснащенности оборудованием и инструментами; - норматив обеспеченности санитарного транспорта и др. Нормативы физической культуры и спорта: - норматив обеспеченности спортивных сооружений по их видам; -норматив единовременной пропускной способности спортивных сооружений; - норматив капитальных и эксплуатационных затрат по видам сооружений. Нормативы в сфере социальной защиты: - норматив в обеспеченности социальной помощью; - норматив обеспеченности кадрами учреждений социальной защиты ; - норматив оснащенности лекарственными средствами, предметами ухода за больными и др. Нормативов социального прогнозирования гораздо больше; здесь приведены основные из них.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |