Антисоветская активность деревни
И Красная Армия Оживление антисоветской активности в деревне затрагивает в некоторой части и Красную Армию. Антисоветский элемент начинает все больше и больше искать связи с Красной Армией и ставит определенную ставку на вовлечение красноармейской массы и, особенно, низшего командного состава в контрреволюционные затеи. Через письма, идущие в Красную Армию, личные связи и особенно через переменный состав территориальных частей антисоветские кулацкие настроения просачиваются в Красную Армию и подготовляют почву для работы антисоветских групп. Наряду с просачиванием антисоветских настроений в Красную Армию мы наблюдаем также просачивание связанных с антисоветским элементом в деревне кулацких сынков и связанной с антисоветским элементом крестьянской молодежи. Налоговая политика, землеустроительные дела, ножницы цен, извращения советских законов в деревне и нечеткая работа низовых советских органов и их невнимание к семьям красноармейцев создают благоприятную почву не только для ухудшения политических настроений красноармейцев, но и для практического создания контрреволюционных организаций и групп. В последнее время, главным образом на Украине и по Северному Кавказу, ликвидирован нашими органами ряд контрреволюционных группировок в Красной Армии, тесно связанных с кулацкой контрреволюцией в деревне. Ниже приводим наиболее выдающиеся примеры. Внедрение эсеров в Красную Армию Примером проникновения и работы членов антисоветских партий в Красной Армии может служить ликвидированная в Томске группа писарей в полку связи. Один быв. эсер, побывавший и в нашей партии, но затем добровольно вышедший, т.к. не сумел отказаться от своих эсеровских убеждений, поступив в Красную Армию, начал группировать вокруг себя наиболее развитых красноармейцев и вести среди них антисоветскую работу. Созданная им группа из 3-х человек ставила основной своей задачей поддержку нашей внутрипартийной оппозиции, внедрение оппозиционных идей в Красной Армии, ослабление влияния нашей партии и, прикрываясь этим,' подготовку вооруженного восстания и учреждение крестьянско-пролетарского государства. Разные контрреволюционные группировки В 222 полку 74 дивизии отделькомом2* была создана контрреволюционная группа, состоящая из отделькомов и красноармейцев, происходящих из семей кулаков и зажиточных. До момента ликвидации организация устроила около 10 собраний на специально нанятой конспиративной квартире. Ближайшими задачами группа наметила: вербовку среди военнослужащих дивизии сочувствующих, преимущественно из числа кубанских казаков; обеспечение своими людьми складов военного имущества с целью наиболее легкого захвата в нужный момент; агитацию в пределах лагерей и среди станичного населения путем распространения контрреволюционных воззваний и налаживание связи со станичными контрреволюционными организациями, группами и наиболее авторитетными одиночками, могущими поднять и повести за собой казачество. Конечной целью ставилось вооруженное восстание с одновременным выступлением как групп военнослужащих 74 дивизии, так и станичных отрядов. Восстание приурочивалось к моменту окончания уборки основных хлебов и выхода дивизии на маневры. Лозунг: «Свержение большевистского ига и Учредительное собрание». Для установления связи со станицами члены группы брали отпуска и разъезжались по станицам. Внутри группы существовала строгая конспирация и наиболее активная головка принесла присягу на верность делу борьбы и наметила «батьку». Церемония присяги совершалась по старинным казачьим традициям. В 3 батальоне 39 полка 13 стрелковой дивизии на почве хлебозаготовок сформировалась группировка, состоящая из 17 человек, из коих младших командиров — 10, красноармейцев — 7. Группа ставила целью: постепенное накопление оружия посредством хищения; уход в лес и организации банд в период демобилизации и, одновременно с уходом в лес, кровавая расправа с командиром полка и предварительно намеченными другими командирами. В 90 полку 30 дивизии в г. Запорожье младшим командиром была сорганизована контрреволюционная группировка петлюровского характе- pa под названием «Отряд по освобождению крестьян»; платформа группировки: у власти стоят евреи, рабочим живется лучше чем крестьянам, последних душат налогами. Отряд должен бороться за освобождение крестьян от Советской власти. В отряд наряду с комсоставом вошли и красноармейцы, которым давались указания после демобилизации разъезжаться по селам и, проводя там контрреволюционную работу среди селян, создавать аналогичные группы селян и связывать их с отрядом. Группа искала связи с видными членами УПСР, приглашая их в качестве руководителей. Кроме вербовки новых членов группа выпускала контрреволюционные листовки, которые, кроме распространения среди красноармейцев, направлялись также и в село. Наряду с такими контрреволюционными группами, возникающими внутри Красной Армии и пытающимися распространить свое влияние и связи вне Красной Армии, мы имели случаи возникновения контрреволюционных повстанческих групп вне Красной Армии и попытки связи с последними. В Винницком округе УССР в текущем году создалась повстанческая группа, во главе которой стояли бывшие петлюровские офицеры в значительной своей части состоявшие из амнистированных бандитов. Лозунги группы — освобождение Украины и борьба за украинскую народную республику. Ближайшей задачей организация ставила — пополнить свои ряды озлобленными хлебозаготовками крестьянами-пере-менниками 288 территориального] полка, с которыми устанавливалась связь. Оружие предполагалось добыть при помощи единомышленников в полку и путем налета на полковой склад. Последний и ряд других примеров служат ярким доказательством того, что антисоветские настроения в деревне, просачиваясь в Красную Армию, создают там благоприятную почву, главным образом среди младшего командного состава, для работы разных контрреволюционных организаций. Поэтому, ведя борьбу с антисоветскими проявлениями в деревне, наши местные органы должны уделить исключительное внимание преграждению влияния антисоветских организаций и лиц на Красную Армию. Крестьянское антисоветское движение в национальных] республиках и казачьих районах Этот вопрос мы считаем необходимым выделить особо, т.к. антисоветское движение в деревне нацреспублик и казачьих областей имеет по сравнению с движением в других районах СССР свои специфические особенности. В основном по формам своего проявления оно строится так же, как и везде: ему присущи и агитация, и создание группировок и организаций, и проявление кулацкого террора и, наконец, тенденции к образованию крестьянских союзов, но кроме всего этого оно имеет и свои характерные особенности. Эти особенности заключаются в своеобразном переплетении неоформленных крестьянских антисоветских настроений с национал-шовинистическими установками как с особой разновидностью антисоветских настроений, имеющих свое ярко выраженное политическое лицо. Вооруженная борьба и свержение соввласти являются преобладающими лозунгами движения. Кроме этого, в нацреспубликах и казачьих областях, в особенности на Кубани, это движение проявляется в более широком масштабе и в более острой форме, чем в других районах Союза. Основная политическая и экономическая подоплека крестьянского антисоветского движения в деревнях нацреспублик и казачьих областях та же, как и в других районах. Это движение питается и здесь возрастающей активностью кулака, который, укрепляясь экономически, претендует на политическое руководство селом, однако здесь эти тенденции кулацкой верхушки деревни зачастую прикрываются национал-шовинистическими идеями и лозунгами. Шовинизм является тем руслом, по которому идеологи и организаторы антисоветского движения в деревне пытаются его направить. Другой характерной особенностью движения является то обстоятельство, что оно имеет крепкий в количественном и качественном отношении кадр своих руководителей и организаторов. Этим кадром является местная национальная интеллигенция, члены национальных антисоветских партий и мелкая городская буржуазия. Интеллигенция национальных республик отличается от «российской» интеллигенции — она гораздо более активна и более близка деревне по своей социальной природе и своим политическим настроениям, так как в своем значительном большинстве вышла из деревни (в Белоруссии, например, на 90, приблизительно, процентов) и сохранила с ней тесную связь. Прежняя роль национальной интеллигенции как руководителя национального освободительного движения в прошлом обуславливает тот авторитет и влияние среди мелкой буржуазии и крестьянства, каковым она в настоящее время пользуется. С другой стороны, в национальных республиках, главным образом на Украине, значительное расслоение деревни, больший процент кулака и зажиточной верхушки деревни порождает и более агрессивные выступления последнего против Советской власти. Это движение на селе в большей степени активизирует и городскую мелкую буржуазию. Украинская мужицкая партия, крестьянское объединение, организация в свекловичной кооперации и ряд других более мелких групп и организаций, являются примерами активности национальной интеллигенции и ее попыток организовать село. В кулачестве и зажиточной верхушке села национальная интеллигенция видит ту силу, которую можно использовать для борьбы с Советской властью. Экономические требования кулачества, являющиеся по сути требованиями буржуазных элементов, чуждых социализму и стремящихся к восстановлению буржуазно-капиталистического строя, — эти экономические требования и политические лозунги, выдвигаемые антисоветской интеллигенцией, покрываются шовинистическими фразами о национальном освобождении. Национальное освобождение — это общий лозунг для всех контрреволюционных организаций Украины и Белоруссии, и он является тем цементом, который может скрепить разнообразные и порой чуждые друг другу группы для общей борьбы с диктатурой пролетариата. Б антисоветском движении как на селе, так и среди городской антисоветской интеллигенции национальных республик очень заметно участие членов бывших национальных антисоветских, главным образом народнических, партий. Народнические партии национальных республик переживают тот же идеологический и организационный кризис и развал, который переживают и русские партии, но идея национального освобождения и шовинистические лозунги придают особую живучесть быв. членам антисоветских партий и являются общим языком этих остатков с отживающей контрреволюцией. При этом не следует упускать из виду, что значительную помощь в деле активизации остатков антисоветских пар- тий и вообще антисоветской деятельности играет националистическая эмиграция. Национальные партии — УПСР, с.-д., Бел[орусская] ПСР и другие — сохранили довольно крепкие руководящие центры за границей, имеющие связи на территории СССР. Это влияет на рост организаций, руководимых из-за кордона, и на значительное количество закордонного происхождения листовок. Особенно оживилась за последнее время петлюровщина, которая стремится создать из Украины плацдарм будущего похода империализма на СССР. Несомненно, что за спиной петлюровской УНР (Украинской Народной Республики) стоит польское правительство Пилсудского, но объяснять оживление петлюровщины в УССР только происками польского правительства и УНР нельзя. Петлюровщина, выдвигая шовинистические и антисемитские лозунги и прельщая массу существованием самостоятельной УН Республики, становится тем организационным центром, который объединяет разрозненные антисоветские организации на селе и среди мелкой буржуазии города под единым национальным флагом для общей борьбы с Советской властью. Не отрицая важного значения [в} активизации петлюровщины поддержки, оказываемой польским правительством, мы видим серьезное значение петлюровщины и возрастающей антисоветской активности кулачества на Украине, идущего в значительной степени под националистическим флагом и в возможности объединения этого разрозненного движения в единое национал-шовинистическое движение. Поэтому наряду с ликвидацией петлюровских групп и организаций закордонного происхождения мы ни на минуту не можем терять из виду элементы петлюровщины среди антисоветских слоев и борьбе с национал-шовинистическим движением должны уделить серьезнейшее внимание. Наряду со значительно развитым антисоветским движением на селе необходимо отметить повстанческий характер многих возникающих организаций. Повстанческие организации создаются учащейся молодежью, национальной интеллигенцией и, наконец, делаются также попытки проникнуть в Красную Армию и вовлечь ее через антисоветские повстанческие организации в борьбу с соввластью. Все это вместе взятое доказывает, что на Украине антисоветское движение в деревне уже переходит в стадию, когда оно от разрозненного и неорганизованного пытается стать объединенным, стремящимся к одной цели и вооруженной борьбе против Советской власти. Участие в этом движении значительных кадров национальной интеллигенции города, тесная связь последней с селом доказывает, что борьбу с антисоветским движением на селе и борьбу с антисоветскими группами и организациями в городе, опирающимися почти исключительно на антисоветскую активность села, нельзя разъединять, и что в силу этого борьба наших органов должна вестись против обоих секторов оживающей контрреволюции, следуя общим задачам, которые мы ставим в настоящем письме. Казачьи районы СКК, Урала, Сибири и ДВК Казачьи районы, особенно СКК, являются районами значительного оживления активности антисоветских элементов казачества и кулацких элементов иногородних. Особенностями движения казачества является то, что оно идет под флагом борьбы за сословные интересы и против иногородних. Это придает своеобразный оттенок всему движению, имеющему значительное количество групп, пытающихся восстановить старые каза- чьи традиции, монархический и военный характер организации и т.д. Сословный антагонизм особенно сильно проявляется по земельному вопросу и доходит иногда до резких стычек между казачеством и иногородними. Зажиточная верхушка казачества пользуется земельным вопросом и подчеркиванием сословных интересов для того, чтобы привлечь на свою сторону средние слои казачества и бедноту. Несмотря на белогвардеиско-монархическии и военно-кастовый характер движения казачества, мы довольно часто встречаем также формы «демократического» движения — участие эсеров, совместные казачьи и кулацкие группы, агитацию за кр[естьянские] союзы и т.д. Несмотря на специфический характер движения в казачьих районах, мы не можем это движение выделить из общей массы антисоветских проявлений в деревне, и поскольку оно носит более организованный характер и качественно серьезнее, особенно по СКК и ДВК, борьба с ним должна принять и более серьезный характер. По СКК не надо забывать, что на Кубани помимо сословного антагонизма существует также и национальное тяготение антисоветских элементов на установление связи с антисоветскими элементами Украины и шовинистические лозунги последней прививаются также и кубанскому антисоветскому движению. Поэтому при разработке контрреволюционных групп национального характера надо прощупывать, не связано ли это с украинской контрреволюцией [... ] Пом. нач. СОУ и нач. СО ОГПУ Дерибас Нач. 3 отд. СО ОГПУ Аустрин ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 25. Л. 1—66. Подлинник. '* Так в тексте. Приложений к документу не имеется. 2* Командиром отделения. № 323 Спецсводка № 8 информотдела ОГПУ о повреждении посевов вредителями Не ранее 12 ноября 1928 г. В связи с неблагоприятной погодой в ряде районов Союза полевым слизнем и другими вредителями (озимый червь и т.д.) повреждены озимые посевы. Наиболее поражены вредителями посевы в отдельных губерниях Центрально-Промышленного района (Владимирская, Иваново-Вознесенская, Тверская, Костромская и Калужская губ.). В большинстве случаев значительная часть поврежденных посевов требует пересева. Центрально-Промышленный район.По данным на 12 ноября 1928 г. Иваново-Вознесенская губ. В ряде уездов повреждение озимых посевов довольно значительное. Так, в Макарьевском у. от озимого червя погибло до 2750 га земли. Из них подлежит пересеву 2100 га. В Юрьев-Польском у. повреждено улиткой 300 га, причем вся площадь полностью требует пересева. Аналогичное положение отмечено в Тейковском, Иваново-Вознесенском и Родниковском у., где улиткой повреждено от 25 до 75 га посева, большая часть погибшей посев[ной] площади требует также пересева. Владимирская губ. Общее количество озимых посевов по губернии, подвергнувшихся различным повреждениям, как-то: вымочкам, вымерзанию, выпреванию, градобитию, а также пострадавших от осеннего разлива рек, составляет 25435,79 дес, что к общему количеству посев[ной] площади составляет около 11%. Наиболее пострадавшими у. являются Александровский и Владимирский (в первом погибло 6724 дес, во втором — 9845 дес). Несколько меньше пострадали Муромский, Переяславский и Вязниковский у. (от 2200 до 2800 с лишком десятин). Полевым слизнем уничтожена тоже значительная площадь посева. Так, во Владимирском у. повреждено около 400 га. В Вязниковском — до 300 га. В отдельных волостях Ковровского у. посев[ная] площадь уничтожена на 100%. Калужская губ. В текущую осеннюю посев[ную] кампанию по губернии засеяно 294 000 га земли, из них появившимися вредителями, главным образом слизняком, уничтожено 12 000 га. Из числа пораженной площади 30% посевов нуждается в полном пересеве. На борьбу с вредителями ГИКом было ассигновано 1500 руб., ассигнованные же Наркомзе-мом деньги в размере 1600 руб. не были израсходованы вследствие их поздней высылки на место. Проведенными агромероприятиями восстановлено до 1000 га посев[ной] площади. В некоторых местах борьба с вредителями велась весьма примитивным способом: при помощи прегради-тельных канав, приманок, известью и золой. Тверская губ. По данным на 1 октября гибель посевов в общегубернском масштабе выражается в размере 25—30%. Наиболее пострадавшими уездами являются Тверской и Бежецкий, где погибло до 70—80% посевов. Более благоприятными являются Кимрский и Новоторжский у. Установившаяся в начале октября холодная погода, а также мероприятия земорганов по борьбе с вредителями парализовали несколько дальнейшее распространение слизня. В связи с наступившим потеплением существует опасение увеличения гибели посевов. Ощущающийся недостаток необходимых средств борьбы (яды) сильно тормозит успешную борьбу с вредителями. Костромская губ. По неполным данным, вредителями уничтожено 4046 га посевов. Запад. По данным на 12 ноября 1928 г. Смоленская губ. Повреждено слизняком 12 000 га земли. Центрально-Черноземная область.По данным на 10 ноября 1928 г. Незначительное повреждение озимых слизняком отмечено по двум районам Орловского округа (Орловский и Узкинский), где погибло по 3 га посевов. В некоторых районах Елецкого округа отмечены отдельные случаи появления озимой совки. Нижне-Волжский край. По данным на 10 ноября 1928 г. Общее состояние озимых 3,25 балла. Слизняк в незначительном количестве отмечен в Сердобском и Петровском районах Саратовского округа. ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 525. Л. 126—127. Заверенная копия. Год 1929 № 324 Докладная записка ИНФО ОГПУ о массовых выступлениях на религиозной почве за 1928 г. Январь 1929 г. В 1928 г. наблюдается рост массовых выступлений на религиозной почве. Если в 1926—1927 гг. случаи выступлений на религиозной почве единичны, то в 1928 г. по Союзу зарегистрировано на этой почве до 44 выступлений, из коих 29 имели место за период июль—декабрь. По числу выступлений особенно выделяется центр, где отмечено свыше 30% всех выступлений за 1928 г. По районам массовые выступления на религиозной почве распределяются следующим образом: Центр — 15, СВО — 5, ЦЧО — 2, Урал — 2, ЛВО — 6, Сибирь — 3, Запад — 2, Татария — 4, Украина — 3, Чувашия — 2. О количестве участников отдельных выступлений дает представление следующая таблица (данные по 33 выступлениям, по которым установлено количество участников): С количеством участников
В среднем же на каждое выступление приходится примерно до 275 чел. Следует отметить, что основной контингент участников выступлений формируется преимущественно из женщин. Мужчины в числе участников составляют лишь незначительный процент. Подавляющее большинство выступлений проходит при непосредственном участии и под руководством церковников, а также торговцев и кулацко-зажиточных элементов, составляющих актив церковников. По 33 случаям непосредственными инициаторами выступлений являлись: церковники — 21 выступление, торговцы — 4 и кулаки — 10 (в остальных случаях инициаторы не установлены). Основными причинами, непосредственно вызывавшими массовые выступления, являлись: закрытие церквей и монастырей — 17 случаев и отбор церковных зданий и домов священнослужителей для общественных нужд — 11. В остальных случаях выступления возникали на почве застройки церковной земли (3 факта), установки антенны на колокольне (3), изъятия церковного имущества за неуплату долгов и др. Если проводимые мероприятия по закрытию церквей, изъятию церковных зданий и т.п. являются поводом к выступлению, то сами выступления в подавляющем большинстве случаев возникают как следствие недостаточно широкого разъяснения проводимых мероприятий, отсутствия соответствующей подготовки, а иногда и нетактичных действий со стороны местных работников. Например, в Саранском округе (СВО) в с. Сабаево парторганизация, решив установить на колокольне антенну для радио, не только не провела среди населения никакой подготовительной работы, но даже не поставила об этом в известность сельсовет. К тому же установка антенны производилась во время богослужения. В результате возбуждение верующих на этой почве было настолько сильно, что лица, устанавливающие антенну, а также работники по хлебозаготовкам, пытавшиеся уговорить толпу, вынуждены были бежать из села, опасаясь самосуда. При этом иногда такого рода мероприятия проводятся без учета настроения населения и возможных на этой почве эксцессов. В этом отношении особо следует отметить выступления на почве ареста священнослужителей и вывозов их в органы ОГПУ (6 случаев). В г. Вязниках Владимирской губ. протест против ареста актива церковников и духовенства во главе с епископом вылился в открытое антисоветское выступление, проходящее под лозунгом: «Дайте хлеба. Довольно нас мучить. Дайте нам свободу». В Северо-Двинской губ. (ЛВО) епископ Ерофей, проживавший в г. Ни-кольске, вызванный для допроса в губотдел, не только не явился, но, используя свое влияние на население, повел среди него агитацию о том, что соввласть вызывает его в ОГПУ с тем, чтобы изгнать религию и т.п. Когда же он был арестован через милицию, то по дороге группа верующих отбила его от конвоировавших двух милиционеров и начальника] милиции. Прибывший вместе с отрядом для ареста епископа пом[ощник] прокурора был встречен со стороны верующих, подговоренных кулаками, камнями, а один из комсомольцев был избит. Сам епископ153 был арестован в лесу, причем оказал сопротивление и был тяжело ранен. По данному делу было арестовано 57 чел. В той же губ. в с. Волна В.-Устюгского района священник во время богослужения в церкви в присутствии 300 верующих заявил: «Меня вызывают в ОГПУ и я совершенно не знаю, за что вызывают, поскольку я являюсь вашим ставленником и живу на ваши средства, то мне нужно ваше согласие идти или не идти». Верующие, узнав, что данный вызов получен через сельсовет, пришли прямо из церкви к сельсовету с криками: «Нам поп нужен и мы попа не отпустим, давайте нам секретную переписку и напишите приговор-ходатайство о попе». Причем секретарь сельсовета был вытащен из здания сельсовета. В Пермском округе (Урал) в Очерском районе милиционеры, получив предписание начальника адмчасти о немедленном аресте священника, произвели арест в церкви сразу же после богослужения в присутствии верующих, что вызвало резкое возмущение последних, которые от церкви толпой направились с протестом к прокурору. Со стороны духовенства и церковников всякое мероприятие, затрагивающее интересы церковных общин, вызывает обычно активное противодействие. При этом деятельность духовенства и церковников направлена, главным образом, к тому, чтобы мобилизовать вокруг себя широкие массы верующих. За последнее время стали гораздо чаще встречаться случаи массовых выступлений, где имеется налицо соответствующая обработка духовенством и церковниками актива верующих. В Ярославской губ. в Тверицкой вол. отдельные члены церковного совета при церкви быв. Толгского монастыря и монахи данного монастыря совместно с настоятелем, зная заранее о прибытии комиссии для расторжения договора с религиозной общиной, устраивают нелегальное совещание, на котором решают не допускать закрытие церкви. По прибытии комиссии некоторые члены церковного совета отправляются в близлежащие деревни с целью оповестить об этом население. В Московской губ. в Егорьевском у., как только был поставлен вопрос о закрытии собора, духовенство развернуло широкую кампанию среди верующих. По инициативе одного из священников и председателя] церковного совета в соборе устраивается совещание церковного актива, на котором выносится решение всемерно противодействовать закрытию собора и пустить среди рабочих подписной лист с протестом. Вносилось также предложение созвать собрание всех приходов г. Егорьевска, на котором поставить вопрос о закрытии церкви. В этой же губ. в Дмитровском у. в связи с постановлением рабочих Яхромской ф[абри]ки о закрытии церкви в пос. Леоновском церковный совет совместно с духовенством устраивает нелегальное совещание, на котором принимается постановление добиться разрешения о созыве собрания верующих и собрать под подписным листом о закрытии церкви не меньше 2000 подписей. Несмотря на то, что ВИК не дал разрешения о созыве собрания верующих, церковным активом такие собрания созывались в дер. Круглино и Животино, на которых постановлено ходатайствовать об оставлении церкви. В Мордовском округе (СВО) в с. Теньгушево группировка церковников и кулаков вела организованную подготовку к выступлению с протестом против отбора церковной сторожки. Участники группировки были разбиты на группы, которые созывали нелегальные собрания и организовывали заранее население к выступлению. Вследствие наличия в числе участников массовых выступлений антисоветского элемента эти выступления из протестов против тех или других мероприятий иногда перерастают в открытые антисоветские выступления. Поскольку же для ликвидации выступлений приходилось вызывать милицию, они нередко сопровождались избиением работников милиции, сельсоветов и др[угих] представителей власти. В г. Вязники Владимирской губ. во время выступления верующих против ареста священнослужителей раздавались выкрики: «Мы голодаем, а вы нам ничего не даете. Дайте нам хлеба. Довольно нас мучить!» и т.п. При этом раздавались выкрики о том, что «соввласть давит население». В Череповецком у. в Мяк-синском районе крестьяне 4-х селений, созванные в связи с изъятием церковного имущества набатным звоном, избили председателя и секретаря сельсовета. В Кузнецком округе в с. Усть-Сосново верующие избили милиционера. В Троицком округе в пос. Кумляк толпа угрожала самосудом предсельсовета и секретарю ячейки, требуя возвращения священника, который должен был выехать из поселка по предложению нач[альни-ка] милиции. Необходимо отметить стремление духовенства и церковников втянуть в выступления наиболее широкие слои населения. Интересна в данном случае попытка во время выступления в г. Вязники Владимирской губ. привлечь к участию рабочих местных фабрик. В Ярославской губ. в связи с выступлением против закрытия церкви при быв. Толгском монастыре церковным советом поставлен даже вопрос о переизбрании церковного совета с тем, чтобы выбрать в него побольше бедноты, с которой ♦будут считаться в вопросе оставления церкви». Интересны в этом отношении также данные о социальном составе арестованных за активное участие в массовых выступлениях. Так, по 17 массовым выступлениям'из 141чел. арестованных: духовенства и церковников — 25 чел., торговцев — 5, кулаков — 25, быв. людей — 1, середняков — 22 и бедняков — 6 (в 57 случаях социальное положение арестованных неизвестно). Увеличение числа массовых выступлений на религиозной почве в последнее время связано с общим обострением классовой борьбы в городе и деревне, что требует со стороны органов ОГПУ пристального внимания к деятельности духовенства и церковных советов, чтобы не допустить объединения вокруг антисоветского актива духовенства и церковников всех к[онтр]р[еволюционных] сил. Приложение Массовые выступления на религиозной почве Ярославская губ. 20 декабря 1928 г, комиссия в составе нач[альника] общего п[од]отдела УФО, представителей от отд[ела] Главных реставрационных мастерских при Главнауке, инспектора УФО и члена Тверицкого ВИКа выехала в быв. Толгский монастырь (находится в 8 км от г. Ярославля) для расторжения договора с религиозной общиной и передачи монастырской церкви в ведение расположенного на территории монастыря детдома (санкционировано ВЦИКом). К моменту приезда комиссии на месте находились вызванные для сдачи имущества архимандрит быв. Толгского монастыря, председатель] церковного совета, один из членов церковной общины и один из монахов. По прибытии комиссия объявила им о закрытии церкви и предложила приступить к проверке и сдаче имущества, находящегося в ведении церковной общины. Председатель] церковного совета от сдачи имущества отказался, заявив, что он этого не имеет права делать, и что верующие намерены ходатайствовать об оставлении за ними церкви. Получив такой ответ, комиссия приступила к проверке имущества самостоятельно. Зная о прибытии комиссии, монахи и отдельные члены церковного совета перед этим устроили на квартире настоятеля монастыря совещание, на котором было решено не допускать закрытия церкви. И как только прибыла комиссия, два члена церковного совета немедленно с квартиры настоятеля отправились в близлежащие деревни с целью оповестить об этом крестьян. Вскоре в монастырь стала стекаться толпа, преимущественно женщин. Собравшиеся пытались ворваться в церковь, где работала комиссия. Раздавались выкрики: «Довольно сосать из нас кровь! Где же свобода? Мы голодаем и коммунисты издеваются над нашими чувствами!». Монахи же и члены церковного совета, рассыпавшись в толпе, призывали собравшихся оказать противодействие закрытию церкви, заявляя, обращаясь к женщинам: «Вы чего же, бабы, не начинаете? Валите, вам ничего не будет». Между тем толпа быстро возрастала, насчитывая до 100чел. Причем мужчины, не обращая внимания на протесты членов комиссии и отталкивая их, проходили в церковь, а одним из верующих был даже нанесен удар члену комиссии. Когда комиссия обратилась с просьбой успокоить толпу к настоятелю монастыря, последний категорически отказался это сделать, заявив: «Никаких мер принимать не буду, так как я сам очень взволнован». Ворвавшаяся в это время в церковь толпа потребовала от членов комиссии прекратить работу, и они вынуждены были выйти из церкви, направившись в контору детдома. Вслед за ними направились члены церковного совета с группой женщин и стали настойчиво требовать копию постановления губисполкома о закрытии церкви, угрожая в противном случае не выпустить комиссию из монастыря. Ввиду того, что продолжать работу в таких условиях было невозможно, члены комиссии пытались уехать обратно, но оказалось, что лошадь, на которой они приехали, неизвестно кем была уведена. Толпа же, собравшись около конторы, все время возрастала и насчитывала до 200 чел. Из толпы раздавались выкрики с угрозами по адресу администрации детдома, обвиняя ее в закрытии церкви. Некоторые из присутствующих мужчин призывали оказать вооруженное выступление закрытию церкви. Под напором толпы комиссия вынуждена была дать копию с командировочного удостоверения одного из членов и, не окончив работы, в 8 час. вечера уехала обратно. После отъезда комиссии настоятель монастыря, обращаясь к толпе, заявил: «Комиссия наверное еще раз придет, так вы, православные, бегите немедленно за народом». В тот же день два члена церковного совета решили в дер. Жеребково созвать сход и вынести приговор с протестом против закрытия церкви. Не известив сельсовет, они на квартире сельисполнителя написали приговор, под которым под нажимом зажиточных подписалась и беднота. На следующий день представители церковного совета по дер. Жеребково, Ро-кино, Крюково, Жарки и Толгоболь среди крестьян собирали под этим приговором подписи крестьян. В этот же день (21 декабря) в УАО явились трое представителей верующих от Толгской религиозной общины и заявили, что, согласно постановления общего собрания членов общины, они отправляются в Москву для выяснения вопроса о закрытии церкви, а верующие будут противиться закрытию до тех пор, пока не получат исчерпывающего ответа от ВЦИК. В тот же день они выехали в Москву. 23 декабря состоялось заседание церковного совета, на котором одним из членов было выдвинуто предложение переизбрать церковный совет. При обсуждении этого вопроса указывалось: «Теперь нам нельзя быть в совете, т.к. нас считают зажиточными и не будут с нами считаться в вопросе об оставлении храма, нам нужно переизбрать церковный совет и выбрать туда побольше бедноты и молодежи». Владимирская губ. В ночь с 14 на 15 декабря 1928 г. в г. Вязниках был арестован ряд местных священнослужителей и несколько человек из числа актива верующих. Когда на следующий день 15 декабря в городе стало известно об аресте, с утра около собора, где происходила церковная служба, стала собираться толпа местных мещан. Толпа, состоящая преимущественно из старух и девочек-подростков в возрасте от 12 до 15 лет, довольно быстро возрастала и к 11 час. насчитывала до 200 чел. Затем из толпы отделилась группа человек в 40 и с криками направилась в УИК, увеличившись по пути до 100 чел. Подойдя к помещению УИКа, толпа ввалилась в коридоры и стала настойчиво требовать освобождения арестованных. При этом часть толпы направилась в уком ВКП(б), где также настойчиво потребовала освободить арестованных, крича: «Мы голодаем, а вы нам ничего не даете и только арестовываете священников да закрываете церкви! Вы не* имеете права делать этого! Делайте с нами что хотите, но собор закрывать мы не дадим!». (Какого-либо постановления о закрытии собора не было.) Стоящая около здания УИКа толпа все время быстро увеличивалась. Среди собравшихся был пущен слух о том, что якобы в 12 час. местные власти придут закрывать собор. Этот слух усилил возбуждение толпы. Некоторые лица стали настойчиво стучать в двери отделов УИКа. Особенно вызывающе вела себя жена церковного старосты собора, а также две работницы фабрики «Парижская коммуна». Последние, стремясь разжечь недовольство толпы, кричали истерическим голосом о голоде, задав-лености населения и т.п. При помощи вызванной ми
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |