РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ЦЕЛЬ Формировать а общественном сознании необходимость социального равенства мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни. Радикально трансформировать общественное сознание, искоренять гендерные стереотипы, связанные с идеей превосходства и доминирования одного пола над другим. Сформировать новые модели гендерного самосознания и типов поведения, основанные на принципе гендерного равенства прав и возможностей, с учетом особенностей жизненной практики мужчин и женщин.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В процессе демократизации казахстанского общества особая роль отводится средствам массовой информации как наиболее чувствительному индикатору состояния общества. Активно обсуждается тема гендерного равенства в программах государственного и негосударственного телевидения. Женская тематика - одна из наиболее популярных и многочисленных на страницах республиканских и региональных СМИ. Немало уделяется внимания участию женщин в неправительственном секторе, причем выделяются прежде всего женские НПО. Издаются специализированные журналы по проблемам материнства, значению института семьи и роли матери в нравственном воспитании подрастающего поколения. В 2004 году освещение гендерной политики государства было включено отдельной строкой в тематический перечень государственного заказа. Все действующие СМИ независимо от формы собственности имеют доступ к получению государственного заказа путем участия в открытых конкурсах. В 2004 году заказы получили 33 газеты, 26 журналов, 1 информационное агентство республиканского уровня и 36 центральных и региональных телерадиокомпаний. При этом 80 % газет, журналов, радио- и телеканалов являются негосударственными. Принят Закон Республики Казахстан "О государственном социальном заказе", призванный установить казахстанскую модель взаимодействия государства с неправительственными организациями. Он обеспечит правовую основу для широкого участия неправительственных организаций в решении социально значимых проектов за счет средств государственного бюджета, позволит повысить качество и объем социальных услуг, предоставляемых населению. Проводится работа по подготовке "гендерночувствительных журналистов". За последние 2 года по инициативе Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с Бюро ООН "Гендер и развитие" обучено около 150 журналистов электронных и печатных средств массовой информации. Задачей государства и правозащитных организаций являются поддержка и осуществление программ для молодежи о роли и статусе мужчин и женщин на основе гендерного равенства. В то же время во многих передачах, художественных и даже в мультипликационных фильмах содержатся элементы пропаганды насилия. На телевидении все еще пропагандируются гендерные стереотипы, допускаются неуважительное отношение к женщине, порнографические импликации. Стереотипное изображение женщины и гендерных ролей особенно характерно для рекламной и коммерческой информации.
Сильные стороны Средства массовой информации имеют большие возможности воздействия на общество, широкую аудиторию, получения быстрого эффекта в вопросах освещения равенства мужчин и женщин. Демократизация общественных отношений, либерализация в сфере СМИ за годы независимости Казахстана способствуют увеличению количества материалов, касающихся проблем гендерного неравенства. Активизация женского движения, возросший политический потенциал женщин, эффективная деятельность женских НПО, формирование феномена женского предпринимательства. Ориентация в сторону увеличения числа женщин в составе руководителей СМИ окажет позитивное влияние на решение проблем, касающихся семьи, женщин и детей. Постановка указанной проблемы в средствах массовой информации, освещение работы женщин-руководителей, лоббирование интересов женщин в различных органах власти - эти и другие меры могут способствовать продвижению женщин на руководящие посты.
Слабые стороны Недостаточно проводится просветительская работа по изменению менталитета общества. Мало информационных кампаний по проблемам борьбы с дискриминацией в отношении мужчин и женщин. Нет целевых программ по разъяснению гендерной политики государства. Журналисты недостаточно подготовлены в вопросах освещения гендерного равенства. СМИ пока не стали активными партнерами в решении гендерных проблем
Возможности Масштабное правовое и гендерное просвещение населения. Государственный социальный заказ на освещение гендерной проблематики позволит значительно увеличить количество различных программ по этому вопросу. Обучение журналистов будет способствовать более полному освещению гендерных вопросов в СМИ.
Угрозы Недостаточное освещение гендерной политики государства в СМИ в определенной степени может снизить эффективность принимаемых мер. Продолжение трансляции гендерных стереотипов может стать серьезным тормозом в реализации демократических преобразований в стране.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Преодоление гендерных стереотипов и создание новой системы гендерных идеалов и установок, ориентированных на идеологию равных прав и возможностей. При этом гендерное равенство должно трактоваться с учетом гендерных различий, уникальности женского и мужского типов поведения. Обеспечение свободы слова в контексте соблюдения принципа равноправия женщин и мужчин.
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИИ Проводить национальную гендерную политику по повышению гендерночувствительного общественного сознания. Использовать в этих целях такие имеющиеся мощные механизмы, как образование, культура, средства массовой информации. Проводить широкомасштабные информационные, просветительские кампании, направленные на повышение гендерной культуры общества, формирование позитивного отношения к равному представительству мужчин и женщин в органах государственной власти и управления. Обеспечить сотрудничество государственных органов и СМИ в вопросах достижения социального равенства мужчин и женщин. Широко освещать в средствах массовой информации вопросы реализации положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, международных документов по правам человека. Активно формировать в общественном сознании цивилизованный образ современной женщины, женщины-лидера как полноправного и активного участника всех политических, социальных процессов, освещать роль женщин в политической жизни страны. Обеспечить поддержку средств массовой информации в части пропаганды гендерного равенства. Принять меры по повышению гендерной чувствительности СМИ. Ввести в профессиональную подготовку будущих журналистов гендерное образование, проводить просветительскую работу среди производителей информации - издателей, редакторов, журналистов. Оказать содействие в равноправном участии мужчин и женщин в деятельности средств массовой информации, обеспечении их равного представительства при назначении в управленческие и контрольные органы как государственных, так и негосударственных СМИ.
Индикаторы: 1. Наличие программ в средствах массовой информации, направленных на реализацию гендерной политики государства. 2. Количество социально значимых проектов по вопросам равенства прав и возможностей мужчин и женщин за счет социального заказа. 3. Наличие программ по правовому и гендерному просвещению населения. 4. Соотношение женщин и мужчин в СМИ на руководящем уровне. 5. Число обученных журналистов по освещению гендерных вопросов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |