Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)
ЛЕВИКОВА С.И
ПРАКТИКУМ ПО ЭТИКЕ Москва 2010 ББК
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Ретюнских Л.Т., доктор философских наук, профессор Суворова О.С.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании Кафедры философии МПГУ Протокол № 1 от 31 августа 2009 г
Левикова С.И. Практикум по этике. Москва, Экон-Информ, 2010. 22 с.
Практикум включает в себя авторскую программу по этике, разработанную в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ, а также учебно-методическое обеспечение дисциплины и методические рекомендации по организации ее изучения. Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также для преподавателей.
ISBN
© Левикова С. И., 2010
I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
II. Рабочая программа
Цели и задачи дисциплины Дисциплина ориентирует на получение студентами углубленного профессионального образования, позволяющего им обладать дополнительными профессиональными компетенциями для решения следующих типовых задач профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО: - владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; - умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний. Цель дисциплины «Этика»: Освоение студентами азов и основных положений философского практическо-теоретического знания, объектом изучения которой является мораль, с целью лучше разбираться в себе и других, яснее видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать собственную свободу. Задачи дисциплины «Этика» конкретизируют типовые задачи профессиональной деятельности следующим образом: - сформировать у студентов компетентные представления об основных этических понятиях и идеях применимых как в теории профессионального педагогического образования, так и в эмпирических исследованиях образовательного пространства; - ознакомить студентов с элементами среды окружения образовательного учреждения как совокупности пространства практической реализации этического знания; - ознакомить студентов с механизмами действия моральных законов, действующих на различных уровнях профессиональной и повседневной жизни; - научить студентов различать ситуации моральных конфликтов и противоречий, а также видеть факторы, способствующие принятию решений в ситуациях морального выбора; - способствовать осознанию студентами неразрывной связи между социальной свободой и ответственностью. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент, изучивший дисциплину, должен: Ø Знать важнейшие способы моральной регуляции (талион, золотое правило нравственности); различные моральные кодексы и своды (Пятикнижие, Домострой и др.), исторические модели поведения (монашество, рыцарство, куртуазность, мещанство и др.); мотивацию моральных поступков, их механизм, структура; важнейшие моральные категории и понятия (добро, зло, совесть, благо и др.). Ø Уметь лучше понимать себя через общение с другими людьми, а также других людей посредством раскрытия механизма и мотивации их поступков. Ø Владеть навыком жить в мире себеподобных. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Содержание работы Разделы дисциплины и виды учебной работы
Содержание разделов дисциплины Тема 1. Предмет этики Этика как наука. Особенности предмета этики: ее цель – «не познание, а поступки». Своеобразие этического знания: оно не пассивно, а активно. Этика как практическая философия. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «право». Этапы становления этики (краткий исторический экскурс): Аристотель как основоположник изучения поступков; этика эпохи эллинизма; средневековая этика; этика Нового времени; антинормативный поворот в этике; этика конца XIX – ХХ вв. Основные этические проблемы и направления. Общая характеристика этических школ, направлений. Структура этики: эмпирически-описательная, философско-теоретическая и нормативная составляющие. Моральное измерение личности и общества. Золотое правило нравственности. Мораль в жизни человека. Особенности функционирования морали. Парадокс моральной оценки и морального поведения. Социально-историческая обусловленность моральных норм. Динамика моральных норм и критериев на примере отношения к старости. Взаимозависимость человеческой жизни от морально-этических норм и морально-этических норм от человеческой жизни в определенных социально-исторических условиях.
Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность) Институты табу (запретов) в первобытном обществе. Табу и страх, «смертельный ужас» как нравственные переживания человеком первоначальных запретов. Значение и функции ритуала. Ритуализация всей общественной практики. Ритуал как «воплощение» ценностей. Архаичное разделение людей на «своих» и «чужих» как социально-философское основание возникновения талиона. Правила талиона. Талион как форма упорядочения отношений между кровнородственными коллективами, но не внутри этих коллективов. Возникновение отношений обмена-дарения. Дарение-милость и дарение-жертва. Обмен как свидетельство родства и миролюбия сторон. Благодарность и возмездие как различные аспекты отношения первобытного равенства.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |