Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение дисциплины



2015-11-20 1538 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




6.1. Рекомендуемая литература

Ø основная

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учебник. – М., 2007.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2008.

Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. – М., 2006.

Этика / под общей ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М., 2007.

 

Ø дополнительная

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Биоэтика: проблемы и перспективы. – М., 1992.

Борисова А.Г. Мораль и нравы. – Саратов, 1994.

Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: Происхождение нравственности. – М., 1995.

Валеев Д.Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., Мысль, 1987.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. – М., 2002.

Зелепукин А.В. Этика как наука. – Саратов, 1995.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2000.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980.

Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л., 1984.

История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М., 2003.

Киселев В.П. Этика: Материалы по курсу лекций. – Н.Новгород, 1994.

Левикова С.И. Молодежь. Мораль. Политика // Вопросы изучения этических и политических движений второй половины ХХ столетия. – М., МГУ, 1995.

Левикова С.И. Мораль в глобализирующемся мире и этика как учебная дисциплина в российской системе образования // Этика в современном мире: Российско-немецкий симпозиум по преподаванию этики в вузах. – Оренбург, 2008.

Левикова С.И. Мораль молодежи США 70 – 80-х годов ХХ века // США: экономика, политика, идеология. – 1991. – № 5.

Левикова С.И. Мораль, политика и неформальные молодежные субкультуры // Облики современной морали. – М., МГУ, 2009.

Левикова С.И. Моральное содержание движения битников в США // Вопросы истории этической мысли в преподавании этики. – М., МГУ, 1991.

Левикова С.И. Неформальная молодежная субкультура: свобода или иллюзия? // Политико-правовые, экономические, социокультурные тенденции в развитии современной России. – М., МПГУ, 2008.

Левикова С.И. Неформальные молодежные субкультуры как способ приобретения этического образования // Философия – детям. Диалог культур и культура диалога. – М., 2008.

Левикова С.И. Нужна ли этика как учебная дисциплина? // Философия – детям. – М., «Прометей», 2005.

Левикова С.И. О бедной этике слово замолвить… // Философия – Детям. Человек среди людей. – М., 2006.

Левикова С.И. От «новых левых» к «новым правым». (Этика молодежи США конца 50-х – начала 80-х гг. ХХ века) // Вестник МГУ. Сер. Философия – 1991. – № 1.

Левикова С.И. Религиозная мораль в идеологии неоконсерваторов США // Обновление морали и перспективы этики. – М., 1990.

Левикова С.И. Этика (для студентов педагогических специальностей гуманитарного профиля) // Сборник рабочих программ кафедры философии. – М., «Прометей», 2005.

Левикова С.И. Этика бизнеса и управления (для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент») // Сборник рабочих программ кафедры философии. – М., «Прометей», 2005.

Левикова С.И. Этика как учебная дисциплина // Философия и будущее цивилизации. – М., 2005.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: характер русского народа. – М., 1991.

Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М., 1991.

Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли в России: Домарксистский период. – М., 1990.

Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: сущность, проблемы, противоречия. – М., 1993.

Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. – М., 1989.

Мораль: противоречия и конфликты. – М., 1987.

Мораль: сознание и поведение. – М., 1994.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Назаров В.Н. История русской этики: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2006.

Нравственная философия и религиоведение. – М., 1992.

Основы этики. – СПб, 1994.

Основы этических знаний. – СПб, 1998.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987.

Очерки этической мысли в России конца XIX – начала ХХ века. – М., 1985.

Рожин Н.В. Современная западная философия морали. – Минск, 1991.

Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992.

Совесть как этическая категория. – М., 1986.

Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – М., 1988, т. 1.

Социально-этические воззрения русского православия в ХХ веке. – Киев, 1988.

Становление этики как науки. – М., 1987.

Сущность и диалектика этических и эстетических категорий. – Киев, 1990.

Федоров Ю.М. Универсум морали. – Тюмень, 1992.

Фрадлина Е.М. Моральная структура общества. – Волгоград, 1994.

Христианская этика. – Екатеринбург, 1994.

Ценности культуры и морали. – М., 1992.

Человек античности: идеалы и реальность. – М., 1992.

Шумановский Д.С. Моральное самосознание: этико-философские аспекты. – Киев, 1996.

Этика стоицизма: традиции и современность. – М., 1991.

Этика: энциклопедический словарь / под ред. Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А. – М., 2001.

 

Содержание текущего и итогового контроля

Текущий контроль.

Формы контроля: контрольные вопросы, реферирование, курсовые работы.

Содержание контрольных мероприятий:

Ø Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

1. Согласно представлениям эпохи средневековья, человек по своей сути изначально подобен Богу. Но его постоянно тянет к злу. Кто или что его тянет поступать плохо и совершать дурные поступки?

2. Как называется механизм социальной регуляции, для которого характерно следующее: 1. масштаб действия задается внешним образом, лежит вне самого действующего лица; 2. регулируются отношения не между личностями или между личностью и общиной, а отношения между коллективами. 3. исходит из четкого разграничения людей на «своих» и «чужих» и не применяется между «своими», а только в отношениях с «чужими»?

3. Когда возникла такая одна из самых ранних норм как «добросовестный труд»?

4. Эталоном поведения архаического римлянина являлся «доблестный отец». Какой смысл вкладывался в это понятие?

5. Какой этический принцип в широком смысле слова понимается как убеждение в безграничности человеческих возможностей и способностей к самосовершенствованию; требование свободы личности; идея о праве человека на счастье; убеждение, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества?

6. Как называется поведение людей, стремящихся рациональным анализом исчерпать все последствия вмешательства в ситуацию и из боязни ошибиться и опорочить нравственную цель не решающихся сделать выбор?

7. Какой модели монашеского поведения соответствуют следующие положения: послушание, терпение, бедность, трудолюбие, безбрачие; аскеза как состояние чистоты, воздержания и поста; необходимость быть всем довольным и не роптать, ставить себя ниже других и в мыслях, и на деле, выполнять все требования устава и вышестоящих лиц; монаху не должно смеяться; его стиль и манера поведения – молчание, немногословие, наклоненная голова, опущенные взоры; черная ряса подчеркивает его меланхолическое настроение?

8. Как называется обоснование, приведение доводов «за» и «против» сознательной деятельности человека?

9. В чем состоит своеобразие этического знания?

10. Когда возникает нравственность?

11. В чем состоит особенность морали?

12. Назовите самую простую форму социального контроля, присущую как людям, так и животным.

13. Для оценки чего в этике используются понятия «добро» и «зло»?

14. Как называются реально практикуемые формы поведения, устоявшиеся общественные привычки, рассмотренные с точки зрения их нравственного содержания?

15. Какие чувства и действия свойственны мещанину как жителю оседлому и бережливому?

16. Как соотносятся моральная свобода, свобода выбора мотивов и поступков и ответственности?

17. Аристотель выступал против крайностей абсолютизации либо средств, либо цели. Какое средство он считал нравственным?

18. С точки зрения какой способности мораль характеризует человека?

19. В какую эпоху моральная норма практически не отличалась от обычной нормы?

20. До III в. мораль и право были синкретичны и практически не различались. В римском праве впервые наметилось расхождение моральных и правовых норм. Какая норма римского права, регулирующая поведение людей, допускала, что человек мог поступить или по закону или по совести, причем результаты первого и второго выбора не совпадали?

21. Каковы особенности морали?

22. Чем характеризуется действие-операция?

23. Как называется ситуация, когда ценности сталкиваются, одновременно требуя от человека противоположных поступков; в результате личность, которой предстоит решение, оказывается в ситуации противоречия: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для человека определенную моральную ценность?

24. Как называется светская придворная культура, ориентированная на развлечения, чуждая идее самосовершенствования личности, а также соответствующий ей нравственный идеал?

25. Что в этике рассматривается в координатах «хорошо – плохо», а также «добро – зло»?

26. Для какой эпохи характерно существование различных мерок оценок и поведения для «своих» и «чужих»?

27. В основе чего лежит отношение «свои» и «чужие»?

28. Какую (какие) сферу человеческой жизни пронизывает мораль?

29. Как называется самый простой моральный регулятор, действующий по отношению к «своим»; элементарный способ самооценки индивида, выделения его из некого группового целого, из «мы»; страх осуждения «своими»?

30. С чем всегда сопряжено достижение морального добра?

31. Одним из основных пороков какого типа морали является зависть, которую его представители испытывают к окружающим по самым различным поводам, в том числе богатству, предприимчивости, таланту, интеллектуальности?

32. Чему прямо пропорциональна мера ответственности человека за содеянное?

33. Средства автономны от цели, а потому цель не может оправдывать средства. Средства морального выбора должны быть нравственными, целесообразными, а также должны нести одно только «добро» без малейшей примеси «зла». Кто выступал с такими утверждениями и придерживался этой позиции?

34. Кому присуща моральность как качество?

35. От чего зависит моральность действия?

36. Свидетельством чего может быть спокойная или чистая совесть человека?

37. В каком типе поведения эталоном становятся жеманство, гипертрофированная льстивость, предупредительность, стремление угодить чужому эгоцентризму и тщеславию?

38. Что позволяет определить моральная оценка?

39. Какую форму самоконтроля Вы знаете?

40. Кем была написана самая первая систематическая, развернутая работа по этике?

41. Что такое талион?

42. Древнейшие своды законов – это документы, которые письменно фиксируют юридические, религиозные, этические нормы. Какие отношения регулируют эти своды?

43. Как может соотноситься действие, совершаемое человеком, с моралью?

44. Что такое стыд?

45. Что такое моральное зло?

46. Что такое нравы и какие функции они выполняют?

47. В ХХ веке понятие «мещанство» стало нарицательным и перестало связываться с сословным статусом человека. Для обозначения чего его стали использовать?

48. В чем состоит свобода моральной мотивации?

49. Кем в истории была представлена позиция, отличавшаяся беспринципностью в выборе средств для достижения поставленной цели?

50. В каком древнерусском документе были разделены судебные прерогативы церковного и светского суда: светское правосудие располагало средствами физического наказания и штрафами, моральную же оценку преступлениям давала церковь, угрожая в том числе Страшным Судом?

51. Как называется то, что отвечает тем или иным потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (группы людей, сообщества), а также что важно, значимо для человека?

52. В чем причина следующего парадокса: человек, который отвечает за все, на практике ни за что конкретно не отвечает?

53. Результатом чего являются нравственные отношения?

54. Как назывался обычай, который выражался в том, что возмездие, или наказание полностью соответствовало причиненному вреду: «жизнь за жизнь», «око за око», «зуб за зуб»?

55. Что является элементами морального сознания, своеобразными первоначальными «клеточками», из которых складывается морально-этическая система общества?

56. Что является самой простой формой социального контроля, присущей как людям, так и животным?

57. Древнегреческий философ Аристотель писал, что юноша – неподходящий слушатель для лекций по этике. Почему он пришел к этому выводу?

58. Во времена эпохи древних цивилизаций мораль и право еще настолько слиты, что их сложно разделить. Как называется слитность, неразделенность чего-либо?

59. Что такое гордость?

60. В какой форме существует зло?

61. Как называется готовность человека, сознательно принуждая себя, подчинять все свои действия и поведение общественной необходимости, которая выражается в моральных требованиях?

62. Какой тип морали составляет основу современного массового сознания и массовой культуры?

63. От чего зависит свобода деятельности конкретного человека?

64. За что ответственна личность?

65. В какую эпоху призывали придерживаться «золотой середины» и «знать во всем меру»?

66. Когда появляются табу как элементы социальной регуляции?

67. Почему мораль Пятикнижия не могла стать основой мировой религии?

68. Какое понятие оказывается в центре нравственного сознания в эпоху Нового времени?

69. Как называется внутренний контрольный механизм, показывающий, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым ею общественным образцам?

70. Какой документ XVI века, авторство которого приписывается попу Сильвестру, наставлял русского человека, как ему быть и поступать в различных житейских ситуациях, чем руководствоваться?

71. Что имеет большое значение для оценки поступка?

72. Какие две предпосылки необходимы, чтобы от изучения этики была польза?

73. Чем является талион?

74. Когда появляются первые своды законов?

75. Какие элементы входят в структуру морали?

76. Что может быть результатом не только осознанного действия, но и реакцией на случайную ошибку, немотивированную удачу, победу, не зависящую от победителя?

77. Как соотносятся добро и зло?

78. Кому из философов принадлежит следующая концепция: долг всегда противостоит склонностям, которые всегда себялюбивы, эгоистичны. Поэтому на них нельзя полагаться в вопросах морали. Даже если личный интерес вдруг совпадет с требованиями морального закона, то такое совпадение всегда будет случайным. А поэтому если человек хочет вести себя морально достойно, то в своих действиях он должен следовать долгу. Показателем же моральности действий человека является их враждебность собственным склонностям, желаниям человека. Поступок только тогда является нравственным, когда он противоречит желаниям, склонностям.

79. Какой тип морали отражает двойственную психологию, быть «не хуже людей», но вместе с тем помнить, что есть люди, «которым еще хуже»?

80. Что характерно для моральных норм?

81. За что на деле, в реальной жизни личность ответственна за свои поступки?

82. Этика – это наука о чем?

83. Что явилось причиной того, что люди отказались от обычая талиона?

84. В древнеиндийских сборниках нравственных и правовых предписаний – надписях Ашоки и законах Мáну – основным понятием было «дхарма». Учением о чем является учение о дхарме, изложенное в этих сборниках?

85. Какое понятие на историческом этапе сословного общества выражало не столько персональную репутацию индивида, сколько определяло значимость той общности, к которой он принадлежал?

86. В установлении каких отношений заключается добро?

87. Назовите разновидность долга, характер которого строго и однозначно определен и зафиксирован в письменной форме.

88. Какая нравственная модель начинает складываться еще в Древней Греции и Риме в среде свободных граждан, обеспечивающих свое существование собственным трудом?

89. Как называется продолжительная во времени, устойчивая концентрация сознания на какой-либо потребности?

90. Кому из философов принадлежит следующая концепция: то, каким будет человек, зависит лишь от него, его воли, выбора. Каждый волен сделаться трусом или героем, подлецом или святым и т.п. Человек полностью ответственен за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств. Постоянный выбор – главная характеристика существования. Выбор осуществляется в рамках возможностей. Человек сам творец своей жизни и вне зависимости от обстоятельств, ответственен за все, что делает.

91. Этика – это философия чего?

92. Что в качестве самой действенной меры наказания назначал древневавилонский свод законов Хаммурапи?

93. Что характерно для морально-этической системы?

94. Что было наиболее характерной формой самооценки в период Античности?

95. Потребность людей в чем является объективным основанием добра?

96. Как называется механизм морального сознания, преобразующий общественные потребности в индивидуальные побуждения человека?

97. Что определяло и определяет нравственную ориентацию мещан?

98. Что такое моральные нормы?

99. Феодальная эпоха выдвинула идеал «доблестного рыцаря». Каким был тот жизненный нравственный идеал?

100. Кто может совершать поступки?

101. Чем руководствуется человек, когда разрешает нравственный конфликт в рамках одной морально-этической системы?

102. Что проявляется в способности человека контролировать свои действия и мысли и приводить их в соответствие с требованиями морали?

103. Как называется самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков?

104. Такие пороки как вероломство, ложь, предательство, трусость, скупость, зависть, высокомерие, гордыня явились следствием противоречия между суверенитетом и вассальными обязанностями кого?

105. Какое понятие в современной этике является синонимом понятию «высшее благо»?

106. В чем цель этики?

107. Какие условия необходимы для эффективного действия талиона?

108. Как называлась разновидность божьего суда в рабовладельческих деспотиях, когда виновность устанавливалась после испытания огнем и водой, которое либо подтверждало, либо опровергало заверения обвиняемого?

109. Что отражают нравственные отношения?

110. Что оказывается в центре регуляции отношений между людьми на историческом этапе сословного общества?

111. Через что реализуется добро?

112. Какие существуют разновидности долга?

113. Какое сословие на Руси, бывшее носителем определенного типа морали, платило подушную подать, было ограничено в свободе передвижения, несло рекрутскую повинности и до реформы 60-х гг. XIX в. подвергалось телесным наказаниям?

114. Что такое порок?

115. Чем оборачивается гипертрофирование (чрезмерное преувеличение) личной ответственности на практике?

116. Механизм какой социальной регуляции, в сущности, воспроизводит практикуемое многими житейское правило «все так поступают», «не один я так поступаю»?

117. Что следовало сделать с брахманом, погрязшим во всяческих пороках, согласно древнеиндийским сборникам нравственных и правовых предписаний (надписям Ашоки и законам Мáну)?

118. Как происходят изменения строя ценностей с течение времени?

119. Какое моральное понятие получило различную трактовку для различных сословий в соответствующий исторический период?

120. Через что реализуется зло?

121. Как определяется содержание долга в неофициальных общностях, где действуют «неписаные» правила?

122. Как называется тип морали мелких собственников, средних, промежуточных слоев населения, главным образом среди городских жителей?

123. Какая проблема разрешается в рамках категории моральной ответственности?

124. Как можно назвать Средневековую этику?

125. Шесть последних заповедей Моисея, изложенных в Декалоге, относятся к регуляции отношений человека к ближним. Кто такие «ближние» в понимании Моисея?

126. Как называется способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять помыслы и действия на достижения той или иной моральной ценности?

127. Что означает обладать чувством собственного достоинства?

128. Кому из философов принадлежит следующая концепция: человек постоянно находится в ситуации выбора, жизнь требует от него: «Выбирай: или-или». Человеческая личность определяет себя в момент выбора. Если она не выбирает, она «чахнет, гибнет». Выбор между добром и злом, честью и бесчестием и т.п. очевиден. Но как быть с выбором между любовью и любовью, счастьем и счастьем? (Чтобы сделать счастливым одного, нужно сделать несчастным другого; каков выбор?). Какой бы выбор ни делал человек, он страдает, раскаивается, – это и придает жизни характер трагедии.

129. С чем соотносятся решения, действия и оценки в совести?

130. На что следует обращать основное внимание, чтобы избежать ничем не оправданных ошибок в моральной оценке своих и чужих поступков?

131. Как называется моральное правило (закон, положение), которое формулируется следующим образом: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»?

132. Как называются те, которые поступают аналогично модели поведения монахов-«божьих псов», для которых было характерны такие методы, как подкуп, шантаж, шпионство, доносительство, интриги, лесть и ложь, а самим свойственны двуличие, хитрость, лицемерие, коварство, цинизм, вседозволенность?

133. Как называется действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее к себе то или иное (положительное или отрицательное) отношение?

134. Как называется игнорирование объективных обстоятельств в ситуации морального выбора?

135. Как в этике понимается необходимость совершенствовать мир, а также самосовершенствоваться, не ожидая, что за это сразу же получишь вознаграждение?

136. Какие типы столкновения норм относятся к нравственным конфликтам?

137. Как называются широко распространенные в каком-то сообществе поступки, превратившиеся в стереотипы?

138. Что входит в пространство морали?

139. Какие нормы возникли в период патриархата?

140. Что такое паулинизм и каковы его моральные особенности?

141. Чем характеризуется действие-поступок?

142. В чем состоит так называемый формализм этики?

143. Какой модели поведения соответствуют такие 4 основные принципа земного поведения: 1. вежливость, 2. храбрость, 3. любовь, 4. душевная широта (или щедрость)?

144. Что в этике понимается под идеалом?

145. Как называется внутреннее, личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении?

146. Каковы функции табу?

147. Как называется модель морального поведения, основные положения которой следующие: в основе отношений между людьми – общие ценности и взаимная любовь, мораль братолюбия и единомыслия; корень пороков – корысть; люди должны быть великодушными и благожелательными, причем даже к врагам; мораль – сфера человеческих чувств, а не область рассудка; все должны трудиться, чтобы жить не нуждаясь (прилично), помогать неимущему, сохранять собственное достоинство; труд является материальной предпосылкой этического достоинства человека?

148. Что ведает чувством ответственности человека перед обществом?

149. Как называется аристократическая модель поведения, возникшая в XI – XIII вв. как мирской кодекс хороших манер и идеальных норм?

150. Как в этике называется универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц и индивидуальных вкусов стандарт?

151. Как называется модель поведения странствующих монахов, проповедующих нищету и бродяжничество как апостольский образ жизни? Для них было характерно выставление напоказ бедности (или скромности), поскольку они видели в ней свободу; страсть к самоуничижению и юродству; предписание всегда улыбаться и наружно выражать радость. Они выступали за смирение, кротость, обуздание гнева, негневливость; принципиальное смирение, а не ищущее подобострастие; отказ от демонстрации ярости и протеста. Они выступали против воинственности, гнева, нетерпимости, тревожности, страха, скуки, мести, чести, тщеславия, праздности, а также обжорства, нечистоты, скупости, печали, гордыни.

152. Кто может совершать действия-операции?

153. От чего во многом зависит оценка моральности поступка?

154. Как называется отражение отношения того или иного человека или группы людей к чему-либо?

155. В архаической нравственности понятия долга как такового еще не существует. Что в то время означало исполнить долг?

156. При каком условии противоположность норм различных моральных систем перерастает в конфликт?

157. Как называется совокупность поступков, нравов и нравственных отношений?

158. Какой наукой является этика?

159. Какие действия называются ритуальными?

160. Как назывались монахи-рыцари, соединявшие в своем поведении религиозно-нравственный идеал бескорыстия, чистоты помыслов, идеальной цели с интересами военной элиты, рыцарства как военно-политического института. Рыцари-монахи были воодушевлены идеей защиты христианского мира, священной войны с неверными. Для них молитвенная жизнь была неразделима с военным насилием, кровью, агрессией.

161. Что означает смена ценностных ориентаций на макроуровне?

162. Что дает равнодушным людям отсутствие у них угрызений совести?

163. Как называется то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, а также совершенное воплощение чего-либо?

164. Какое общее этическое понятие употребляется для обозначения положительной ценности предметов и явлений?

165. В эпоху греко-римской государственности в Афинах был очень жестокий законодатель, каравший за все провинности (за праздность, за кражу овощей и фруктов, за святотатство, за убийство и т.д.) смертной казнью. При этом он говорил, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего. Как звали этого законодателя?

166. Как называлось первое русское собрание этикетных и нравственных правил?

167. Какое средство Аристотель считал нравственным?

168. В основе какого закона (правила) лежит отношение «человек и другие люди»?

169. Как называется внутренний контрольный механизм, посредством которого сам человек оценивает свои собственные поступки?

170. Какие чувства и действия не свойственны мещанину как жителю оседлому и бережливому?

171. Что необходимо в ситуации морального выбора?

172. В установлении каких отношений заключается зло?

173. Когда действие норм: 1. направлено от коллектива (рода, пламени) к индивиду; 2. распространяется на всех членов родового коллектива, 3. упускает возможность выбора; 4. выступает как универсальные характеристики различных локальных сообществ; 5. моральная норма практически не отличается от обычной нормы?

174. Как называется та сторона морали, которая выражается в необходимости отдавать другим, помогать им, содействовать в чем-либо?

175. Учением о чем можно назвать Античную этику?

 

 

Ø Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Золотое правило нравственности.

2. Знание и поведение в морали.

3. Благородный муж как нравственный идеал конфуцианства.

4. Декалог – нравственные заповеди Моисея.

5. Нагорная проповедь Иисуса Христа и Декалог Моисея.

6. Этика буддизма.

7. Этика ислама.

8. Христианская этика.

9. Идеал как понятие морали.

10. Добро и зло.

11. Проблема «меньшего зла».

12. Совесть как внутренний моральный регулятив.

13. Долг как понятие морали.

14. Свобода и необходимость.

15. Счастье.

16. Основные этические добродетели.

17. Этика самопожертвования.

18. Совесть и разум.

19. Гордость и гордыня.

20. Научно-технический прогресс и мораль.

Итоговый контроль

Форма контроля: зачет

Содержание контрольного мероприятия:

Ø Перечень вопросов к зачету

1. Предмет этики.

2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «право».

3. Возникновение морали.

4. Особенности морали.

5. Функции морали.

6. Этапы становления этики (краткий исторический экскурс).

7. Моральное измерение личности.

8. Моральное измерение общества.

9. Парадокс моральной оценки.

10. Парадокс морального поведения.

11. Взаимозависимость нравственности и образа жизни людей.

12. Характерные черты архаической нравственности.

13. Талион.

14. Золотое правило нравственности.

15. Теория табу как способ обоснования архаической нравственности.

16. Теория ритуала как способ обоснования архаической нравственности.

17. Теория дарения как способ обоснования архаической нравственности.

18. Законодательства рабовладельческих деспотий как первые моральные кодексы в истории человечества.

19. Мораль Пятикнижия (законы Моисея).

20. Нравственно-правовые кодексы эпохи греческой государственности (законы Драконта, Солона и Ликурга).

21. Римское право и нравственность.

22. Паулинизм – этика любви.

23. Монашество как идеал совершенной личности в средневековье (бенедиктинцы, тамплиеры, иезуиты, францисканцы).

24. Нравственный идеал воина и рыцаря.

25. Куртуазность.

26. Моральный кодекс феодала – князя – смертного человека в «Поучении» Мономаха.

27. Домострой.

28. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

29. Мещанство как один из типов морали.

30. Структура морали.

31. Моральные отношения.

32. Моральное поведение.

33. Морально-этическая система.

34. Ценности. Иерархия ценностей. Ценностная ориентация.

35. Моральная мотивация.

36. Регуляторы поведения: страх, стыд, гордость, честь, достоинство.

37. Действия-операции и действия-поступки.

38. Поступки, нравы, поведение.

39. Структура поступка.

40. Мотив, мотивация, результат поступка.

41. Моральная оценка поступка.

42. Параметры, влияющие на моральную оценку.

43. Этические категории «благо» и «идеал».

44. Моральная мотивация, свобода и ответственность.

45. Потребности и интерес как основа моральных побуждений.

46. Моральные нормы.

47. Этические категории «добро» и «зло».

48. Проблема морального выбора.

49. Серен Кьеркегор о проблеме морального выбора.

50. «Донкихотство» и «гамлетизм».

51. Нравственный конфликт.

52. Типы столкновения моральных норм.

53. Проблема моральной ответственности. Мера ответственности.

54. Ж.-П. Сартр о проблеме моральной ответственности человека за свои действия.

55. Соотношение нравственной цели и средств.

56. Проблема «меньшего зла».

57. Принцип гуманизма в этике.

58. Моральные понятия «долг» и «совесть».

59. Этическая трактовка понятия «свобода». «Свобода» и «необходимость».

60. Этические категории «добродетель», «порок», «счастье».

61. Понятие справедливости.

62. Этика и этикет.



2015-11-20 1538 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)