Анализ расходов на реализацию
Расходы на реализацию – важнейший качественный показатель деятельности организаций торговых предприятий. Основная задача анализа расходов – выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию. В процессе анализа изучают динамику расходов на реализацию, выявляют и измеряют влияние основных факторов на их размер. Анализ расходов на реализацию проводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений. Расходы на реализацию торговых организаций характеризуются абсолютной суммой и относительным показателем – уровнем. Абсолютный показатель отражает общую сумму расходов организаций за определенный период, но не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности расходов. Поэтому анализ торговых расходов увязывают с изучением товарооборота, т.е. оценку расходам на реализацию дают по их уровню. Уровень расходов на реализацию представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах:
Урр = РР / РТО * 100, (7)
где Урр – уровень расходов на реализацию, %; РР – сумма расходов на реализацию, млн руб.; РТО – товарооборот, млн руб.
Уровень расходов на реализацию является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых организаций и показывает, сколько процентов занимают расходы на реализацию в стоимости товаров. Для оценки расходов на реализацию также применяют показатель затратоотдачи, который показывает, сколько рублей товарооборота приходится на один рубль произведенных расходов и определяется отношением товарооборота к общей сумме расходов:
З = РТО : РР, (8)
где З – затратоотдача, млн руб.; РТО – товарооборот, млн руб.; РР – сумма расходов на реализацию, млн руб.
Анализ расходов на реализацию обычно начинают с сопоставления фактических данных с данными прошлых периодов в абсолютных показателях и по уровню. Информация о динамике расходов на реализацию в ОАО «Постторг» представлена в таблице 20. Таблица 20 – Динамика расходов на реализацию в ОАО «Постторг» за 9 месяцев 2012 – 9 месяцев 2013 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, общая сумма расходов на реализацию за 9 месяцев 2013 года возросла на 13354,347 млн рублей или на 37,2 % и составила 49244,144 млн рублей. По уровню они увеличились на 1,83 % и составили 16,71 %. Наибольший удельный вес в расходах занимают расходы на оплату труда – 45,4 % (22370,548 : 49244,144 * 100). По данной статье сумма расходов увеличилась на 6847,231 или на 44,1 % и составила 22370,548 млн рублей. Следует обратить внимание, что статья проценты за пользование кредитами и займами занимает наименьший удельный вес – 0,00003 % (0,013 : 49244,144 * 100) и снизилась по сравнению с прошлом периодом на 99,7 %. Для объективной оценки выполнения динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Факторы с некоторой условностью можно подразделить на независимые от результатов и качества работы торговых предприятий и зависимые от них. К независимым относятся изменение розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, прием и передача магазинов и др. Зависимые факторы включают степень выполнения плана и динамику товарооборота, изменение времени обращения товаров, изменение производительности труда, внедрение прогрессивных форм торговли, расширение поставки от местных поставщиков и др. Такая группировка факторов позволяет определить действительный размер экономии или перерасхода расходов на реализацию, установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и резервы сокращения расходов. Для измерения влияния динамики товарооборота на расходы на реализацию их предварительно необходимо подразделить на условно-постоянные и условно-переменные. К условно-переменным мы отнесем те расходы, которые растут пропорционально изменению объема товарооборота в динамике, а уровень их остается постоянным: - транспортные расходы; - расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров; - потери товаров при перевозке, хранении, реализации в пределах норм; - расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды; - проценты за пользование кредитами и др. К условно-постоянным мы отнесем те расходы, суммы которых остаются постоянными при увеличении товарооборота: - расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря; - расходы на ремонт основных средств; - амортизация ОС и НМА и др. Значительное влияние на расходы на реализацию оказывает изменение товарооборачиваемости. При ускорении времени обращения товаров относительно снижаются товарные запасы и, как результат, уменьшаются проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие расходы. Определенное влияние на расходы оказывает снижение или повышение цен реализации на товары, услуги. Однако изменение цен оказывает влияние не на все статьи расходов. Повышение цен ведет к росту объема товарооборота, а следовательно к снижению уровня расходов на реализацию. В будущем ОАО «Постторг» может сократить свои расходы на реализацию за счет: - увеличения производительности труда работников; - изменения структуры товарооборота в сторону реализации менее издержкоемких товаров, штучных и фасованных товаров; увеличения опта; - сокращения транспортных расходов путем закупки товаров у местных поставщиков и др.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |