Научный руководитель – Доржу З.Ю., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории
В ноябре 2010 года в Петербурге состоялся Международный саммит женщин-лидеров экономики и политики с участием представителей 26 регионов России и 16 иностранных государств. Встреча проходила в рамках 17-й Международной конференции "Женщины, меняющие мир". Президент России Дмитрий Медведев направил приветствие организаторам и участникам открывшегося саммита. Глава государства в приветственной телеграмме отметил необходимость сделать все возможное для повышения социальной активности женщин. Он отметил, что считает раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала одним из условий стабильного и эффективного развития любого государства. "Вы представляете общественные, научные, предпринимательские организации многих стран. И своими впечатляющими успехами - доказываете, какую важную роль играют женщины в современном мире, в экономике, политике и культуре", - говорится в телеграмме президента. Кроме того, Медведев выразил надежду, что форум послужит дальнейшему укреплению женского движения, а также углублению международных экономических и гуманитарных контактов. Проблемы повышения социальной активности женской половины человечества всегда были актуальны, особенно в начале прошлого века. Любое дело невозможно без участия женщины. Ведь женщина – источник жизни на Земле, и жизнь без нее – невозможна и бессмысленна. Изменение социального статуса женщин, перемены в представлениях самих женщин об их роли в жизни семьи и общества оказывают непосредственное влияние на процессы общественной и культурной трансформации. В Туве на протяжении ХХ века эти процессы протекали особенно активно в связи с включением традиционного общества в состав индустриального (СССР). Модернизация изменила социальную структуру тувинского общества, разрушила традиционную систему стратификации. Эти изменения не могли не коснуться положения женщин. При этом женщина, будучи в роли матери или старшего родственника ребенка одним из основных "помощников" в процессе социализации и инкультурации, формирует стереотипы поведения и мышления будущих поколений. С этим, прежде всего, связана актуальность изучения обозначенных выше проблем. Актуальность темыопределяется необходимостью познания истории Тувы, изучением исторического прошлого, через призму которого мы можем лучше понять и почувствовать настоящее. За последнее столетие социальные и общественные - политические роли женщин Республики Тыва претерпели сильные изменения: женщины получили доступ к таким сферам как образование, политика, бизнес; значительно возросла их доля участия в общественной жизни. Произошедшие перемены свидетельствуют о расширении границ традиционных стереотипных женских ролей, связанных исключительно с «внутренней» сферой - домашними обязанностями и воспитанием детей - и выходом во внешнюю сферу работы и общественно-политическую жизнь. История социального раскрепощения женщин Тувы является частью нашей родины. Положение тувинской женщины в семье и обществе до Народной революции I92I г. определялось господствующими в среде тувинского народа патриархальными порядками, поддерживавшимися феодально-теократическими слоями, ламами и шаманами, а также культурной отсталостью народа в целом, которые и обусловливали приниженное положение женщины. Тяжелое положение женщины в прошлом проявлялось во всех областях жизни. Вплоть до вхождения Тувы в состав СССР (до 1944 года) основная часть тувинского населения продолжала вести кочевой образ жизни, поэтому женщины так же, как и мужчины, были устранены от участия в коллективной производственной деятельности. Труд женщин носил узкосемейный, домашний характер. С победой Народной революций и осуществлением демократических преобразований в Тувинской Народной Республике патриархальный уклад семейного быта несколько пошатнулся, положение женщины меняется, В результате принятия некоторых законоположений, касающихся семьи и брака, влияние родителей и других родственников со стороны мужа на женщину ослабляется; в жизнь тувинской семьи проникают разводы. Решая на первых порах женский вопрос, новая власть поста вила задачу ликвидировать политические и юридические основы закрепощения аратов в обществе и семье, созданных прежним феодальным строем. Это было сделано в ходе революционных преобразований путем отмены старых законов и издания новых, раскрепостивших тувинку. Основополагающее значение имели конституции республики, законодательно закрепившие гражданские права женщин. Дело не ограничивалось только юридическим оформлением свободы женщины; главное свое внимание государство, партия обращали на обеспечение фактического социального равенства полов, т.е. на поднятие политической активности и сознательности ара ток, на всемерное вовлечение их в деятельное участие во все области производственной, общественно-политической и культур ной жизни страны. Успеху борьбы за обеспечение фактического равноправия женщин способствовало использование разнообразных организационных структур (женотделы, женские советы, делегатские собрания и др.), и пути и методы (женщины вовлекались в общественную работу, в различные виды кооперации; открывались детские ясли, столовые и т.д.). Основная работа по коренному изменению положения женщины велась через делегаток. Тувинская народно-революционная партия, опираясь на государственные, общественные, женские, ревсомольские, профсоюзные органы, используя опыт СССР, проводила активную работу по вовлечению женщин в укрепление народно-демократического государства. Определяющими факторами успешного решения задач новой власти, в частности, по обеспечению равноправия женщины с мужчиной, приобщению ее к общественному производству, развитию ее активности в политической жизни страны, явились историческая роль Советского Союза, оказавшего всестороннюю помощь и поддержку Туве в укреплении республиканского строя, развитии промышленности, коллективизации аратских хозяйств, культурной революции и, конечно, заинтересованное участие самих араток в революционном преобразовании своего уклада жизни . В структуре женского населения страны возникли и все более возрастали по численности совершенно новые для Тувы социальные группы работниц, колхозниц, интеллигенции. Передовые женщины вступали в ряды общественных объединений, проходя в них школу гражданского становления, политического воспитания. В целом можно сказать, что за незначительный отрезок времени женщина – тувинка прошла огромный путь от бесправия до социально – активной женщины – матери, женщины – труженицы. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Эту войну вёл советский народ против фашистской Германии не только ради советского народа, но и ради других народов. Ради мира во всём мире. Действительно женщины Тувы совершили подвиг во имя Родины в тылу страны. Женщины собирали средства на фронт обороны страны, продукты и одежду для населения. На протяжении войны женщины тыла держали связь с войнами Красной Армии, проявляли постоянную заботу о них и их семьях. Трудовым подвигом тувинцев является развитие сельского хозяйства промышленности: выращивание и урожая, и скота до их переработки. Вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками явился для тувинского народа по созданию некоторых видов промышленных товаров и продукции, в которой нуждался фронт. Актуальность темыопределяется особой значимостью периода Великой Отечественной войны в истории нашей страны, общества и той ролью, которую сыграла патриотическая помощь женщин фронту в укреплении военной мощи страны и достижении Победы. Объективный и всесторонний анализ этой большой и социально значимой темы важен, прежде всего, в плане осмысления и правильной оценки прошлого. Изучение проблемы позволяет расширить и углубить знания по истории патриотической деятельности женщин в один из самых драматических периодов Отечественной истории, полнее представить ее сущность, масштабы, направления, формы, методы, увидеть и оценить деятельность ее организации. В процессе перестройки экономики на военный лад городской, хошунные, сумонные комитеты партии под руководством ЦК ТНРП усиливали свою идейно-организаторскую деятельность, направленную на повышение ответственности за выполнение интернационального долга перед Советским Союзом, на укрепление дружбы между народами СССР, ТНР и МНР[1]. Большая организаторская работа ТНРП дала свои результаты. В 1944 Госхозы и сельхозартели 1944 году имели 42 трактора, 2комбайна, 18 тракторных и 119 конных сеялок, 18 тракторных 52 конных сенокосилки и 11 автомашин. Эта техника на договорных началах использовалось также и на полях тожземов. Развитие экономики ТНР выразилось в росте внешнеторгового оборота Тувиценкоопа. За годы войны экспорт из Тувы в Советский Союз возрос в денежном выражении почти в 3 раза. Основную часть экспорта составляли скот, шерсть, жир, кожи другая продукция животноводства и земледелия[3]. Общая сумма материальной помощи тувинского народа за 1941 -1945 годах. Составила свыше 19 миллионов акша, т.е. в переводе на Советские деньги — 66,5 миллионов рублей. Каждая семья в среднем внесла в фонд помощи Красной Армии около 4 тысяч рублей, а каждый взрослый человек - более 2 тысяч рублей[4]. В том числе, на фронт было направленно около 40 тысяч боевых коней, 5 эшелонов подарков, свыше 50 тысяч пар лыж, 10 тысяч полушубков, на средства населения приобретались самолёты и.т.д. В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявились дружеские связи русского и тувинского народов. Тува мобилизировала весь свой потенциал на оказание помощи Советскому Союзу в разгроме врага. Общая помощь Фронту оценивается сотнями миллионов рублей в нынешнем исчислении и равнялась двум бюджетам ТНР. Для нужд Советской Армии было направленно 5 эшелонов подарков, около 50 тысяч коней, 400 тысяч голов скота и денежные средства[5]. По всей Туве прокатилась волна многолюдных митингов, участники которых горячо одобряли Декларацию X Великого Хурала. Так, бывший партизан Кыргыс Тонмит на митинге в Эрзинском хошуне сказал, что в борьбе с белыми бандами он потерял ногу и не может сражаться на фронте с врагами своей социалистической Родины — СССР, но он передает Красной Армии своего лучшего коня. Па другом митинге, I; Улут-Хемском хошуне, член партии Кыргыс Кудажи выразил патриотические устремления своего народа такими словами: «Когда я думаю о фашизме, то холодный ветер дует в моем сердце. Вот для того, чтобы быстрее растоптать эту гадину, я три четверти своего скота отдаю Красном Армии. Пусть пуля красного воина не надет даром на землю, пусть она вонзится в черное сердце фашиста»[6]. Охотник-оленевод Тамгыл из далекой Тоджи заявил, что он готов идти на фронт и там по-снайперски, без промаха, истреблять фашистов. Можно было бы привести еще много подобных заявлений, в которых выражались гнев к фашистским агрессорам и преданности Советскому Союзу, готовность с оружием в руках выступить на фронт Отечественной войны[7]. В результате перестройки народного хозяйства на военный лад и мобилизации всех ресурсов республики для фронта, для победы, помощь, оказанная советскому народу Тувинской Народной Республикой с ее немногочисленным населением была более чем значительной. Постоянно шли красные обозы с подарками фронту и Красной Армии из сумонов в районные центры, из районов в столицу республики в г. Кызыл. Промышленность республики с осени 1941 г. стала производить некоторые виды товаров, а также продукцию, в которой нуждался фронт. Швейкомбинат освоил производство полушубков, лесозавод – лыж, телег и мебели, кожевенный завод – лыжных ремней, кавалерийского снаряжения, валенок и сапог, ремонтно-механический завод – хозяйственных товаров. По всей стране развернулось движение за выполнение двух норм сменного производственного плана. Свыше 50 % рабочих кустпромартели в 1942 г. являлись двухсотниками (т.е. выполнили план на 200%), около 28 % - трехсотниками, 10 % - четырехсотниками. В 1944 г. в республике насчитывалось 608 ударников производства. В годы Великой Отечественной войны тувинские женщины активно принимают участие в общественно-политической жизни страны. Вступают в ряды парторганизаций, женсоветов, становятся членами ревсомола, профсоюзов, которые занимаются сбором денег и подарков для Красной Армии, помогают многодетным семьям фронтовиков, осиротевшим детям. Женщины активно посещают кружки, читки, беседы, участвуют в собраниях, конференциях, проводят семинары по санитарному делу, организовывают буфет и лотереи, на вырученные деньги закупают подарки для фронтовиков[8]. Женщины-колхозницы в период войны стали основной, решающей силой колхозного производства. Сотни женщин работали трактористками, шоферами, комбайнерами, механиками МТС и совхозов. Выросли многочисленные кадры женщин - органов колхозного производства: председателей колхозов, бригадиров, заведующих фермами. Трудящиеся женщины проявляют материнскую заботу о детях-сиротах, потерявших родителей, помогают государству воспитывать подрастающее поколение. Тувинские женщины встали на место ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей, братьев, овладев, сложными профессиями с честью выполняли свой долг перед Родиной, обеспечивая Красную Армию всем необходимым. В Пошивочном комбинате им. М. М. Расковой, в Кызыльской Сапожно-шорной мастерской, в Типографии Тувгосиздата, в больнице им. Тока около 90 % рабочих и служащих составляли женщины. Тувинские женщины, не страшась трудностей, овладевали тяжелыми и технически сложными профессиями. Ударниками производства были швеи К. Мокайбан, И. Чудурукпай, переплетчица А. Коробова, трактористки Е. Сергеева, М. Абросимова и др. Вся Тува знает имена и патриоток -животноводок С. Севильбаа, Т. Кускельдей, К. Кара-кыс, К. Хандыжай, которые своим самоотверженным трудом умножали материальную помощь Красной Армии. Этим женщинам были присуще такие человеческие качества как их сознательность, дисциплинированность и самоотверженность, постоянная готовность ради общего дела поступиться личными интересами, так ярко проявившиеся в период войны, не были лишь феноменом этого грозного времени. Итак, в дни войны женщины Тувы сделали немало, чтобы ускорить победу братского советского народа над германским фашизмом, продемонстрировать горячее стремление своего народа к добровольному воссоединению с народами СССР.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |