Бюрократическая теория организации
Вопрос. Понятие и сущность организации. Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, кᴏᴛᴏᴩое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей. Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через кᴏᴛᴏᴩый преломляются интересы индивида и общества. Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели. Для организации характерны следующие признаки:
Стоит сказать, что каждая организация имеет миссию. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии необходима для выявления основной задачи фирмы, разработки на ее основе целей и критериев принятия решений. Для организации миссия будет точкой отсчета для принятия плановых решений (определить, для чего существует компания); придает ясность цели, к кᴏᴛᴏᴩой движется организация (в чем отличие данной компании от уже работающих на рынке); помогает концентрировать усилия работников на достижение цели (согласованность интересов всех лиц организации); вызывает понимание и поддержку внешних участников организации, способствует созданию корпоративного духа организации. В обобщенном виде миссия представляет собой определение предлагаемых продуктов (услуг), место и роль организации на рынке; цели организации; технологию, базовые взгляды и ценности, сильные стороны, конкурентоспособность, ответственность перед партнерами и потребителями, имидж и внешний вид. То, что компания собирается делать, куда двигаться, и чем она хочет стать, и будет миссией фирмы. Учитывая зависимость от критерия классификации выделяют следующие группы целей:
Миссия не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Формирование новой миссии ведет к формированию нового предприятия. Вопрос. Основные теоретические школы, изложенные в научном направлении - теории организации, теории управлении и основы системного анализа. Исходя из такого подхода выделяют следующие школы и направления: 1. Классическая (Форд, Тейлор, Файоль) - теория Х. Исходя из того, что человек ленив его надо заставлять работать, не хочет ответственности, не терпит перемен, хочет, чтобы им руководили. Школа ориентирует на жесткое административное управление, авторитарный стиль с минимальным проявлением инициативы. Подразумевает линейный тип структуры управления и строгую иерархию. 2. Теория У (Якока, Г. Мицберг, О. Шонеси, Маслоу). Теория уделяет повышенное внимание природе взаимоотношений, создание благоприятной среды в коллективе, максимальное проявление инициативы. 3. Теория Z (Оучи). Каждый работник имеет определенную свободу, в рамках отведенных ему функции, подвержен самоконтролю. В рамках этих трех теорий расположены следующие школы: 1) Эмперическая (безусловные и условные рефлексы). Используется практический опыт ранее и успешно существующих подобных организаций, имеющих схожие условия производства, которые при определенных условиях переносятся на вновь проектируемую систему организации, т.е. происходит копирование организационной структуры с необходимой корректировкой. 2) Школа человеческих отношений. Исследует различные поведения, подходы, общие и частные закономерности в поведении персонала, исследуются отношения, поведение коллектива, взаимоотношение в коллективе, отношение коллектива к индивиду, индивида к коллективу. Используется при проектировании структуры снизу вверх. 3) Социотехнический подход. Исследуется взаимосвязи технологической структуры производства и влияние этой структуры на индивидуальное поведение, групповое поведение, на формирование связи между элементами и структурами и формирование системы управления в целом. Школа позволяет определить специфику организации и управления в зависимости от технологии и производственного процесса, т.е. отражается отраслевая принадлежность предприятия. 4) Школа управленческих ролей. Оперирует понятием «роли», которую играет индивид в организации. Исходя из роли в структуре управления, определяются подсистемы, включающие в себя те или иные управленческие функции, выполняемые конкретным индивидом в соответствии с его профессиональной подготовкой, коммуникабельностью и особенностями личности. В соответствии с этим формируется ролевая структура управления. Используется при проектировании верхнего уровня. 5) Школа исследования операций. Использует метод обобщения и классификации управленческих функций так, что они становятся универсальными для оптимизации управленческих процессов, определяют пути для формирования моделей с целью повышения эффективности управления. В данной школе для выработки общих принципов построения системы управления строится управленческая модель и типовая структура без учета специфики объекта управления и влияния внешней среды. 6) Ситуационный подход. Изучается поведение организации в зависимости от влияния факторов внешней среды в определенный промежуток времени, после чего производится структурирование организации до следующей реорганизации. 7) Школа системного подхода. Рассматривается организации как целостное образование с некоторыми особенностями свойств, имеющая определенную специфику и представляющая слабоструктурированную организацию в виде четко структурированной с выделением элементов и подсистем со специальными свойствами, функциями. Позволяет представить организацию в виде единой комплексной модели с определенными границами, имеющими свои входы и выходы. Многообразие подходов и школ, с точки зрения исследования и проектирования структур управления, можно свести к следующей иерархической схеме, отражающей стратифицированное представление целей, задач проектирования на разных уровнях принятия управленческих решений (А, Б, В)
А I 1
Б II 2
В III 3 А - корпоративный уровень управления I - концептуальное проектирование 1) используется системный подход к формированию структуры организации Б - уровень подсистем управления организаций II - происходит проектирования структурного воплощения концепции управления 2) используется эмпирический подход с математическим моделированием и исследование операции. В - уровень элементов исполнения систем управления III - производится детальное проектирование структуры управления 3) используется школа человеческих отношений, социотехнический подход, ситуационный подход и метод управленческих ролей. В итоге, на уровне А определяется концепция проектирования на корпоративном уровне принятия решений, в рамках которого формируются цели организации, разрабатывается концепция управления, проектируется перечень направлений достижений генеральных целей организации и определяется стратегия их развития. На уровне Б проектируются подсистемы организации в соответствии с основными направлениями деятельности по средствам определения уровней подсистемах связей и количества структурных элементов. На уровне В детально проектируются компоненты подсистемы, определяются их элементарные функции, цели, задачи и контрольные цифры, а так же формируются должностные инструкции на каждое рабочее место. Вопрос. В развитие классической теории организации внесли вклад много ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор. Тейлор сконцентрировал свое внимание на низшем звене организации, основываясь на взаимодействии человека и труда. В рамках этого взаимодействия процесс труда раздроблялся на простейшие элементы с целью задать работнику оптимальный режим исполнения, принципиально отделяющийся от функции управления этим же трудом как самостоятельной задачей другого лица. Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния». Главные особенности этой модели – полностью определяемое извне поведение работника по рационализированной схеме, а также трактовка самого работника как своего рода «запасной части». Тейлор предлагал разделение планирования работ и их выполнения и необходимость заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. По мнению Тейлора, организацией должен управлять плановый отдел. Планирование деятельности должно осуществляться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. При этом он выделил четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека: – служащий, контролирующий порядок и направление работы; – служащий по подготовке инструкций; – служащий по вопросам времени производства и себестоимости; – служащий по контролю за производственной дисциплиной. Управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов также четырьмя различными служащими: бригадиром; инспектором-приемщиком; служащим, устанавливающим темп работы; мастером по ремонту. Одним из важнейших аспектов научного управления является системный анализ работы. Чтобы сделать работу более эффективной, Тейлор предложил определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое для его выполнения, проанализировать внешнюю среду и условия, при которых совершается работа, а также исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ. Исследование движения – это процесс, при котором рассматривается движение основных элементов машины и оборудования, необходимых для выполнения работы. Временное исследование – это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования: 1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента; 2) нормирование – метод, при котором для всех основных видов работ существует установленное время. Данное определение организации основывалось на одностороннем подходе. Организация рассматривалась лишь как «техническая система», соединяющая компоненты производственного процесса. Отсюда и взгляд на человека как необходимый, главный «элемент производственного процесса», без которого функционирование организации немыслимо. Ф. Тейлор и научные основы теории организации.Начало серии фундаментальных работ в области теории организации положили «Принципы научного управления» Ф. Тейлора, опубликованные в 1911 г. Своими экспериментами и научными трудами Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы «научного менеджмента» сделают подлинную революцию в современном производстве, заменив устаревшие авторитарные методы научными подходами к управлению. Из своих исследований и экспериментов Ф. Тейлор вывел ряд общих принципов, которые составили основу классической теории организации. К их числу относятся: • разделение труда.Этот принцип не только проводится на уровне мастерской или цеха, но и распространяется на управленческие эшелоны. За менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником — функция исполнения. • функциональное руководство.Надзор за рабочими должен носить функциональный характер и осуществляться на каждой фазе производства. Тейлор предложил перейти от единоличного к функциональному руководству, заменив власть • измерение труда.Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени с помощью так называемых «единиц времени», представляющих дискретные элементы трудовых процессов; • задачи-предписания.Согласно данному принципу производственные задачи должны не только быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции относительно его конкретных задач. Путем реализации этих мер и рабочий, и менеджер получают определенные стандарты, содействующие измерению труда; • программы стимулирования.Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции, в случае же достижения большей производительности рабочему выплачивается премия; • труд как индивидуальная деятельность.Влияние группы делает рабочего менее продуктивным; • мотивация.Суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей; • роль индивидуальных способностей.Проводится различие между способностями рабочих и менеджеров: рабочие работают за вознаграждение в настоящем, а менеджеры —ради вознаграждения в будущем. Как видим, Ф. Тейлор не пренебрегал человеческим компонентом организаций, как считают многие, но ставил акцент, скорее, на индивидуальных, а не на коллективных качествах работника. Он считал, что применение принципов научного управления приведет к устранению почти всех причин споров и разногласий владельцев предприятий и наемных работников. Вопрос Принципы организации А. Файоля.Спустя некоторое время после опубликования в США Ф. Тейлором результатов своих исследований француз А. Файоль сформулировал общие принципы организации. Файоль стремился разработать принципы организации, применимые для всех уровней управления. Коротко их можно сформулировать следующим образом. Чтобы работать эффективно, организация должна иметь: • четкие цели; • один центр подчинения (единство управления); • один отдел управления (единство контроля); • четкие линии инстанций, по которым идут распоряжения (скалярная цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии до ее низших звеньев); • равенство прав и обязанностей; • рациональное разделение труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным секторам высшего звена; • четкое определение ответственности за результаты деятельности и такие установленные официальные отношения, чтобы каждый в организации знал свою роль и положение в коллективе; • благоприятные возможности для проявления инициативы Пример.Допустим, требуется передать сообщение от индивида Д к индивиду О, которые находятся на одном уровне иерархии, но в разных подразделениях. В соответствии с показанной иерархической структурой формальный контакт между ними может быть осуществлен только через ступени иерархии власти (вверх и вниз). Однако очевидно, что разумнее и намного быстрее для Д и О осуществить прямой контакт, минуя семь вышестоящих руководителей. Файоль утверждал, что в любой организации следует разрешить такую прямую горизонтальную связь, по крайней мере в кризисных ситуациях, когда важна быстрота действия. Этот социальный коммуникационный канал получил название «мостик Файоля». Он выделил пять . проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование . имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам . осуществляется предсказание направления действия (точность). Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со . формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей . обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и . определение системы санкций за нарушение норм организации; . выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ . обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым Кроме того, в функцию организации следует включать все действия, . выбор способа контроля, например, руководитель может изначально Принципы управления Файоль суммировал уроки собственного опыта в перечне "Основных Качества руководителя Теория Файоля дает четкое представление о задачах руководителя: Вопрос бюрократия М. Вебера. Немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) разработал принципы построения идеального типа структуры организации, которая получила название бюрократической. Термин «бюрократия» М. Вебер использовал в его точном значении — «правление государственных служащих». По его мнению, бюрократию отличают точность, строгая дисциплина, стабильность и ответственность. Принципы построения бюрократической организации состоят в следующем: • вся деятельность на основе разделения труда расчленяется на элементы, что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица; • организация строится на принципах иерархии, строгой системы подчиненности и ответственности, системы власти и авторитета; • деятельность организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанности; • управление организацией осуществляется на основе формальной безличности, т.е. исключает личные мотивы и эмоции; • отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах. М. Вебер полагал, что предложенная им система принципов обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций. Бюрократическая теория организации Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства. Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим-представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Назовем основные элементы построения организации по Веберу (рис. 27). Рисунок 27 - Концепция организации по Веберу Положения законной власти в организации: - могут быть установлены такие легитимные законы, которые могут действовать с согласия части членов организации; - закон есть система абстрактных правил, применяющихся в частном случае. Администрация соблюдает интересы организации в рамках закона; - исполнительная власть также подчиняется этим правилам; - член организации подчиняется правилам только в этом качестве; - подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а без личного порядка. Тезисы структуры законной власти в организации: - служебные обязанности установлены на постоянной упорядоченной основе; - обязанности подразделяются по различным функциональным - сферам, каждая из которых обеспечивается необходимой властью и санкциями; - должности учреждаются по иерархической шкале, где их взаимные полномочия на контроль и обжалование тщательно обозначены; - правила, согласно которым должна выполняться работа, могут быть либо техническими, либо юридическими. В обоих случаях требуется квалифицированный персонал; - ресурсы организации четко отделены от ресурсов, которыми располагают индивиды; - должностное лицо не может присвоить должность; - администрация основывается на письменных документах, что превращает контору (бюро) в центр современной организации; - система законной власти может принимать многочисленные формы, но в наиболее чистом виде - это бюрократическая административная группа служащих. Характеристика бюрократической организации: - работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность; - существует четкая служебная иерархия; - обязанности каждого уровня четко обозначены; - служащие назначаются на основании контракта; - они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом; - заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен; - должность служащего - его единственная или основная работа; - существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо - служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается; - служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине. Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии - точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность - отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают. Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии - точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность - отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают. В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими последствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приня
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |