Виды организационных структур управления
а) Жесткие организационные структуры 1. Линейная Структура организации, в которой нет подразделений, а число работников не превышает нормы управляемости руководителя. В структуре существуют только линейные вертикальные связи, горизонтальные связи отсутствуют. Полная ответственность за работу по всем функциям управления возлагается на руководителя.
Руководителю организации могут подчиняться несколько руководителей среднего звена. Но при этом специализация управления происходит на по функциональному признаку, а по объему работы (например, начальнику магазина подчиняются начальники двух отделов магазина, имеющие одинаковый набор функций)
Достоинства и недостатки линейной структуры: ? Четкие уровни управления и подчинения и связи ? Оперативность и точность управленческих реакций ? Исключение получения одним исполнителем противоречивых заданий ? Чрезмерные информационные перегрузки руководителя ? Увеличение сроков выполнения заданий, требующих совместной работы нескольких отделов
Специализация управления происходит в рамках функционального подхода, т.е. по основным направлениям деятельности: производство, маркетинг, финансы, НИР. Руководитель организации имеет в подчинении специалистов, которые управляют сразу всеми исполнителями.
Достоинства и недостатки функциональной структуры ? Эффективная организация горизонтальных связей ? Широкие возможности для согласования одного решения по различным функциональным подразделениям ? Нарушается принцип единоначалия и снижается эффективность работы исполнителей ? Координация деятельности не находится в руках одного человека, а поровну лежит на всех специалистах ? От руководителя организации требуется наличие глубоких и разносторонних знаний
Штаб имеет линейную структуру.
Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры: ? Высокая централизация оперативного управления Структуризация организации может происходить:
Достоинства и недостатки дивизиональной структуры:
2. Матричная Построена на принципе двойного подчинения исполнителей: линейному руководителю (руководитель проекта) и функциональному руководителю (руководитель функционального подразделения). Организация работы сводится к созданию в организации временных рабочих групп для решения необходимых задач (проектов). Выделенные на это ресурсы в дальнейшем могут перераспределяться, т.е. один и тот же работник или оборудование выполняют различные задания, не вводя новых должностей и подразделений, используются в научно – исследовательских организациях. В матричной структуре присутствуют вертикальные связи (по функциональным подразделениям), которые определяют методы и принципы работы и горизонтальные связи (по выполняемым проектам), которые определяют объем работ.
3. Программно-целевая Одним из видов таких структур являются структуры в виде перевернутой пирамиды. В таких структурах на верхний уровень управления ставятся специалисты-профессионалы, тогда как руководители находятся на нижнем уровне и выполняет функции администратора и координатора. Такие структуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно удовлетворять потребности клиентов.
Вопрос20. 2. Матричная Построена на принципе двойного подчинения исполнителей: линейному руководителю (руководитель проекта) и функциональному руководителю (руководитель функционального подразделения). Организация работы сводится к созданию в организации временных рабочих групп для решения необходимых задач (проектов). Выделенные на это ресурсы в дальнейшем могут перераспределяться, т.е. один и тот же работник или оборудование выполняют различные задания, не вводя новых должностей и подразделений, используются в научно – исследовательских организациях. В матричной структуре присутствуют вертикальные связи (по функциональным подразделениям), которые определяют методы и принципы работы и горизонтальные связи (по выполняемым проектам), которые определяют объем работ. Многомерная организационная структура компанииВ разделе «Матричные организационные структуры управления» указан их основной недостаток: сотрудники функциональных подразделений находятся в двойном подчинении –своего руководителя и руководителя проекта (или целевой программы), что, как правило, приводит к нежелательным результатам. Там же был указан путь устранения этого недостатка –замена административных методов руководителя проекта на экономические, что, собственно говоря, и приводит к так называемой «многомерной организационной структуре». В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель проекта, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только своему единоличному начальнику –руководителю своего функционального подразделения.Руководитель проекта имеет бюджет на проведение проекта, согласовывает с руководителями функциональных подразделений объемы, стоимость и сроки проведения работ (фактически договор), проводит контроль работ, приемку работ, оплату работ функциональных подразделений. При этом он не имеет права вмешательства в оперативную деятельность функциональных подразделений. Он имеет только экономические рычаги.При дальнейшем развитии, и руководители проектов, и функциональные подразделения могут получать право выхода на внешний рынок. Руководитель проекта может заказывать часть работ на стороне, а руководитель функционального подразделения –выполнять отдельные работы по заказу сторонних организаций.
Рис.1. Многомерная организационная структура компании. Пунктиром указаны горизонтальные экономические управляющие связи Эта структура названа многомерной возможно только для разграничения с матричной. Хотя в принципе и та и другая могут быть и двухмерными, и трехмерными. Многомерная организационная структура позволяет повысить гибкость организации, и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Жизнеспособность функциональных подразделений зависит от их возможности производить конкурентоспособные товары и услуги, в которых нуждаются потребителя. Руководитель проекта становится независим от конкретного функционального подразделения. Для выполнения проекта он может обратиться к другому подразделению или выйти на внешний рынок. Такая структура порождает рынок внутри компании, и повышает ее способность реагировать на потребности как внутренних, так и внешних потребителей. Поскольку структурные подразделения относительно независимы друг от друга, их можно расширять, сокращать, выделять в самостоятельные фирмы и т.д. Показателем эффективности работы каждого подразделения чисто финансовый, результат деятельности –только в рублях. Вопрос 21. 4. Адхократическая (специальная) Одним из видов таких структур являются структуры в виде перевернутой пирамиды. В таких структурах на верхний уровень управления ставятся специалисты-профессионалы, тогда как руководители находятся на нижнем уровне и выполняет функции администратора и координатора. Такие структуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно удовлетворять потребности клиентов.
Партисипативные организации (рис. 4) – это организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. Рис. 4. Принципиальная схема структуры партисипативной организации
Партисипативная организация построена на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений. Это означает, что на своем уровне работник включен в процесс определения целей, принятия тактических решений и их реализации. Технология включения работника в процесс управления состоит преимущественно из таких этапов принятия решений, как выработка альтернативных вариантов решений, их оценка и выбор наиболее предпочтительного из них для реализации. Реализация технологии включения работника в процесс управления может потребовать создания специальных структур типа временных или постоянных комиссий, кружков качества. Право участвовать в принятии решений является принципиальным и в корне отличает организации, построенные на «участии работников в управлении», или партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации. Наглядным примером такого подхода явилось введение в период перестройки на предприятиях бывшего СССР выборности руководителей и создание на них советов трудовых коллективов, поставленных волею закона над руководством и призванных демократизировать управление организацией. В основе партисипативной организации лежит участие работников всех уровней в управлении, что предполагает: • участие в принятии решений; • участие в установлении целей; • участие в решении проблем. Степень и формы участия в управлении в партисипативной организации предполагают три степени участия:• выдвижение предложений;• выработка альтернативы:• выбор окончательного решения.Выдвижение предложений – не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.Выработка альтернативы – требует появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнять данную работу. Примером таких образований могут быть так называемые хозрасчетные или конфликтные комиссии – на российских предприятиях; комитеты по набору кадров в рабочие группы – на американских предприятиях; кружки качества – на японских предприятиях. Выбор альтернативы – предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме «работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера».Выбор окончательного решения– остается за советами. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации. Решения таких советов нередко бывают обязательными для тех руководителей, при которых они создаются.В рамках этих советов проводится рассмотрение внесенных предложений по решению той или иной проблемы, дается их оценка. По предложениям, представляющим наибольший интерес и способствующим решению задач, стоящих перед подразделением, принимается решение об их реализации.Дополнительные возможности участия работников в принятии решений носят в значительной степени мотивационный характер. Работники на таких предприятиях оказываются более заинтересованными в результатах деятельности своего подразделения, поскольку это результат решений, принятых ими самими. Возрастает чувство ответственности за результаты деятельности своего подразделения. Это наряду с фактором материальной заинтересованности увеличивает эффективность работника организации при выполнении им должностных обязанностей.В партисипативных организациях при правильно организованной работе повышается качество принимаемых решений, рассматривается большее количество альтернатив, богаче оценка внешней среды. Участие развивает творческое отношение к работе, развивая систему коммуникаций в организации. У работников появляется чувство собственника, повышается мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые ими же решения. Создается атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и повышает производительность.Партисипативные организации сталкиваются с рядом проблем.Трудно спроектировать демократическую организацию, в которой сохраняется иерархия. В результате происходит уклон в сторону неэффективности советов или они начинают вмешиваться в дела подотчетных им руководителей и подразделений;Сильно развитые индивидуалистские начала в человеке вступают в противоречие с давлением коллег, которое оказывается ими на каждого отдельного участника.Коллективный контроль действий руководителя развивает у него популистские качества, а у «контролеров» – коллективный эгоизм, имеющий разрушительные последствия для организации. Нередко в связи с приходом нового руководителя, обладающего своим стилем управления, своим видением ситуации, возникает необходимость реформирования партисипативных структур. Однако это может оказаться сверхсложной задачей, так как партисипативные структуры трудно перестраивать.Партисипативные типы структур используются в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности.Их внедрение может проводиться как сверху, так и снизу путем постепенного и последовательного охвата одного уровня за другим.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1878)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |