СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА
Основным источником по дан- ной теме являются законы вавилонского царя Хаммурапи VIII в. до н. э.). Перевод этих законов, осуществленный М. Дьяконовым, с комментарием, сделанным им же и Я. М. Магазинером, опубликован в ВДИ (1952, № 3). Перевод Л. А. Липина, помещенный в «Хрестоматии по истории Древ- Дего Востока» (М., 1963), заново отредактирован, уточнен и в ряде случаев исправлен В. А. Якобсоном и переиздан в «Хре- стоматии по истории Древнего Востока», ч. 1 (М., 1980). Весьма полезно использовать в процессе семинарских заня- тий собрание административных, хозяйственных и частнопра- вовых документов старовавилонского периода а, опубликован- ных А. П. Рифтиным (Старовавилонские юридические и адми- нистративные документы в собраниях СССР. М.; Л., 1937). Законы Хаммурапи с момента их обнаружения в Сузах французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг. не- однократно издавались, переводились, комментировались и Научались. Первый их перевод был сделан французским иссле- дователем В. Шейлем. Далее последовали переводы Г. Винкле- ра, А. Унгнада, У. Дэвиса, Ф. Харпера, П. Крюисльс и других на различные европейские языки. Как справедливо отмечает Д» Г. Редер в помещаемой ниже статье, «литература, посвя- 'Щенная законодательству Хаммурапп, является необозримой и охватывает целый ряд проблем». Наши соотечественники так- же активно включились в изучение этого юридического памят- ника древности. Отметим важнейшее исследование и перевод с языка оригинала – книгу И. М. Волкова «Законы вавилонско- го царя Хаммураби»б, вышедшую в 1914 г. в серии «культур- но-исторические памятники Древнего Востока», издававшейся под руководством Б. А. Тураева. В настоящее время выделяются как классические капи- тальные две работы, посвященные Законам Хаммурапи: это уже упоминавшаяся работа И. М. Дьяконова и Я. М. Магази- нера (ВДИ. 1952. До 3) и работа английских исследователей Дж. Драйвера и Н. Майлса «Вавилонские законы» в 2-х томах (Оксфорд, 1955-1956). Из новых работ следует отметить мо» нографию чехословацкого ассириолога И. Климы «Древней- шие законы человечества» (Прага, 1979). А из новейших- целый ряд статей советского ассириолога В. А. Якобсона, из которых в первую очередь мы отсылаем читателя к статье «Возникновение писаного права в древней Месопотамин» (ВДИ. 1981. № 4) и к автореферату его докторской диссерта- ции «Законы Хаммурапи как источник по истории древней Ме- сопотамии» (Ленинград, 1988), основные положения которой нашли отражение в вышедших в издательстве «Наука» «Исто- рии Древнего Востока». Т. 1. Ч. 1 (М., 1983) и в «Истории древнего мира». Т. 1 (М., 1989). Итоговый вывод автора: «За- коны Хаммурапи... отражают объективную реальность и явля- ются для нас энциклопедией сведений об экономике, культуре, праве и об обществе в целом старовавилонского периода» (аз- тореф. С. 39),-преодолевает возникшую в 60-70-е годы ги- перкритическую тенденцию оценивать Законы Хаммурапи как литературный памятник, «царскую надпись апологетического жанра» (Дж. Финкельстейн), отвергать их законодательную природу (Ф. Краус), утверждать, что им при'сущ лишь мораль- ный аспект, а отнюдь не юридическое действие (И. Ренгер). Возвращаясь к уже проверенной десятилетиями оценке За- конов Хаммурапи как исторического источника, следует под- черкнуть. что в них отражена «классовая структура старовави- лонского общества», хотя «лишь в самых общих очертаниях Г...], поскольку законы отражают социально-экономический строй общества не непосредственно, а в преломлении через правовые воззрения в духе классовых интересов господствую- щего класса» (Дьяконов И. М. Указ. соч. С. 264). Законы Хаммурапи позволяют достаточно полно рассмот- реть социальную структуру современного им вавилонского об- щества. Именно в этом обширном юридическом сборнике мы встречаемся с тремя классами вавилонского общества: рабо- владельцами, мелкими производителями материальных благ и рабами. Четко выделяются три сословия: 1) свободных, полно- правных общинников-авилумов, 2) свободных, но ограничен- ных в правах «царских людей»-мушкенумов и 3) рабов (вар- думов). Мы встречаемся также с представителями различных профессий, довольно замкнутых социальных групп: тамкары и шамаллумы-торговцы; редумы и баирумы-воины; жрече- ство; представители сельскохозяйственных и ремесленных про- фессий, к которым примыкала и «интеллигенция» (врачи, ве- теринары). Они занимали различное положение в экономиче- ской системе государства, в отношениях собственности, имели очерченный круг прав и обязанностей, располагали опредвлен- ным отношением к себе со стороны общества и государствен- ный власти. Судить о социальной структуре вавилонского общества не- просто. С начала XX в. сложилась известная концепция Эд. Мейера о цикличности исторического развития, согласно которой он и его последователи усматривали наличие феодаль- ных и капиталистических отношений в древнем мире, в том числе и в Месопотамии. Подобная точка зрения имела место, например, в работах немецких историков Б. Майснера «Вави- лония и Ассирия» (Гейдельберг, 1920) и М. Вебера «Аграрная история древнего мира» (пер. с нем. М., 1925). Эту концепцию восприняли и развивали вплоть до середины 30-х годов наши отечественные исследователи Н. М. Никольский, А. И. Тюме- нев и др. После дискуссии 30-х годов в кругах научной общест- венности возобладала активно утверждаемая В. В. Струве точ- ка зрения на древневосточное общество как на общество ра- бовладельческое, базирующаяся на фактическом материале из истории древнего Египта, Хеттского государства, но более все- го – Месопотамии, особенно времен Шумеро-Аккадского цар- ства III династии Ура. С некоторыми поправками и отступле- ниями она была вскоре принята всеми советскими востоковеда- ми и повторно дискутировалась на новом теоретическом и фак- тологическом уровне в 60-х годах, конкурируя с «теорией фео- дализма» и «азиатского способа производства»в. В разделе, посвященном историографии проблемы социаль- ной структуры старовавилонского общества, подобраны фраг- менты исторических трудов и ряд несколько сокращенных ста- тей отечественных востоковедов, занимавшихся ее изучением. Они представляют определенные хронологические этапы изуче» иия социально-экономических отношений в Месопотамии 11 тыс. до н. э.: это работы И. М. Волкова (1914 г.), Н. М. Никольско- го (40-е годы), В. В. Струве, И. М. Дьяконова (50-е годы), Д. Г. Редера (70-е годы), В. А. Якобсона (60-80-е годы). В данных работах отразились некоторые общетеоретические спорные вопросы: о степени развития рабства, его источниках, Общих чертах и различиях, характерных для тех или иных стран древнего Востока (например, Вавилонии, Палестины), а также в сравнении с античным «классическим» рабством. Осо- бенно интересным (различающимся в ряде случаев в трактов- ке и переводе тех или иных терминов или параграфов сборни- ка Законов) является взгляд этих исследователей на пробле- му долгового рабства, связанную с имущественной дифферен- циацией, ростовщичеством, уставом древневосточной патриар- хальной семьи. Весьма интересны и разнообразны взгляды ученых на проб- лему «мушкенумов» - сословия свободных, но неполноправных ^йодей. Б. Майснер считал их «пролетариями», И. М. Волков – «вольноотпущенниками». В. В. Струве полагал, что это поко- ренное амореями население юга Двуречья. И. М. Дьяконов В. А. Якобсон видят в них «царских людей», условно владев- ших землей за службу дворцу. Для более детального ознаком- ления с этой проблемой полезно и необходимо обратиться к статье И. М. Дьяконова «Мuskenum» и повинностное землевла. дение на царской земле при Хаммураби» («Еоs». 1956. 48. N 1). Наконец, ниже приводятся две статьи В. А. Якобсона, одна из которых посвящена торговцам, другая-воинам, наиболее по- дробно представленным в Законах Хаммурапи профессиональ- ным группам свободного населения Вавилонии. Для расширения знаний об экономических, социальных, правовых, психологических сторонах жизни старовавилонского общества полезно также обратиться к книгам: Дьяконов И. М. Люди города Ура (М., 1990); Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон (обширное предисловие В. А. Якобсона) (М., 1979); Козырева Н. В. Древняя Ларса (М.: Наука, 1988). Предлагаемые ниже статьи и фрагменты исторических тру- дов вышеупомянутых авторов позволяют проредить историю изучения социально-экономических отношений в Вавилонии времен Хаммурапи со многими ее спорными вопросами, а так- же могут быть использованы для изучения непосредственно по источнику-Законам Хаммурапи - ряда вопросов социальной структуры: например, рабство в Вавилонии, проблема ростов- щичества и долговой кабалы, место мушкенумов в сословной структуре вавилонского общества, царские воины, вавилонская торговля и торговцы во II тыс. до н. э.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |