Вопрос 16. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка..." 1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;..." Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации — предоставленная Российским государством беженцам и вынужденным переселенцам система прав, свобод, гарантий и возложенных в сфере государственного управления обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой достаточно сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и другие элементы: принципы, правоспособность, гражданство, гарантии и т.д. Содержание административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев, с точки зрения его внутренней структуры, определяется тремя элементами: правами, обязанностями и ответственностью. Правоспособность беженцев и вынужденных переселенцев имеет вполне естественные различия, которые обусловлены разным характером их правовой связи с государством пребывания. Они могут проявиться, например, в том, что административная правоспособность беженца возникает с момента вступления его в правовые отношения с Российским государством (т.е. государством, гражданином которого он не является). Это не относится к вынужденным переселенцам, которые, являясь гражданами РФ, наделены правоспособностью с момента своего рождения. Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев есть признанная способность приобретения ими: а) прав и обязанностей административно-правового характера; б) возможности реализации ими прав и обязанностей административно-правового характера. Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев может регламентироваться, помимо норм российского административного законодательства, международными договорами с участием РФ. Объем административной дееспособности беженцев и вынужденных переселенцев определяется объемом их административной правоспособности. Причем административная дееспособность беженцев (являющихся в основном иностранными гражданами) прекращается в связи с их смертью или выездом за пределы России. Административные права беженцев и вынужденных переселенцев можно охарактеризовать как закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Административные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев — выраженные в нормах административного права притязания государства к поведению указанной категории лиц. Под административной ответственностью беженцев и вынужденных переселенцев следует понимать их ответственность перед органами государственного управления, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — перед судом за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм. Она выражается в применении к нарушителям установленных административных наказаний. Признаки административной ответственности беженцев и вынужденных переселенцев: - наступает при совершении беженцем или вынужденным переселенцем правонарушения; - устанавливается преимущественно нормами административного права; - субъектами административной ответственности являются беженцы и вынужденные переселенцы; - наступает во внесудебном порядке; - порядок наложения наказания регламентируется административно-процессуальными нормами; - не влечет последствия в виде судимости; - играет существенную роль в профилактике преступлений со стороны беженцев и вынужденных переселенцев. Правовой статус вынужденных переселенцев также имеет свою специфику. По общему правилу, вынужденный переселенец — это гражданин России. Однако им может быть в соответствии с действующим отечественным законодательством иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае их законного нахождения на территории нашего государства. Следовательно, особенности правового статуса вынужденных переселенцев определяются комплексом прав, предоставляемых им отечественным законодательством как гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, и прав, предоставляемых лицу отечественным законодательством исключительно как вынужденному переселенцу. Гарантированность административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Гарантии необходимы не только для реализации прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, но и для их обязанностей. Они могут подразделяться на общие и специальные. Общие гарантии выступают в качестве определенных экономических, идеологических, политических условий и предпосылок, реально обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей. Под специальными (юридическими) гарантиями следует понимать совокупность правовых норм, посредством которых регламентируется порядок реализации и защиты прав и обязанностей. Права и обязанности лица, признанного беженцем
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: 1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей; 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации; 3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания; 5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; 6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья; 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства); (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) 13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) 14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); 17) выезд на место жительства в иностранное государство; 18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; 4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации; 6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ) Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2006 N 121-ФЗ; 7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |