Рекомендации по организации изучения дисциплины
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
Семинарское занятие (семинар) -организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов. Ø формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса; Ø профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями; Ø овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения; Ø развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров: · вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить;
· семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки; · спецсеминар - форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров: Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики. Аналитический семинар - студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании. Семинар с групповой работой -групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7- 9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар) -проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям. · квалификационные требования к уровню подготовки выпускника; · цели и задачи изучения учебной дисциплины; · форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная); · технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства); · уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.); · наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники); · необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории; · взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин - прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса; · степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами; · состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины; · место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом. Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня. Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями. К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие: Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой. Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов. Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности. Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию: § степень усвоения знаний;активность; § полнота и конкретность ответа; § последовательность и логика изложения; § связь теоретических положений с практикой; § обоснованность и доказательность излагаемых положений. Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления. Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала. В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента. Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения: - личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение; - научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы; - дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем; - ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам - личный опыт работы психологом. При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины. Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать: 1. личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия; 2. обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия; 3. материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем; 4. дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений; 5. отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений. Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации. Выделяют три типа таких ситуаций: 1. ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи); 2. ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения); 3. ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |