Принцип маневренности образовательных программ
Рассмотрим теперь третий возможный вектор движения человека в образовательном пространстве — «по горизонтали» — возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования областидеятельности или получения параллельнообразования в двух илинескольких областях. Такое происходило в ограниченных масштабах и раньше. Но в новых социально-экономических условиях это явление, очевидно, получит массовый характер. Например, возможность индивидуализации образования.Развитие рыночной экономики, расширение гражданских прав и свобод личности потребует перехода от единой образовательной подготовки, от
массовой подготовки рабочих и специалистов по так называемым «массовым» профессиям и специальностям к индивидуальному, «штучному» образованию молодежи. Каждый юноша, девушка, каждый взрослый человек должны иметь право не только выбора образовательной траектории и право выбора профессии, но и иметь право выбора изучения различных курсов, предметов в зависимости от своих личных интересов и планов, посещения занятий в разных учебных заведениях своего региона, а возможно — и параллельного обучения одновременно в разных школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах. Или учиться одновременно: утром — в школе, вечером, допустим, в ПТУ. Ведь одновременное обучение студентов в двух вузах по разным специальностям сегодня уже стало довольно массовым явлением. Учащийся, студент, специалист должен иметь возможность движения по горизонтали по разным областям. Вариантов здесь может быть множество: — учащийся школы, лицея, гимназии за рамками общеоб — студент любого курса решил поменять специальность или — студент закончил колледж по одной специальности, а в — противоположный случай: специалист с высшим образо
альное частное предприятие и поступает на вечернее отделение полиграфического ПТУ для того, чтобы приобрести необходимые навыки в этой области и т.д. переобучении безработного населения через службы занятости. В отличие от времен командно-административной системы, когда считалось, что специалист должен работать только по полученной специальности — иначе «государство зря потратило деньги на его обучение» (чего на самом деле никогда не было), в новых социально-экономических условиях переход специалистов из отрасли в отрасль следует рассматривать скорее как положительное явление — в отрасли будет «вливаться свежая кровь», что приведет к их обновлению и придаст им больше возможностей для саморазвития. Приведем пример с общеобразовательной школой. Как уже говорилось выше, у нее есть одна, по мнению автора, очень отрицательная особенность, заключающаяся в том, что в массе своей учитель общеобразовательной школы ничего в жизни, кроме школы, не видел. К тому же педагогическая профессия очень специфична, и далеко не всякий человек к ней годится. Но свой профессиональный выбор будущие учителя делают в 17 лет, при поступлении в педвуз, когда они еще не осознают своих возможностей и своего призвания. В то же время сегодня есть много безработных инженеров, химиков-технологов, бывших офицеров и других специалистов, которые охотно пошли бы работать в школу учителями. При соответствующей переподготовке. Тем более, что эти специалисты делали бы свой выбор осознанно, в зрелом возрасте, имея собственных детей, имея за плечами опыт работы в различных отраслях. А в школах сегодня учителей не хватает. Так что привлечение специалистов разных профилей к работе в школах «работало» бы сразу в нескольких направлениях: снижало бы уровень безработицы, обеспечивало Школу необходимыми кадрами учителей, вело к обновлению школы и т.д. Но дело не идет. Автор несколько лет назад пытался организовать такие образовательные программы переподготовки в Московской обла- лах, была поддержка местных властей, службы занятости готовы были оплачивать обучение. Но не было желания в чи- новных коридорах Минобразования РФ — «не положено» — и все тут. Но то, что раньше было не положено — остро необходимо теперь. Ведомственность, корпоративность в рыночной экономике и демократическом обществе оборачивается серьезным тормозом. Таким образом, мы рассмотрели четыре принципа, относящиеся к составу подсистемы содержания образовательных программ непрерывного образования: принцип базового образования, принцип многоуровневости образовательных программ, принцип дополнительности образовательных программ и принцип маневренности образовательных программ. Следующий принцип будет относиться к подсистеме связей между образовательными программами (т.е. к структуре подсистемы содержания образовательных программ): принцип преемственности. Принциппреемственности образовательных программ Для того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно продвигаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения, необходимы согласование, стыковка образовательных программ. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования. Как уже говорилось, многоуровневость (точнее, многоступенчатость) образовательных программ уже складывается — в школе, в профессиональных лицеях, колледжах, вузах. Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу ведомственной разобщенности выстраивают свою «многоступенчатость» только для себя, порознь. Так, в начальном профессиональном образовании это своя «многоступенчатость», в среднем профессиональном — своя, в высшем — своя. Учреждения последипломного образования, там, где они сохранились, работают сами по себе. Даже перечни специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в начальном, среднем и высшем звене образования, никак не согласованымежду собой даже по названиям профессий. Фактически выпускник ПТУ должен даже по родственной специальности поступать в техникум на первый курс и учиться там полный срок, а выпускник техникума также идти в институт, университет на первый курс и учиться та;м полный срок. Кроме того, возникают недоуменные вопросы: кто выше по уровню образования — младший инженер или бакалавр? Техник или рабочий «повышенного уровня квалификации»? И т.д. Тем не менее, преемственность образовательных программ частично уже выстраивается, что называется, «снизу» — самими учебными заведениями. Отдельные школы, гимназии, общеобразовательные и профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые договоры с ВУЗами, создают преемственные учебные планы и программы и осуществляют совместное обучение части наиболее способных учащихся и студентов, экономя им, да и себе тоже до двух лет продолжительности обучения. Таких примеров сегодня уже много: в педагогическом, сельскохозяйственном, полиграфическом образовании и т.п., в Бурятии, Московской, Тюменской, Читинской областях и других субъектах Российской Федерации. Но пока это только отдельные примеры, хотя и довольно-таки многочисленные, а проблему необходимо решать в целом. Автор, имеющий опыт организации научно-методического обеспечения образования, отдает себе отчет в том,что проблема эта чрезвычайно сложная и трудоемкая. Кроме того, переход к действительно сквозной многоуровневой системе образования потребует огромного объема работ организационного характера. Тем не менее мы только тогда сможем говорить о системе содержания непрерывного образования (в рассматриваемом здесь аспекте), когда по каждой профессиональной области смежных специальностей будет выстроена многоуровневая (многоступенчатая) серия преемственных образовательных программ. Попытки выстроить сквозное (через все ступени) содержание образования, как показывает первоначальный опыт, зачастую оказываются неудачными из-за невозможности четкого преемственного структурирования всего образовательного материала, не разрушая конечныхзадач каждой из них (завершенность, самоценностькаждой ступени).Здесь, возможно, на-
прашивается путь иной, проверенный во многих странах, — построение образовательных программ в виде достаточно краткосрочных — 1, 2 или 3-летних, но завершенных модулей, предлагаемых на выбор абитуриентам. И, соответственно, обучаемый, поступая в то или иное профессиональное образовательное учреждение, по результатам аттестации попадает на образовательную программу, доступную для него в данный момент. При этом более одаренные юноши и девушки могут достигать высших ступеней кратчайшим путем, минуя ряд модулей, другие — более длительным — последовательно переходя от одного модуля к другому. Для того чтобы обеспечить человеку маневренность движения «по горизонтали» в образовательном пространстве для смены рода деятельности, профессий, помимо решения многих организационных вопросов, снятия ведомственных барьеров, необходимо создание технологии «стыковок» образовательных программ разных профилей, ступеней, уровней между собой. Ведь все варианты сочетаний предусмотреть и нормативно закрепить физически просто невозможно. Необходима именно технология и предоставление права каждому образовательному учреждению составлять и организовывать индивидуальные образовательные программы перепрофилирования и переподготовки обучаемых. Кроме того, образовательные программы должны еще обладать и реабилитационными возможностями — те, кто оставил школу, гимназию, лицей, колледж или университет, должны иметь возможность вернуться туда, даже через несколько лет, восстановить забытое и закончить образовательную программу. В перспективе может быть вообще поставлен вопрос о реализации идеи так называемого «открытого образования» (просьба не путать с открытым обучением — см. ниже): чему бы человек ни учился, в каких бы разных учебных заведениях ни посещал занятия по своему усмотрению, если он по окончании основного общего образования проучился 1,5—2 тысячи учебных часов занятий или сдал экстерном экзамены и зачеты на эквивалентную сумму часов, он имеет право получить диплом о начальном профессиональном образовании. Допустим, проучился он на базе полного среднего образования 2,5—3 тыс. учебных часов — получает диплом о среднем профессиональ- ном образовании; 5—6 тыс. учебных часов — диплом о высшем образовании. Такая система образования в каком-то смысле как альтернативная традиционной с обязательным набором учебных курсов апробируется в США, ряде других стран. Правда, по отзывам специалистов, это нередко приводит к бессси-стемности получаемого образования. Но полностью исключать возможность такой системы построения образовательных программ вряд ли целесообразно. В заключение изложения содержания принципа преемственности подчеркнем, что речь идет не только о преемственности государственных стандартов, преемственности содержания образовательных программ,но и многих других проблем — правовых, организационных, финансовых и т.д. Интересно отметить, что уже сегодня обнаружилась проблема преемственности не только в содержании образовательных программ разных уровней, но и проблема преемственности форм и методов обучения. Так, например, некоторые колледжи заключили прямые договора с ВУЗами, создали преемственные учебные планы и программы таким образом, что значительная часть вьшуекников колледжа принимается в ВУЗ сразу на третий, а то и на четвертый курс. И проблем с уровнем подготовки студентов в аспекте их знаний и умений на момент поступления в ВУЗ не возникает. Но после первой же сессии многие из них отчисляются за неуспеваемость. Как выясняется, причина в том, что в школе, в колледже они учились в рамках классно-урочной системы с повседневным контролем. А студент ВУЗа, тем более на старших курсах, полностью предоставлен самому себе — только вовремя сдавай экзамены и зачеты. К решению проблемы преемственности форм и методов обучения, всего учебно-воспитательного процесса мы еще не приступали. Таким образом, выше мы рассмотрели пять принципов построения системы непрерывного образования, определяющих подсистему содержания образовательных программ. Следующие два принципа: интеграции образовательных структур и гибкости организационных форм образованиябудут относиться к подсистеме форм организации непрерывного образования. Основание классификации этих двух принципов — целостность подсистемы. Первый принцип будет относиться к ее составу, второй — к функциям.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |