Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы (способы) толкования права



2015-12-07 453 Обсуждений (0)
Приемы (способы) толкования права 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Грамматический (языковый) – основан на знании языка, на анализе отдельных слов, лексической связи между словами и т.д. Существуют опр правила грамматического толкования: например, значение термина, установленное для данной отрасли права нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли права

2) Систематическое толкование предполагает установление смысла правовой нормы на основании использования знаний о логических связях с другими нормами. Определяется место и значение нормы в системе права, выявляется норма, логически связанная с толкуемой.

3) Историко-политическое толкование – изучение намерения законодателя, социального значения нормы и общественно-политической обстановки, вызвавшей принятие данной нормы.

4) Телеологическое (целевое) толкование – установление материальной и юридической цели нормы права. Этот вид толкования позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона.

Некоторые ученые выделяют также:

5) Логический способ – предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, т.к. смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формулой

6) Специально-юридический способ – представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя, т.е. базируется на правилах юр техники

7) Функциональное толкование права – сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в т.ч. особенностей места, времени и др обстоятельств. Например, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и др заслуживающие внимания обстоятельства (ст. 68, 83 СК РФ)

Для установления точного смысла нормы и воли законодателя одновременно используются 1-2 приема, но в сложных случаях может потребоваться применение всех способов толкования.

Различают официальное и неофициальное толкование норм права.

Официальное толкование:

· дается уполномоченными на это гос органами или должностными лицами (данное правомочие закрепляется в специальных актах)

· имеет обязательное значение для др субъектов

· является юридически значимым, так как вызывает юр последствия и ориентирует на единообразное понимание юр нормы

1) Нормативное – безотносительно к конкретному случаю. Его результат распространяется на неопределенный круг лиц и относится к неограниченному числу случаев.

a. Аутентичное (авторское) – исходит от органа, издавшего данный акт. Законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство – толковать только свои акты, и т.д.

b. Делигированное (легальное) – носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Примером официального нормативного легального толкования могут служить постановления Конституционного суда РФ (в частности, толкования Конституции РФ)

2) Казуальное – дается компетентным органом применительно к конкретному делу

a. Судебное толкование – объяснение смысла норм права, осуществляемое судами

b. Административное толкование – дается исп органами власти и касается вопросов управления, соц обеспечения, финансов, налогов, труда

Неофициальное толкование права формально не является обязательным (лишено властной силы, дается в форме рекомендации). Оно дается субъектами, не имеющими офиц статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Неофициальное толкование мб как устным, так и письменным.

1) Обыденное толкование – может даваться любым гражданином в повседневной жизни

2) Профессиональное (компетентное) толкование. Им занимаются лица, имеющие спец образование (адвокаты, прокуроры, юрисконсульты и т.д.)

3) Доктринальное (научное) толкование – осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, комментариях и т.д.

 

55. Понятие системы права и ее признаки. Отрасль права и правовой институт. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право

СП – это определенная внутренняя структура, организация, строение права, которое складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

СП показывает, из каких частей состоит право, и как они соотносятся между собой

Признаки СП:

1) объективный характер

СП отражает внутреннюю потребность в регулировании общественных отношений и складывается вне зависимости от воли человека; законодатель влияет на СП только в малой степени

2) обусловленность национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами

3) динамичность, способность изменяться под воздействием внешней среды

4) внутреннее единство ПС, ее целостность

юр нормы согласованы между собой; внутреннее единство выражается в:

· единстве основных принципов регулирования общественных отношений

· конкретизации более общих норм в нормах отраслей

· строгой иерархии юр актов, принимаемых разными субъектами правотворчества (координация и субординация)

· применение и нарушение одних НП влечет действие других НП (нарушение норм уголовного права ® включается действие норм процессуального права)

5) разнообразие норм, средств, способов правового регулирования

в основе этого признака лежит разнообразие общественных отношений, подлежащих правовому регулированию

Институт права – это группа норм, которые регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения, как правило, внутри отрасли. ИП регулируют отдельные стороны общ жизни и обладают относительной самостоятельностью

институт необходимой обороны в уголовном праве, институт прав и свобод человека и гражданина в гражданском праве

ИП делятся на:

· отраслевые – состоят из норм одной отрасли права

· межотраслевые (комплексные) – из норм двух или более отраслей права

институт собственности – конституц, админ, гражд, уголовное право

институт прав человека – МП, конституц право

институт юр ответственности – почти все отрасли

Отрасль права – это совокупность юр норм, регулирующих общественные отношения в определенной, достаточно большой сфере деятельности людей и обладающих качественной спецификой и особым методом правового регулирования

Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования, определенной иерархичностью своей структуры (деление на подотрасли, институты, субинституты)

Для образования самостоятельной ОП имеют значение следующие факторы:

1) степень своеобразности общ отношений, их качественная специфика

2) удельный вес этих общ отношений в механизме правового регулирования

3) невозможность урегулировать эти общ отношения с помощью другой ОП

4) необходимость использования особого метода правового регулирования

Кроме отраслей и институтов права существуют также крупные структурные общности, объединяющие группы отраслей (материальное и процессуальное право, частное и публичное, и т.д.).

Публичное право Частное право
призваны защитить интересы общества, государства в целом (конст, угол, процесс право)   императивность     ориентация на удовлетворение публичных, общественных потребностей   иерархические отношения субъектов публичных отношений   одностороннее волеизъявление субъектов, широкая сфера усмотрения гос органов и должностных лиц   санкции преимущественно карательного (штрафного характера)   большая степень централизованного урегулирования НП, защищающие интересы частных лиц (гражд, семейное, торг, предприним право)     диспозитивное содержание правового регулирования   ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов   равенство субъектов правоотношений     широкое использование договорной формы регулирования отношений     правовосстановительные санкции     децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве)

 

Материальное право:

· непосредственно регулирует предметные, материальные отношения

· представлено большинством отраслей (гражд, уг, труд, семейн, админ право, МП)

Процессуальное право:

1) регулирует порядок реализации норм мат права, а также прав и обязанностей субъектов правовых отношений

2) представляет собой обслуживающую, организационную отрасль, т.к. регламентирует юр процедуры, призванные обеспечить деятельность гос и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм мат права

3) придает опр видам деятельности юр значимость, т.к. обеспечивается гос принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юр акта недействительным

4) направлено на достижение конкретного юр результата: на защиту субъективного права, вынесение правоприменительного акта и т.д.

5) проц право принято относить к фундаментальным, базовым юр категориям, т.к. без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм мат права

Существует 2 отрасли проц права:

· уголовно-процессуальное – регламентирует деятельность суда, органов следствия, прокуратуры

· гражданско-процессуальное – регламентирует судопроизводство по гражданским делам

Конституция: общепризнанные принципы и нормы межд права и межд договоры РФ явл составной частью российской правовой системы.

Приоритет межд норм объясняется тем, что:

1) МП – общечеловеческая ценность, тк аккумулирует совокупный опыт всех или многих стран за многовековой период существования

2) МП – общедемократическое, тк осн способ создания межд норм и принципов – согласованная воля государств

3) МП служит фактором сближения различных правовых систем

4) субъектом МП признается личность, а значит, личность имеет возможность обращаться в межд судебные органы за защитой своих прав и свобод человека, если исчерпаны внутригос средства защиты этих прав

 

56. Основания разграничения НП по отраслям и институтам

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.

Предмет ПР – это общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Это сфера, на которую распространяется действие права и которая находится под его юрисдикцией.

Пределы действия права образуют юр поле, за пределами – неправовое пространство

Предмет ПР – это сложная многоаспектная категория, которая включает в себя следующие элементы:

· субъект

· его поведение, деятельность, поступки

· объект

· юр факты – события, обстоятельства, которые служат причинами возникновения, изменения или прекращения правоотношений

Предмет имеет объективное содержание, он предопределен самим характером общ отношений

Общ отношения могут стать предметом правового регулирования, если:

· они отличаются устойчивостью, повторяемостью

· государство и общество заинтересованы в придании этим общ отношениям правовой формы (значит, заинтересованы в их защите и охране)

· отличаются способностью к внешнему контролю (судебному, административному, со стороны государства)

Предмет диктует выделение той или иной отрасли права, а затем эта отрасль приобретает специфический метод ПР

Метод ПР – это определенные приемы, способы, средства воздействия права на общ отношения. Отвечаем на вопрос: как осуществляется регулятивная роль норм права?

Если предмет имеет объективное содержание, то метод в значительной степени зависит от законодателя, который может выбирать тот или иной метод регулирования данной совокупности общ отношений или использовать различные комбинации методов.

Специфика метода зависит:

· от порядка установления прав и юр обязанностей

· от характера субъектов правоотношений (если субъект – народ, то это публичное право, которое имеет свои методы ПР)

· от характера и взаимосвязи прав и обязанностей (отношения субординации ® админ право)

· от путей и средств обеспечения субъективных прав (например, таким средством может выступать установление мер ответственности)

 

2 основных метода:

1) метод властных полномочий (авторитарный)

НП точно устанавливает порядок возникновения, содержание правоотношения, объем прав и обязанностей его участников, т.е. не предоставляет возможности выбора варианта поведения

Санкции – карательные (штрафные)

Этот метод широко используется в отраслях публичного права (в уголовном, админ, налоговом), в которых одной из сторон выступает гос орган с властными полномочиями

2)метод автономии

Гос-во устанавливает пределы, в камках которых участники могут сами определять свои права и обязанности. Субъекты равны между собой. Санкции – правовосстановительные. Например, с помощью этого метода регулируются гражданско-правовые, семейные отношения.

В ряде отраслей права могут действовать и другие методы (например, в трудовом праве – метод поощрений).

 

57. Систематизация законодательства и ее виды

Систематизация НПА – это приведение их в единую систему, упорядочение. Систематизация позволяет:

· быстро отыскать нужный акт

· проследить его изменение, дополнение или отмену

· выявить пробелы, коллизии

· совершенствовать действующую сис-му зак-ва

Существует 4 способа систематизации НПА:

1. Учет – состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деят-ти данной организации, предприятия, фирмы, гос органа и т.д. Осн цель – возможность оперативно находить нужную правовую инф. Виды учета:

· картотечный – на карточке фиксир-ся либо реквизиты, либо весь текст НРА

· автоматизированный

· ведение контрольных текстов НПА

· фиксация реквизитов в спец журнале

2. Инкорпорация – подготовка и издание сборников НПА с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Акты публикуются в сборниках и собраниях с учетом последующих дополнений и изменений, но нормативное содержание акта остается неизменным. Виды инкорпорации:

· официальная – сам правотворческий орган подготовил и издал сборник или же утвердил собрание, подготовленное другим органом

· полуофициальная – собрания готовятся по поручению правотворческого органа, но потом издаются без его официально выраженного одобрения

· неофициальная – проводится научными учреждениями, коллективами, издательствами, отдельными учеными

3. Консолидация – сведение множества НПА в один укрупненный акт. Акты объединяются в новом акте без изменения, объединенные акты теряют силу. Консолидация осущ-ся только правотворческим органом и только в отношении ими принятых актов

4. Кодификация – систематизация действующего зак-ва, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Это один из видов правотворческой работы, тк предполагается принятие новых НП, совершенствование зак-ва по существу, изменение правового регулирования о.о и т.д.

Самый распространенный вид кодификационных актов – кодексы (крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных о.о)

 

58. Понятие и признаки правового отношения. Виды правоотношений

ПО – возникающая непосредственно из закона или из фактических действий субъектов юр связь, на основании которой стороны приобретают субъективные права и юр обязанности. Это о.о., кот складываются между людьми на основе и в соответствии с НП.

Признаки ПО:

1. Возникают на основе НП или из фактических действий участников отношений (из договоров, сделок и иных фактических действий, не противоречащих закону)

2. ПО – это всегда двусторонняя связь (покупатель-продавец, супруги, работодатель-работник, налогоплательщик-налоговый орган, гражданин-гос орган). НП предоставляет право одной стороне и одновременно возлагает обязанность на другую сторону. В действительности юр связи могут быть сложнее и иметь не только 2 стороны: при продаже могут привлекаться посредники; по договору подряда может выступать значительное число субподрядчиков

3. ПО характеризуются наличием у сторон взаимных прав и юр обязанностей.. Если законом некто наделяется правом, то обязательно должно быть лицо, на которое закон возлагает обязанность. Всегда есть управомоченное лицо и обязанное лицо

4. ПО – это индивидуальная связь конкретных лиц. ПО всегда имеют конкретного адресата, стороны всегда точно определены

5. ПО обеспечиваются гос механизмом, в частности может применяться принуждение

Классификация ПО

В зависимости от предмета ПО (отраслевой признак):

· Конституционные

· Уголовные

· Гражданско-правовые

В зависимости от характера:

· Материальные

· Процессуальные

В зависимости от функциональной роли:

· Регулятивные – возникают на основе норм права, договора или иных действий участников

· Охранительные – связаны с реализацией юр ответственности, с гос принуждением

В зависимости от природы юр обязанности:

· Пассивные – не требуют совершения действий (отношения собственности)

· Активные (выплата долга по договору займа)

В зависимости от состава участников:

· Простые – между 2 субъектами

· Сложные – между несколькими субъектами (отношения подряда)

По продолжительности действия:

· Кратковременные (купля-продажа, мена)

· Долговременные (брак, гражданство)

В зависимости от степени определенности сторон:

· Относительные – конкретно, поименно определены все участники, управомоченные и обязанные субъекты

· Абсолютные – известна только управомоченная сторона (авторские, собственные отношения)

· Общие – выражают юр связи высокого уровня (между государством и гражданами) и связанные с осуществлением основных прав, свобод и обязанностей; возникают на основе норм конституции и являются базовыми для отраслевых ПО

 

59. Содержание правовых отношений: субъективное право и юр обязанность

Юр содержание ПО – это субъективные права и юр обязанности, которые выражают то специфическое, что свойственно ПО как особой форме о.о.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения лица, предоставленные ему нормой права. Мера означает, что закрепленные за лицом юр возможности небезграничны, они четко обозначены по содержанию, и только в этих границах лицо может строить свое поведение.

Субъективное право включает в себя 3 правомочия:

1) Правомочие на собственное действие (собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться)

2) Правомочие на чужие действия – если субъективное право может быть осуществлено только после осуществления обязанным лицом соответствующих действий

3) Притязание – возможность обращения к компетентным гос органам с целью обеспечения принудительного исполнения определенной обязанности

Юр обязанность – это вид и мера должного поведения, определенные нормой права. Юр обязанность может выражаться:

· В воздержании от совершения запрещенных действий (требуется пассивное поведение обязанного лица, чтобы не мешать реализации субъективного права других участников ПО)

· В совершении определенных действий (требуется активное поведение)

Юр обязанность должностных лиц имеет определенные особенности. Эта обязанность одновременно является и правом этого должностного лица. Права и обязанности должностного лица находят отражение в его компетенции.

 

60. Субъекты правовых отношений. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособность

Субъект ПО – это лицо, которое находится в конкретной связи с другим субъектом. Это может быть только человек или общность людей.

Субъект права – люди и их объединения, выступающие как носители предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права устанавливается государством.

Субъекты права:

· Индивидуальные (физические лица) – граждане, иностранцы, апатриды и бипатриды

· Коллективные

o разнообразные организации - гос-ные (органы гос-ва, гос учреждения и гос предприятия) и негосударственные (политические, социальные, хозяйственные организации)

o соц общности: народ, нация, население региона, трудовой коллектив (выступают субъектами лишь в особых, специфических ПО)

· Государство – выступает субъектом в МП, в конституционном праве, в гражданско-правовых отношениях (в наследственном праве – выморочное имущество переходит к государству)

Чтобы быть субъектом права, нужно обладать:

1.Правоспособностью – признаваемая государством общая, абстрактная возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью обладают все граждане в равной мере. В гражданском праве правоспособность имеется у лица с рождения и до смерти (а иногда и до рождения).

Отличие правоспособности от субъективного права:

· Правоспособность неотделима от личности, человека нельзя лишить правоспособности даже по суду

· ПС не зависит от пола, возраста, национальности…

· ПС непередаваема, ее нельзя никому делегировать

· По отношению к субъективному праву ПС первична

· Субъективное право всегда конкретно (речь идет о конкретном праве), а ПС абстрактна

ПС – это непременное и постоянное состояние личности, а не сумма прав

Правоспособность:

§ Общая – принципиальная возможность лица иметь любые права из числа предусмотренных национальным законодательством

§ Отраслевая – трудовая, избирательная, брачная…

§ Специальная – такая ПС, при которой требуется специальная квалификация или талант (ученого, музыканта) – судья, адвокат, врач… правоспособность юр лиц всегда является специальной, т.к. определяется целями и задачами этих организаций, которые закрепляются в уставе или иных актах

2. Дееспособностью -

не только способность иметь права и обязанности, но и осуществлять их своими действиями, отвечать за их последствия

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния здоровья. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. 14-18 лет: можно совершать гражданско-правовые сделки только с согласия родителей, но можно самостоятельно распоряжаться своим заработком, осуществлять авторские и изобретательные права, делать вклады в предпринимательские учреждения Ž частичная дееспособность. 7-14 лет – малолетние, могут совершать бытовые сделки, не влекущие для них правовых последствий (принимать подарки).

 

Дееспособность может быть ограничена только по суду в случае душевной болезни или пороков (алкоголизм, наркомания). Лица с ограниченной дееспособностью могут быть ограничены в возможности распоряжаться своим заработком, но они несут ответственность за все свои деяния.

 

Эмансимация: если несовершеннолетний (с 16 лет) работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Осуществляется по решению органов опеки, если есть согласие обоих родителей. Если согласие отсутствует, то вопрос об эмансимации решает суд.

Право- и дееспособность создают понятие правосубъектности (собирательная категория)

 

61. Объекты правоотношений

Объект ПО – то, по поводу чего совершается ПО.

· Монистическая теория – единственный объект ПО – это поведение человека

· Плюралистическая теория – объекты ПО – это различные соц блага, представляющие ценность для субъектов

В качестве объекта выступают:

1) Материальные блага – вещи, предметы, ценности

2) Нематериальные, личные блага – жизнь, честь, здоровье, достоинство, неприкосновенность (такие объекты типичны для уголовно-правовых и процессуально-правовых отношений)

3) Поведение, действия субъектов, услуги – в сфере управления, бытового обслуживания и т.д.

4) Продукты духовного творчества – произведения литературы, музыки, научные открытия, изобретения – авторское, изобретательское право

5) Ценные бумаги – облигации, акции, векселя; официальные документы – аттестаты, паспорта

Объект ПО – это то реальное благо, на приобретение, использование и охрану которых направлены юр обязанности и субъективные права участников ПО.

 

62. Юридические факты и их классификация

ЮФ – жизненные обстоятельства, с которыми закон, норма права связывает наступление юр последствий (с рождением ребенка – возникновение гражданской правоспособности)

Юр факты служат также основанием движения правоотношения.

ЮФ подразделяются на виды:

по отношению к воле людей

· события – не зависят от воли человека (стихийное бедствие, смерть). События становятся основанием для правовых последствий только если это предусмотрено в самой норме права

o абсолютные – события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов

o относительные – возникают по воле субъектов, но затем протекают вне связи с волевой деятельностью (поджог)

· действия – волеизъявления человека

o правомерные

o неправомерные

по признаку направленности воли людей

· юр акты – действия, совершаемые с целью породить юр последствия (регистрация актов гражд состояния)

o односторонние (завещание, судебное решение, требование досрочного исполнения обязательств)

o двусторонние – требуют наличие соглашения между 2 лицами или организациями. Важно, чтобы воля сторон была выражена в одном акте

· поступки – могут совершаться и недееспособными лицами (находка). Приводят к юр последствиям независимо от намерения лица. юр поступки имеют место там, где право не придает значения действиям лица

 

63. Понятие и состав правонарушения. Классификация правонарушений

Правонарушение – это виновное противоправное поведение деликтоспособного лица (действие или бездействие), влекущее юр ответственность.

Виды правонарушений

по степени общественной опасности:

1. Преступления – виновное противоправное деяние, нарушающее нормы уг права и наносящее ущерб самым существенным о.о. Ч.1 ст.14 УК РФ – Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания

2. Проступки – все остальные правонарушения. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности

1) административные проступки – ПН, наносящие вред о.о. в области гос управления (админ, финанс, земельное право). Совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства, и за их совершение предусматривается административная ответственность (может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и т.д)

2) гражданские (деликты) – действие, нарушающее нормы гражданского законодательства, условия договора, обычаи делового оборота и причиняющее вред личности или ее имуществу; это нарушение правовых предписаний в сфере имущественных и личных неимущественных отношений

3) дисциплинарные – ПН, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Они подрывают служебную, воинскую, учебную, производственную дисциплину

4) конституционные

5) процессуальные – обусловлены нарушением установленной законом юридической процедуры (неявка в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и т.д.)

6) трудовые



2015-12-07 453 Обсуждений (0)
Приемы (способы) толкования права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы (способы) толкования права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)