Систематизация законодательства. Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности
Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация законодательства необходима для (цели): 1. Дальнейшего развития и совершенствования законодательства. 2. Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов. 3. Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права. Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм. Систематизация законодательства: -учет -инкорпорация -консолидация -кодификация 60 Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В процессе кодификационной работы: - Нормы права группируются в логической последовательности, отвечающей требованию простоты их отыскания и пользования ими: в разделы, главы, в зависимости от родового объекта, сферы регулирования и т.д.; - Выявляются и устраняются пробелы в праве; - Выявляются и отменяются (заменяются) не действующие, устаревшие нормы; - Выявляются и устраняются коллизии, законодательные противоречия. Коллизия закона (конфликт, противоречие) – расхождение между отдельными законами или юридическими нормами. Результатом кодификации законодательства является нормативно-правовой акт. Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками. 1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. 2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. 3) кодификационный акт является сводным актом. 4) нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. 1. Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. 2. Кодекс. 3. Устав, положение. В зависимости от широты охвата правового материала различают: 1) всеобщую кодификацию (распространяется на все отрасли права или все законодательство); 2) комплексную, которая состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений. 3) отраслевую кодификацию, которая состоит в кодификации от дельных отраслей права; специальную кодификацию – переработку нормативно-правового материала, относящегося к какому-либо институту (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ). 61 Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках. Инкорпорация – вид систематизации нормативно-правовых актов, не носящий правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную. Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации. Неофициальная инкорпорация – упорядочение нормативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Может осуществляться научными и учебными учреждениями и проводиться как по хронологическим, так и по предметным критериям. В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация. Официозная инкорпорация – утверждение соответствующих собраний и сборников инкорпоративных нормативно-правовых актов специально уполномоченными на то государственными органами (например, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации).
Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям: Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям. При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы. Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проводиться частными лицами и общественными организациями. Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт; Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью и множественностью. Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии. Учет – самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем. Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку). Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства. 62 Правоотношение: понятие, признаки Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права – статическое состояние правового регулирования, то правоотношения – динамическое. Простейшая структура правоотношения выглядит как связь, взаимодействие прав и обязанностей двух его участников (двусторонние) Гражданские правоотношения бывают и односторонними (договор дарения) Правоотношение обладает социальными и юридическими признаками: 1. Социальные признаки правоотношения: - может возникать только между людьми (социальными субъектами); - может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон; - призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых последствий, результатов. 2. Юридические признаки правоотношения: - возникают на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); - представляют собой форму правомерного поведения; - складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом, находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом), это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; - субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью; - это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); - это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем, субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; - обеспечиваются системой государственных гарантий; - отклонение от санкционированных государством правил поведения субъектов правоотношений рассматривается как правонарушение и вызывает адекватную реакцию в форме негативной юридической ответственности. Классификация правоотношений. 1. По функциям права: - регулятивные правоотношения. охранительные правоотношения 2. По степени определенности субъектов (сторон) правоотношения: - абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов; - относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец – ответчик, супруг – супруга). 3. По отраслям права (в зависимости от предмета правового регулирования): - конституционно-правовые отношения ; - гражданско-правовые отношения; - уголовно правовые отношения; - уголовно-процессуальные отношения; - административно-правовые отношения (правоотношение по уплате налога) 4. По объему правоотношений: - простые правоотношения; - сложные правоотношения. 5. По характеру содержания: - материальные (финансовые): - процессуальные. 6. По природе юридической обязанности: - пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей; - активные, связанные с осуществлением положительных действий. 7. По продолжительности действия: - кратковременные (правоотношения мены): - долговременные (правоотношения гражданства). 8. По составу участников: - простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи): - сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |