Виды работ, при которых производится контроль колесных пар: при полном после обточки и обыкновенном освидетельствовании.
Вариант метода DR 3.1
Наименование операции
Наименование, марка материала
Контроль ультразвуковой
Сталь колесная марки 2 и 3 по ГОСТ 10791-2004
Наименование оборудования
НД на контроль
Обозначение ИОТ
Дефектоскоп ультразвуковой типа УД2-102, преобразователь пьезоэлектрический П121-40°-2,5;СО-3Р, УСК-4, НО 1.11.002-К
СТО 1.11.002-2008
ТИ 07.74-2009
Контролируемый объект
Объем контроля
Угол ввода α, градусы
Частота f, МГц
Схема сканирования, направление прозвучивания
Браковочная чувствительность NDR3.1, дБ
Зона контроля
Тип выявляемых дефектов
Основное сечение обода колеса
100 %
2,5
С внутренней боковой поверхности –окружное.
Устанавливается по СО- 3Р, боковое цилиндрическое отверстие диаметром 6 мм.
КУ = 12 дБ
15…145 мм
Поперечные усталостные трещины на внешней боковой грани обода, в зоне сопряжения с поверхностью катания.
1 Подготовка к контролю.
1.1 Включить дефектоскоп, вызвать настройку № ____. По настроечной карте в меню дефектоскопа проверить основные параметры контроля. Изменить усиление дефектоскопа на величину КД (DDR3.1) (если КД отрицательное, то усиление уменьшается, положительное – увеличивается).
1. 2 Установить устройство сканирования УСК-4 на внутреннюю боковую поверхность обода настроечного образца НО 1.11.002-К в сечении Е-Е, перевести тумблер коммутатора УСК-4 в положение II, найти максимум эхо-сигнала от пропила глубиной 3 мм в фаске. По настроечной карте проверить соответствие амплитуды сигнала NЕ-Е ± 2 дБ и показание глубиномера Y ± 5 мм, при несоответствии параметров выполнить редактирование настройки в соответствии с Приложением А ТИ 07.74-2009.
2 Проведение контроля.
2.1 Установить браковочный уровень чувствительности NDR3.1, затем увеличить чувствительность дефектоскопа до уровня фиксации (NDR3.1+ 6 дБ).
2.2 Нанести контактирующую жидкость на 1/3 внутренней боковой поверхности обода колеса, отметить мелом контролируемую зону. Установить УСК-4. Перемещая устройство сканирования выполнить контроль отмеченного сектора колеса.
2.3 Последовательно поворачивая колесо на 1/3 часть повторить контроль всего колеса по п.2.2.
2.4Установить ПЭП на другое колесо КП и выполнить контроль второго колеса по п.п. 2.2-2.3.
3 Оценка качества.
3.1 Колесо бракуется, если амплитуда сигнала от дефекта доходит или превышает середину вертикальной шкалы экрана при браковочной чувствительности в зоне временной селекции. Результаты контроля занести в журнал. При обнаружении недопустимого дефекта записать в протокол контроля в соответствии с РЭ дефектоскопа.
3.2 При обнаружении эхо-сигналов, превышающих уровень фиксации в зоне обода, в которой расположены клейма, уменьшить значение браковочной чувствительности на 16 дБ относительно первоначального браковочного уровня и выполнить оценку и регистрацию дефектного участка по п. 3.1.
Дефекты, подлежащие выявлению по классификатору 1.20001-2007: при полном освидетельствовании 513, при обыкновенном – 513, 611, 612, 614, 615
Внимание! Работать в х/б перчатках с прорезиненной поверхностью. При работе от сети 50 Гц 220 В дефектоскоп необходимо заземлить.
ОК
Контроль неразрушающий ультразвуковой Листов: 3 Лист: 1
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 2
Настроечная карта
DR3.1
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Контроль основного сечения обода.
Проверка основных параметров УЗК осей колесных пар по варианту метода DR3.1
1. Преобразователь 40° наклонный, f = 2,5МГц, пропил 3мм в сечении Е-Е в зоне фаски.
2. Основные параметры контроля, устанавливаемые в меню дефектоскопа
Общие параметры
Параметры развертки
Параметры ВРЧ
Параметр
Значение
Параметр
Значение
Параметр
Значение
«ЧАСТОТА»
2,5 МГц
«РАЗВЕРТКА»
120 %
«Режим ВРЧ»
ОТКЛ
«ВКЛ.ПЭП»
Совмещ
«ВС1:НАЧ.»
15 Y
«АМПЛ.ЗОНД.»
ВЫС.
«ВС1:КОН.»
145 Y
«УГОЛ ВВОДА»
40°
«ВС1:МЕТОД»
ЭХО
«СКОР-ТЬ»
3260 М/С
«ВС2:МЕТОД»
НЕТ
«ТОЛЩ.»
0000.0 ММ
«АРУ:НАЧ.»
0.0 Y
«ДОП.УСИЛ.»
+ 6 дБ
«АРУ:КОН.»
0.0 Y
«ОТСЕЧКА»
5 %
3. Настраиваемые параметры контроля
№ настройки
№ ПЭП
Дальность до отражателя Y, мм
Усиление, дБ
Браковочный уровень чувствительности
на НО
Коэффициент выявляемости
NDR3.1
NЕ-Е
КД (DDR3.1)= NЕ-Е – NDR3.1
Разраб.
Лист: 2
Листов: 3
Изм.
Лист
№ докум
Подпись
Дата
Изм
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Н.контр
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 3
Карта эскизов
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Вариант метода DR3.1
Контроль основного сечения обода.
Условия браковки:
Цельнокатаное колесо бракуется при амплитуде эхо-сигнала в зоне контроля выше 1/2 высоты экрана ЭЛТ, при установке браковочной чувствительности.
Обнаружены дефекты, отражающая способность которых равна или превышает отражающую способность отражателя в виде поперечного пропила в зоне сопряжения внешней боковой грани обода с поверхностью катания глубиной 3 мм.