Эмбер П.А. Роль Комитета по предотвращению пыток в защите прав человека // Рос. юстиция. 1998. – № 8. – С.5-6
В ст. 2 Конвенции о защите прав человека указывается, что "никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию". Ввиду того что лица, находящиеся в местах лишения свободы, оказываются в особо уязвимом положении в 1987 году Совет Европы принял Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, направленную на укрепление защиты таких лиц путем создания профилактического, действующего по собственной инициативе несудебного механизма, основной формой работы которого является посещение мест, где такие люди пребывают в заключении. Этот механизм, входящий в систему Совета Европы, действует параллельно с судебным механизмом Конвенции о защите прав человека. А если говорить более конкретно Российская Федерация вошла в число тех государств-членов Совета Европы, которые согласились на то, чтобы члены Комитета, состоящего из независимых и беспристрастных экспертов, могли на любых основаниях в любой момент посещать любые места, где могут находиться лица, лишенные государством свободы при посещении таких мест на Комитет возложена задача знакомиться с положением находящихся там людей и разрабатывать для правительств соответствующих государств рекомендации или другие предложения об усилении защиты таких лиц от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Комитет, на который по Конвенции возложена эта масштабная задача, носит то же название, что и Конвенция, но сейчас он стал более известен по закрепленному за ним сокращению – КПП. Стремясь сделать механизм реализации Конвенции действительно эффективным, ее авторы позаботились о том, чтобы заложить в ней соответствующие принципы формирования Комитета. Члены КПП должны избираться из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, известных своей компетентностью в области прав человека или имеющих профессиональный опыт в областях, охватываемых настоящей Конвенцией. Они выступают в личном качестве, они независимы и беспристрастны при исполнении своих обязанностей (пп. 2, 4 ст. 4 Конвенции). Составители Конвенции сочли целесообразным следующим образом изложить свои намерения в пояснительном комментарии к Конвенции: «...точная характеристика профессиональной принадлежности кандидатов в члены Комитета была сочтена нежелательной. Совершенно очевидно, что они не должны обязательно быть юристами. Желательно, чтобы в Комитет входили люди, имеющие опыт в таких областях, как управление пенитенциарными учреждениями и отраслей медицины, связанных с лечением людей, лишенных свободы. Это позволит повысить эффективность диалога между Комитетом и государствами и облегчит Комитету задачу по выработке конкретных предложений». Что касается критериев независимости и беспристрастности, в комментарии подчеркивается, что «нежелательно выдвигать или избирать кандидатов, у которых может возникнуть конфликт интересов или в отношении которых есть основания полагать, что им будет трудно удовлетворять критериям независимости, беспристрастности...». В соответствии с этими положениями в Комитет в настоящее время входят люди разных профессий, связанных со сферой применения Конвенции. Это юристы, врачи, судмедэксперты, психиатры, психологи, специалисты по исполнению наказаний, люди с парламентским опытом. Они избираются на четырехлетний срок и могут быть переизбраны один раз. Есть надежда, что вскоре один из членов КПП будет избран от Российской Федерации. КПП, занимающий центральное место в механизме реализации Конвенции, имеет полномочия, как отмечалось, на посещение мест лишения свободы. В первую очередь речь идет, разумеется, о пенитенциарных учреждениях и объектах, находящихся в ведении правоохранительных органов. Они, безусловно, подпадают под мандат КПП, но он далеко не ограничивается ими. В действительности он простирается гораздо дальше и охватывает целый ряд других объектов, таких как военные части, психиатрические больницы, места содержания, предназначенные для иностранных граждан, учреждения, куда могут помещаться несовершеннолетние по решению административных или судебных органов. Посещения мест лишения свободы в государствах-членах, которые в соответствии с Конвенцией проводит КПП, бывают двух видов: периодические посещения, проводимые регулярно, и разовые посещения объектов в тех же государствах, если этого требуют обстоятельства. Для выполнения задачи по предупреждению жестокого обращения, в чем Комитету должны оказывать содействие государства, Конвенция наделила его широкими полномочиями, изложенными в ст. 8. Они, в частности, включают право членов Комитета на въезд на территорию посещаемой страны, на беспрепятственное перемещение по ней, на доступ в любое место нахождения лиц, лишенных свободы, по своему усмотрению и на беспрепятственное перемещение внутри этих мест, на доступ ко всем данным о местах нахождения таких лиц, а также к любой информации, которой располагает государство и которая необходима Комитету для выполнения своих функций. Кроме того, члены Комитета имеют право на общение без свидетелей с лицами, лишенными свободы, и на вступление в контакт с любым лицом, которое, по их мнению, может предоставить ему полезную информацию. Поэтому при проведении таких посещений КПП также придает большое значение встречам с сотрудниками учреждений, работающими с лицами, лишенными свободы: руководителями пенитенциарных учреждений, надзирателями, воспитателями, врачами, сотрудниками правоохранительных органов, военными. В своей деятельности и в отношениях с государствами Комитет руководствуется двумя основными принципами: сотрудничества и конфиденциальности. Задача КПП не в том, чтобы осуждать или публично критиковать государства. В гораздо большей степени он призван помогать им в их работе по профилактике жестокого обращения с лицами, лишенными свободы. По итогам каждого посещения КПП составляет доклад с изложением установленных фактов, включающий при необходимости рекомендации и иные предложения, на основе которых с соответствующим государством устанавливается диалог. В принципе доклад КПП считается конфиденциальным; тем не менее на сегодняшний день почти все государства отказываются от применения правила о конфиденциальности и опубликовывают доклады, полученные от КПП. Можно утверждать, что со времени начала своей деятельности (около 8 лет тому назад) КПП пользуется достаточной поддержкой, в частности при проведении посещений. Часто такое содействие безупречно. Это в немалой степени связано с информационной работой, проводимой сторонами Конвенции со всеми организациями, которые связаны с деятельностью КПП, правоохранительными органами, руководством пенитенциарных учреждений, судебными органами, прокуратурой, военным командованием, санитарными службами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |