Т е м а 6. Философская антропология. 1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии
1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о че-ловеке. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. 2. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. 3. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. 4. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Темы рефератов и докладов
1. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока. 2. Философское осмысление проблемы антропосоциогенеза и его естественнонаучные основания. 3. Возможности естественного отбора и генная инженерия. 4. Игра как феномен человеческого бытия. 5. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке. 6. Проблема свободы человека в условиях информационного общества. 7. Человек как деятельностное и творческое существо. 8. Язык как знаковая система и средство общения. 9. Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности. 10. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке. Контрольные вопросы и задания
1. Какой подход к пониманию человека представлен в высказыва- нии: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс)? 2. Прокомментируйте высказывание Э. Роттердамского: «Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей». 3. Каждый ли человек – личность? Когда начинается и заканчивается процесс формирования личности? Какие вам известны типы личности? Состоялись ли вы как личность? 4. Что представляет собой внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры. 5. Почему человек задается вопросом о смысле жизни? Как соотносятся цели и смысл жизни? 6. Какова структура человеческой деятельности? Чем отличается коммуникация от деятельности? Что общего и различного в материальной и духовной деятельности? 7. Каково содержание и функции процесса социализации? Какую роль в этом процессе играет образование? 8. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его». 9. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных? 10. В чем, по-вашему, отличие содержания понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Б. Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека. 2. Э. Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б. Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Поэт Н. Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом? 4. Что такое творчество? Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности? 5. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.
Глоссарий
Архетипы – универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием. Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю. Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека. Деятельность– специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Духовность – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры; духовное в человеке – высший культурный слой социального. Индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, харак- теризующее неповторимость личности и психики индивида. Информация – сведения о чем-либо, которые используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения. Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальных связей. Личность –это индивид, обладающий системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь. Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Направленность личности – устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д. Образование – социально-исторический механизм целенаправленной, системной передачи знаний от поколения к поколению. Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества. Отражение –это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Отражение информационное – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности. Память – способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Практика – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, реформы и др.). Психика – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации. Самосознание –это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением. Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни. Сознание –высшая функциямозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Социализация –процесс и результат освоения и активного использования индивидом социокультурного опыта, осуществляемого в общении и деятельности; институты социализации – семья, школа, церковь, армия, СМИ, вуз и др. Творчество– человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта. Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важ- нейших свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода. Эвтаназия – право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания. Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость). Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (745)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |