Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологически обусловленные проблемы профессионального образования



2015-12-15 6075 Обсуждений (0)
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1

Психология профессионального образования — новая отрасль прикладной психологии

Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

Всовременной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология профессионально­го образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы профессионального обра­зования рассматриваются педагогической психоло­гией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. В настоящее время назрела необходи­мость выделения новой отрасли прикладной психо­логии — психологии профессионального образова­ния. Обоснуем это положение.

Рассмотрим психологически обусловленные проб­лемы профессионального образования. В современ­ных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерыв­ном процессе традиционно выделяют системы обще­го и профессионального образования. Система про­фессионального образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школь­ников, начальной, средней, высшей профессиональ­ной подготовки молодежи, а также последипломного

образования специалистов. Особо следует подчер­кнуть, что сегодня профессиональное образова­ние определяется как процесс и результат профес­сионального становления и развития личности че­ловека1.

Профессиональное становление охватывает зна­чительную часть онтогенеза человека — период с на­чала формирования профессиональных намерений (14—17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального обра­зования и подготовки, профадаптации, профессио­нализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразова­ние» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса детерминируются биоло­гическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоя­тельствами, жизненно важными событиями и про­фессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсю­да следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования. Под влия­нием изменяющихся рынка труда и профессий разра­батываются новые образовательные стандарты, ме­няются структура и спектр специальностей. На раз­ных стадиях профессионального становления лично­сти возникают психологически обусловленные проб­лемные образовательные ситуации.

На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием веду­щей учебно-профессиональной деятельности. Проб­лемная образовательная ситуация заключается в организации профессионально ориентированного обучения школьников, которое обеспечило бы пси­хологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-обра­зовательной области.

На стадии профессионального образования и про­фессиональной подготовки возникают проблемы раз­вития учебно-профессиональной мотивации, про­фессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральной проблемой на этой стадии явля­ется формирование системы социально и профессио­нально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важ­ных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологи­чески обоснованного содержания профессионально­го обучения, личностно ориентированные техноло­гии его реализации и мониторинг профессионально­го развития обучаемых.

На стадии профессиональной адаптации возника­ют проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы — это формирование про­фессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психо­логической проблемой на этой стадии является выра­ботка первоначального опыта выполнения профес­сиональной деятельности.

В отечественной психологии почти нет исследо­ваний по формированию первоначального профес-сионального опыта. Традиционно профессиональ­ный опыт определяют как интеграцию знаний, уме­ний и навыков. В процессе активного самостоятель­ного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивиду­альных способов, приемов выполнения трудовых за­даний, но также и развитие профессионально важ­ных качеств и способностей1. При этом имплицитно подразумевается, что формирование опыта происхо­дит само собой в процессе овладения деятельностью. Но вопрос о научении опыту не ставится.

В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образователь­ной технологии повышения компетентности и ква­лификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и со­провождении.

На стадии профессионализации — высококвалифи­цированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные техно­логии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходи­мость постоянного, непрерывного профессиональ­ного образования, именно образования, а не повы­шения квалификации в рамках уже освоенной про­фессии и сложившегося опыта. На стадии професси­онализации происходит интеграция профессиональ­ных умений и профессионально важных качеств в сложные структурные констелляции, обеспечиваю­щие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлени­ем становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профес­сионализации, сдерживает дальнейший профессио­нальный рост специалиста. Очевидно, нужны осо­бые, личностно ориентированные технологии про­фессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастер­ства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятель­ности. Актуализация профессионально-психологи­ческого потенциала, достижение вершин профессио­нализма возможны в процессе особых организацион­ных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).

Обобщим наши рассуждения о психологических проблемах профессионального становления лично­сти (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что пред­метом профессионального образования является, по словам А. М. Новикова, процесс и результат профес­сионального развития личности человека.

Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются во­круг целостного процесса профессионального ста­новления личности. Очевидна целесообразность ин­теграции этих научных и практико-ориентирован-ных проблем одной отраслью прикладной психоло­гии. Ее предметом являются психологические осо­бенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалифи­кации и профессионального самообразования.

 

Таблица 1

Проблемное поле психологии профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности

Стадия профессионального становления Ситуация профессионального становления Психологически обусловленные образовательные проблемы
Оптация (14-16 лет) Формирование профессиональ­ных намерений в учебно-профес­сиональной дея­тельности, выбор профессиональ­но-образователь­ной области, по­ступление в про­фессиональное учебное заведе­ние или получе­ние профессио­нальной подго­товки Психолого-педагоги­ческие технологии профессионального самоопределения, диагностика профес­сиональных интере­сов, склонностей и способностей, органи­зация подготови­тельных курсов, всту­пительных и конкурс­ных испытаний
Профессиональное образование, подготовка (14-23 года) Формирование учебно-профес­сиональных мо­тивов, социаль­но-профессио­нальных знаний, умений и навы­ков, овладение способами реше­ния типовых профессиональ­но значимых за­дач и заданий, развитие готов­ности к самосто­ятельной трудо­вой деятельности и трудоустройст­ву Психология учеб­но-профессиональной мотивации, личностно ориентированное со­держание и техноло­гии профессионально­го обучения, воспи­тания и развития, мо­ниторинг профессио­нального становления, психологическая под­готовка к нахождению своего места в мире профессий
Профессиональная адаптация (18-25 лет) Приобретение опыта самостоя­тельного выпол­нения норма­тивно одобряемой профессиональ­ной деятельно­сти, освоение новой социаль­но-профессио­нальной роли и норм профессио­нального поведе­ния в коллективе Обеспечение про­фессиональной социа­лизации, профессио­нальное самоопреде­ление на рабочем мес-' те, супервизорство, формирование психо­логической системы деятельности (В. Д. Шадриков) и профессиональное совершенствование
Профессионализа­ция (25-33 года) Высококвалифи­цированное вы­полнение про-ф ессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализа­ции на основе сформированных ансамблей про­фессионально важных качеств и способностей Непрерывное повы­шение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конку­рентоспособности пу­тем самообразования и саморазвития, раз­витие ключевых ква­лификаций и профес­сиональной мобиль­ности
Профессиональное мастерство (33-55 лет) Вершинные до­стижения в про­фессиональной деятельности, са­моутверждение в профессиональ­ном сообществе, творческий стиль выполнения труда Всесторонняя актуали­зация профессио­нально-психологиче­ского потенциала, стимулирование само­актуализации и сверх­нормативной профес­сиональной активно­сти, создание условий для полной реализа­ции себя в профессио­нальном труде

 



2015-12-15 6075 Обсуждений (0)
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6075)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)