Стадии психосексуального развития (по 3. Фрейду)
Психосексуальное развитие — это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания. В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25—45 лет у мужчин); 2) зрелость (до 55 лет); 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции, завершающееся естественной физиологической смертью. На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 г., была принята классификация возрастных периодов, представленная в табл. 7. Таблица 7 Классификация возрастных периодов
Периодизация развития личности: психологические подходы Личность является прежде всего субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленности развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»1. В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Центральным в ней является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертывание этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом2 созревания. Э. Эриксон выделил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный компоненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Стадии развития личности представлены в табл. 81. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса. Таблица 8 Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д. Б. Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции разви-: тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет детство на эпохи с последовательно чередующимися периодами, первый из которых характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребност-ной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность: • непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года); • предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет); • сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет); • учеба (от 7 до 12 лет); • интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет); • учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)1. Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Отсутствие определенных временных границ говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типологической характеристике возрастного развития. А. В. Петровский, анализируя эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности. «Всестороннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, — не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним ведущим типом деятельности»2. Далее А. В. Петровский уточняет свою позицию: «В качестве личностно-образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную, многоплановую деятельность... и в этой системе нет оснований выделять «ведущие» или же «ведомые» компоненты»1. А. В. Петровский развивает альтернативную социально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Опираясь на это концептуальное положение, А. В. Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и разрабатывает периодизацию этого процесса, имея в виду самую общую картину становления социально зрелой личности2. Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Вторая фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Фаза интеграции отражает принятие личности коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности индивида в ее важнейших проявлениях и качествах. Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и развития личности? 1. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуальным, психологическим и социально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения являются именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом. 2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию становления личности. Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образовании» и уставы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7—17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации. Основываясь на этих положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии периодизации детства являются скорее личностно-образующи-ми факторами становления детей на разных ступенях образования. Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, для развития личности — по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин считали, что для детства оправдано использование одних критериев, а для взрослости нужны другие основания. Исходя из этого положения в становлении личности, можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрослость1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет). Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д. Б. Элъконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личностью. Периодизация взрослости Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Характеризуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их вьщеления не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), молодость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личност-но-образующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др. В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраиваются в следующей иерархической последовательности: Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость». 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития1. Э. Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления2. Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации3. А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы. Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса: • потребностно-мотивационную сферу личности; • операционально-техническую область деятельности. Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возрастных кризисов4. Взрослость — это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса. Е. А. Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию: • оптация (12—17 лет) — период выбора профессии и учебно-профессионального заведения; • профессиональная подготовка (15—23 года) — овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками; • адаптация (16—18 лет) — вхождение в профессию и привыкание к ней; • фаза интернала (18—23 года) — приобретение профессионального опыта; • мастерство (23—35 лет) — квалифицированное выполнение трудовой деятельности; • фаза авторитета (35—55 лет) — достижение профессионалом высокой квалификации; • наставничество (55—60 лет) — передача профессионалом своего опыта. Не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека, Е. А. Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления1. А. К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней. 1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией. 2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства. 3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности. 4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности. 5. Послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности1. За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости: 1) рост — развитие интересов, способностей (0-14 лет); 2) исследование — апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года); 4) поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45—64 года); 5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)2. Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности. Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности. Наиболее сложным является критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионализации. В качестве хронологического основания периодизации Ю. П. Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индивида, т. е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако возрастные границы профессионализации Ю. П. Поваренков не указывает1. Анализ работ по проблеме периодизации становления личности позволяет сделать следующее заключение. 1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни исключает выделение универсальных критериев периодизации взрослости: для одной группы людей определяющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой — профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей — психологические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов становления личности. 2. Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправдана. Онтогенез личности целесообразно дифференцировать в зависимости от общественных институтов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития: • дошкольное детство (0—6 лет); • школьный возраст (7—17 лет); • ранняя взрослость (18—23 года); • взрослость (24—60 лет); • старость (60 лет и более). Своеобразие периода определяют личностно-образующие факторы развития, к которым относятся: • природная среда; • биогенетические особенности; • социогенетические условия; • собственная активность личности; • судьбоносные, знаковые события. Для дошкольного детства определяющими факторами являются биогенетические особенности и при родная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собственная активность личности, а также знаковые, судьбоносные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни. 3. Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности. Основываясь на этих положениях, а также на принятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9). Таблица 9
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1341)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |