Функции государства. Государство в России
Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства — это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием национальных отношений. Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан. Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики: исполнения решений, формирования и использования кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др. Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования и др. Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности. Цивилизация накопила немалый опыт удовлетворения социальных потребностей людей. Это использование общественных фондов потребления для бесплатного образования, дошкольного воспитания, медицинского обслуживания, льготного отдыха, широкие социальные программы, на пример, программа строительства отдельных коттеджей для рабочих в Великобритании, общегосударственные и региональные программы защищенности и трудоустройства молодежи в Италии, Испании. Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качественное образование — основа будущего. Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработки политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной жизни. Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Наряду с государством этой работой занимаются общественные организации, негосударственные структуры, церковь, частные и независимые теле-радиокомпании, издательства, печать, любительские объединения и др. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология, выработка перспективных ориентиров — механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры. Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др. Государства различаются по формам правления и формам государственного устройства. Они разнообразны в силу исторической традиции государственности, особенностей ее становления и др. Форма правления — внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления — монархией (абсолютной, конституционной) и республикой (президентской, парламентской). Монархия — форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей — законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу — монарху. Среди монархий различаются две разновидности. 1) абсолютного, имперского, единодержавного типа — в которых монарх в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты); 2) конституционные монархии — в которых власть монарха ограничена конституцией. Законодательство осуществляется выборным органом — парламентом, под контролем главы государства и парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Конституционные монархии, например, Великобритания, Швеция, Испания. Монархи в них декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями. В реальности парламентарные, конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Республика — форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление. В президентской республике, например, США, президент является одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль заих деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законо-предложений. Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и имеет ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели. К первому типу относятся такие формы правления (на пример, современная Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах выбирается на прямых выборах; он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть сменено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и фактическое отношение парламентского большинства. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте, - в противоположность ситуации, когда президент представлялся от имени партии, не владевшей большинством в Национальном собрании и фактическим носителем власти был премьер-министр. Второй тип: в Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет — в противоположность президентской системе — формальную возможность законодательной инициативы. Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводятся к отношениям между парламентом и правительством: парламенты везде имеют сходные функции, а именно: - законодательство, включая согласование бюджета; - контроль над правительством; - представительство и учет общественных интересов; - «волеобразование», т. е. активное влияние на население путем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых решений; - различия между парламентами состоят в типе избирательной системы и, естественно, правилах отзыва правительства. Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Существуют две основные формы: унитарная и федеративная. Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Швеция и др.) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии). Федеративная форма государственного устройства (Австралия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента. Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, этоконфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности — военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильные. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример — США, Швейцария и др. Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это прежде всего Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличие некоего наднационального аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения, — культура, наряду с которой все большее значение приобретают политика и экономика. В послевоенный период появились и новые объединения государств, например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика. Современное российское государство по своему типу является переходным.Оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т. д.). Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д. Процесс создания правового, социального государства в России займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцент на разделение функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти не должен противопоставляться задаче налаживания их всестороннего сотрудничества, чтобы не возникало впредь трагического противостояния законодательных и исполнительных органов власти. Любое проявление слабости федеральной власти, ее неспособности эффективно решать актуальные проблемы, возникающие в условиях набирающих силу рыночных отношений, чревато хаосом. Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в числе прочего и с тем, что не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, с известной слабостью судебной системы. Право не стало пока повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной судебной системы создает возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан. Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор еще сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление социальной функции государства служит важной причиной наблюдаемого сегодня роста конфликтов в обществе. Одна из самых сложных проблем - федеративное устройство российского государства, нахождение оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации. Дело в том, что в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов (таковых в России насчитывается 89), но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенции. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов союзного государства. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |