I. Анатомия административной системы
1). В основе административного управления лежит директивное обязательное задание центра. Главный его принцип: центр в любом вопросе знает все и лучше всех. Свою волю он оформляет в виде плана. Из плана вытекают задания по отраслям, территориям, заводам, стройкам, шахтам, колхозам, учебным заведениям и т. д. Далее разверстываются задания цехам, участкам, отдельным исполнителям. Выполнение заданий плана, оформленного как закон — в этом смысл и цель управления. Под выполнение задания выделяются ресурсы. Они поступают из госбюджета, т. е. для выполняющего они бесплатны. Под плановое задание выделяется и фонд зарплаты. Он рассчитан по установленным центром же нормативам (т. е. зарплата установлена заранее, до начала работ). Величина каждого нового планового задания устанавливается с приростом к прежнему уровню (планирование от достигнутого). Чтобы иметь приросты, надо увеличивать капиталовложения (затратная экономика). Общий котел капиталовложений делят по уравнительной схеме. Органы снабжения сами продукцию с заводов не получают и у себя не складируют. Перед каждым новым годом они распределяют ее между заводами, стройками, колхозами, подавшими на нее заявки. Итак, в этой системе потребитель и производитель прямо не связаны. Их желания и просьбы одобряют или отвергают вышестоящие органы. 2). Деньги в этой системе используются только как измеритель, как дополнительный расчетный инструмент. Если цены на продукцию и размер оплаты труда определяются сверху, то предопределенной оказывается также себестоимость и прибыль. Заработанные предприятием средства забираются в бюджет, а затем по его же просьбе вышестоящие органы выделяют ему средства из этого бюджета (т. е. центр определяет, куда и сколько может тратить предприятие заработанные им же деньги по предписанной сверху схеме расходов). Все деньги предприятие обязано хранить в банке и все расчеты вести через банк. Суммы, которые предприятие вносит в бюджет и которые ему из бюджета выделяют, не связаны между собой. (Например, завод может ничего не вносить — убыточен! — но получает много, если он нужен центру). 3). Проблема стимулов к труду (мотивация работников). Уровень зарплаты устанавливается каждой категории работников централизованно по всей стране. Сверху четко устанавливается, сколько предприятие может иметь работников и каких специальностей (штатное расписание), с твердыми окладами от директора до уборщицы. Премии платят не за реальную пользу, принесенную обществу, а за выполнение заданий центра. Размер премий ограничен и не должен выходить за пределы выделенного заводу премиального фонда. Кому выплачивать премии — решает начальство. Твердая, не связанная с итогами работы ставка оплаты целиком отдает работника в распоряжение начальства. Когда материальные стимулы не подвигают к напряженной работе, то главную роль начинают играть прямое административное принуждение (для большинства) и поощрение (продвижение по службе для немногих). Главная цель системы мотивации к труду — обеспечить полный централизм в управлении даже ценой отчуждения и пассивности трудящихся. 4). Внутренние противоречия АС. а). Теоретически в системе, где все было спланировано и предусмотрено заранее, никаких ошибок быть не может и дефициту просто неоткуда взяться. На самом деле у центра нет физической возможности составить сбалансированный план, просчитать не только второстепенные, но и многие основные пропорции производства. Механизм планирования неизбежно вел к образованию диспропорций, дефициту с одной стороны и перепроизводству — с другой. Ни одна из послевоенных пятилеток не была выполнена по производству важнейших видов продукции, а последняя из них (11-я) оказалась самой проваленной за всю советскую историю, б). В 50-80-е гг. вместо командной системы в стране развилась «экономика согласовании» — сложный бюрократический рынок. На бюрократическом рынке происходил обмен не столько материальными ценностями, сколько властью и подчинением, правилами и исключениями из них, положением в обществе и всем, что имеет какую-то ценность. Так, согласие директора предприятия на увеличение плана могло быть обменено на улучшение его служебного реноме, дополнительную партию труб и незаконное разрешение нарушить одну из обязательных инструкций. Все это превращало социалистическую систему хозяйствования в «плановую анархию», в). Из-за административного централизма, исключающего свободный рынок, цены оказывались условными, а центр не мог объективно оценить эффективность своих же решений, г). Качество решений зависело не просто от центра, а от личностей руководителей. По мере затвердевания АС шла неуклонная деградация руководителей всех уровней, д). Повторить уже достигнутое капитализмом центр мог, но там, где надо было искать новое, выбор правильных решений был резко затруднен, е). Неустранимым оказалось противоречие между потребностью в энтузиастах, компенсирующих недостатки системы, и потребностью в исполнителях, не лезущих со своей инициативой. ж). При отсутствии стимулов к труду необходима «подсистема страха» и принуждения. А это многократно усиливало формализм, безынициативность, ориентацию на приказ, а не на дело.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |