Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы процесса познания



2015-11-07 1414 Обсуждений (0)
Основные этапы процесса познания 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 4

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

 

Обучение и учение как особые виды человеческой деятельности

Для того чтобы добиться успехов в обучении химии, учителю необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах.

 

Основные компоненты процесса обучения химии:

1) цели и задачи обучения;

2) содержание учебного предмета химии;

3) методы и средства обучения;

4) преподавание (деятельность учителя химии);

5) учение (деятельность учащегося, изучающего химию).

 

Однако прежде чем рассмотреть методы и средства обучения, необходимо остановиться на самом процессе обучения, который складывается из деятельности учителя и деятельности ученика.

 

Современная педагогика в соответствии с основными направлениями деятельности педагога выделяет пять видов педагогической деятельности:

1) проектная деятельность – определение целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся, планирование учебно-воспитательной работы;

2) гностическая (познавательная) деятельность – анализ педагогического опыта передовых учителей, анализ своей деятельности, деятельности учащихся и результатов обучения;

3) конструктивная деятельность – моделирование, подбор методов, средств и приемов обучения, развития и воспитания учащихся;

4) коммуникативная деятельность – деятельность учителя в установлении определенных взаимоотношений между преподавателями, родителями и учащимися;

5) организаторская деятельность – деятельность, направленная на выполнение запланированных целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся.

 

Деятельность учащихся, состоящая в усвоении основ химии, относится к учению.

В структуру процесса учения включаются следующие элементы:

а) восприятие учащимися химической информации, исходящей от учителя или иных источников;

б) осмысление учебной химической информации в виде специальных понятий и терминов и закрепление ее в памяти;

в) применение химических знаний и умений для решения учебно-практических задач и дальнейшего усвоения содержания школьного предмета химии.

 

Основные этапы процесса познания

Рассмотрим этот процесс более подробно. Процесс учения в определенной степени сходен с процессом познания (процесс объективного отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание). Но, если познание для ученого – это новые неизвестные до настоящего времени открытия, то познание для ученика – это открытия, неизвестные до настоящего времени только лишь самому ученику.

Исходя из этого, учитель должен в своей деятельности опираться на достижения и выводы теории познания (раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности). Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), теория познания выступает в качестве философско-методологической основы современной науки.

 

Формирование любых химических понятий необходимо начинать с ощущений, получаемых учащимися в процессе активного созерцания, то есть чувственного познания. Ощущение - это первая форма отражения отдельных свойств и сторон реальных предметов, явлений и процессов, изучаемых учащимися.Так, при изучении веществ мы получаем ощущение цвета, запаха, вкуса и др.

 

Однако при непосредственном созерцании в сознании отражаются не только отдельные свойства и стороны изучаемых явлений мира, но и явления в целом. Восприятия, т. е. образы предметов и явлений, возникающие при чувственном созерцании их, создаются на основе ощущений, но не сводимы к их сумме. Восприятие - это новая ступень в познании, основой которой является объективная связь многих сторон воспринимаемых явлений.

 

Созерцание совершается и при участии всех органов чувств личности обучаемого, и при участии накопленных ранее знаний. В каждом восприятии имеется уже субъективный момент, то есть первичное обобщение. Обобщение ощущений в восприятие не всегда точно и верно отражает предмет или явление в целом. Только достаточные предыдущие знания и опыт учащихся способствуют очищению восприятий от субъективных моментов, повышению объективности восприятия, удержанию в памяти общих свойств и признаков предметов.

Непосредственное созерцание дает тем более правильные и содержательные восприятия в сознании учащихся, чем более четко учителем были поставлены цель и последовательность созерцания, чем более совершенно и систематически оно было проведено, чем более организованно осуществлялась установка ощутить то, что действительно существует в объективной реальности, отметая все субъективное.

Созерцание, удовлетворяющее всем этим требованиям, называется наблюдением. В изучении химии наблюдение занимает видное место. Наблюдение дает знание свойств веществ и внешних сторон химических процессов, создает их наглядные индивидуальные образы. Эти образы могут запечатлеваться в памяти и воспроизводиться в сознании затем уже в отсутствии веществ и химических процессов, когда последние уже не действуют на органы чувств. Образы предметов и явлений мира, возникающие в сознании человека в их отсутствие, называются представлениями.

Представления - следующая ступень познания.

Различают два вида представлений: представления памяти и представления воображения. Представлениями памяти называются образы предметов и явлений, приобретенные ранее при непосредственном созерцании и воспроизводимые памятью в отсутствии предметов и явлений. Представления воображения - это образы предметов, не воспринимавшихся учащимися непосредственно, но созданные воображением на основе предшествовавших наблюдений.

 

Так, например, никто из химиков не видел переход атома углерода в возбужденное состояние и процесс гибридизации атомных орбиталей, но каждый химик представляет их себе, конструируя эти представления из разнообразных научных материалов, опирающихся, в конечном счете, на материалы, добытые на основе непосредственного созерцания.

Представления, как и восприятия, содержат дальнейшие обобщения отдельных сторон и свойств предметов. Эти обобщения также происходят на основе знаний и опыта, полученных ранее.

 

Представления имеют в познании людей огромное значение. Благодаря представлениям познание может продолжаться и при отсутствии предметов. В представлении человек обобщает настоящее, приобретает возможность держать в сознании прошлое, получает перспективу будущего и освобождается от ограниченности настоящего момента. Если бы не было представлений, человек знал бы только то, что в данное время воспринимает.

 

Представление дальше отстоит от предмета, и потому оно менее ярко, чем восприятие. В представлении свойства предметов еще более обобщены, чем в восприятии. Представления могут быть более и менее обобщенными. Поэтому различают единичные и общие представления, между которыми существует большое разнообразие образов, примыкающих то ближе к образу единичного предмета (например, данного образца цинка), то к образу, возникшему в результате многократного восприятия отдельных предметов данного вида (например, различных образцов цинка).

Но представления, как и восприятия, еще мало вооружают человека для практической деятельности, так как в них дано знание в основном видимых свойств и отношений предметов внешнего мира. Между тем для успешной практической деятельности необходимо знать сущность явлений, законы их возникновения и развития, т.е. необходимо подняться на следующую более высокую ступень познания - к понятиям.

Научные понятия - это знания, к которым приходит мышление, раскрывая и осознавая существенные свойства, закономерные связи и отношения в явлениях и между явлениями материального мира. В мышлении познание отдаляется еще больше от предмета, чем в представлении, но для того, чтобы лучше узнать предмет. Так, в научных химических понятиях исчезает единичная форма познаваемых веществ и их превращений. Научные понятия являются обобщенным знанием, единством общего, особенного и отдельного.

Чтобы от единичного подняться к общему - к понятию, мышление, базируясь на имеющихся знаниях и прошлом опыте ученика, отделяет необходимое (закономерное) от случайного, находит наиболее устойчивые и постоянные связи внутри явлений, а также связи данных явлений с другими явлениями природы.

Объективные, устойчивые и необходимые связи и отношения предметов и явлений природы называются законами.

 

Познавая законы явлений, ученик познает их сущность, находит тем самым в них общее и необходимое и отделяет его от случайного.

 

Явления природы находятся в самых разнообразных связях и отношениях, каждый закон неполно, односторонне освещает связь явлений, а потому лишь относительно точно характеризует ее. Законы природы приблизительно верно раскрывают картину всеобщей связи явлений и правильны лишь при определенных условиях.

 

Дальнейшее раскрытие существенных и закономерных связей внутри и между явлениями и предметами окружающей действительности совершается путем анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и противопоставления, абстракции и обобщения и других операций мышления над материалами дальнейшего непосредственного созерцания.

 

Изучение химии на каждой его стадии не может сразу полно, точно и глубоко раскрывать общие свойства, существенные и закономерные связи, возникновение и развитие предметов и явлений мира. Это происходит постепенно, в процессе постепенного развития и углубления изученных понятий, законов и учений. Поэтому в начале изучения химии научные понятия неизбежно бывают более бедными по содержанию, не полностью охватывающими сущность явлений. В ходе изучения химии учащиеся постепенно переходят от этих простейших первоначальных понятий к понятиям, более полно раскрывающим многообразие свойств, связей и отношений, явлений объективной реальности. Понятия не являются чем-то мертвым и застывшим, а находятся в постоянном движении и развитии. В изучении химии это положение иллюстрируется примерами развития понятий «атом», «молекула», «кислота», «основание» т. д.

 

Каждая естественная наука, в том числе и химия, стремится не только описать факты, установить законы, объяснить и понять явления природы (составить о них научные понятия), но и свести все познанное к наиболее полному единству, создать цельную объясненную картину изучаемой ею области природы. Такое объяснение материала науки, которое сводит описательную часть ее, законы и понятия науки в высшее, доступное для данной ступени знания единство, называется теорией. Благодаря теориям, проверенным и подтвержденным практикой, разрозненные знания превращаются в научную систему, отражающую естественные связи и развитие явлений природы, изучаемых данной наукой. В химии такими теориями являются молекулярная, атомная, периодический закон, теория строения атомов, ионная теория и т. д. Теории выдвигаются практикой и проверяются ею. По мере развития общественно-исторической практики и углубления нашего познания углубляются и совершенствуются научные теории. Особенностью мышления человека в сравнении с мышлением животных является то, что оно является словесным, базирующимся на языке.

 

Большое значение в развитии естественных наук, в том числе и химии, играет эксперимент.

Эксперимент - это метод исследования свойств веществ и их превращений, открытия законов, форма практической проверки добытых эмпирических и теоретических знаний.

 

Эксперимент включает в себя наблюдение, воображение, мышление, анализ и синтез, сравнение, суждение, умозаключение, доказательство, речь и другие процессы психической деятельности, протекающие при исследовании.

В учебном эксперименте воедино соединяются наблюдение, абстрактное мышление и практика, поэтому эксперимент с натуральными объектами играет важнейшую роль в изучении химии.



2015-11-07 1414 Обсуждений (0)
Основные этапы процесса познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы процесса познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)