Расчет производственной программы трудоемкости ТО и ТР
Введение
Автомобильный транспорт имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства: промышленность сельское хозяйство строительство и т.д. Ежегодно увеличиваются перевозки грузов. Вырастает дальность перевозок благодаря повышению эксплуатационных качеств автомобилей, улучшению дорог и постройке новых. Известно что на эксплуатацию техническое обслуживание и ремонт автомобиля требуется значительно меньше средств и труда чем на изготовление нового поэтому одной из главных задач является эффективное и безопасное использование автомобильного транспорта и снижении затрат на его содержание. Главной удачей автомобильного транспорта является полное качественное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при возможно минимальных материальных и трудовых ресурсах. Решение этой задачи требует преимущественного развития автомобильного транспорта общего пользования, повышение груза и пассажирооборота, укрепление материально-технической базы и концентрации транспортных средств на крупных АТП, улучшению технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Следует также отметить, что развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта в ряде парков отстает, и это отставание на ближайшее время может сохраниться. Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающий большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях, он является эффективным средством для перевозки людей и грузов в основном на относительно небольшие расстояния. В целях полного и своевременного обеспечения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, повышение эффективности и качества выполнения транспортного процесса, довести долю грузооборота осуществляемым автомобилями с дизельными двигателями до 60%. Значительно расширить применение газобаллонных автомобилей, ускорить строительство газозаправочных станций. Обеспечить экономию бензина и дизельного топлива. Расширить ремонт автотранспортных средств агрегатным методом. В осуществлении указанных задач значительная роль принадлежит производственно-технической службе автотранспортных предприятий. Автомобильная промышленность систематически работает над улучшением технологии производства и совершенствовании конструкций подвижного состава, обеспечением его безопасности, долговечности и ремонтопригодности. Задачи службы технической эксплуатации АТП заключаются в постоянном содержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечение его работоспособности в течение установленных сроков службы. Для выполнения поставленных задач необходимо широко использовать средства технической диагностики, максимально механизировать производственные участки и цеха технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, оснащать их подъёмно-транспортным оборудованием и регулирующими приборами, совершенствовать технологию ТО и ТР и управление производством, создавать требуемые производственно бытовые и санитарно-гигиенические нормы труда ремонтных рабочих. Проведение вышеперечисленных и других технических и организационно мероприятий будет значительно способствовать повышению качества и производительности труда при проведении технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и будет обеспечивать сокращение трудовых и материальных затрат. Расчет производственной программы трудоемкости ТО и ТР 1.1 Выбор и обоснование исходных данных
Исходными данными для проектирования являются данные согласно заданию.
1.2 Выбор и корректирование нормативных показателей
Выбор и корректирование нормативных величин периодичности, трудоёмкости, пробега до КР, продолжительности простоя в ТО и ремонте осуществляется на основании «Положения по ТО и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта». Выбранные нормативные величины заносим в таблицу 1.1
Таблица 1.1 - Нормативные величины
Нормативы должны быть откорректированы с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов: - категория условий эксплуатации-К1 ; - модификация подвижного состава и организация его - природно-климатические условия - К3 = К3¢х К3¢¢ ; - пробег автомобилей с начала эксплуатации-К4 ; - количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей и количество технологически совместимых групп - К5 .
Результирующие коэффициенты корректирования получаются путем перемножения соответствующих коэффициентов: - для периодичности ТО-1, ТО-2 К = К1х К¢3х К3¢¢ - для пробега до КР К = К1хК2х К3¢х К3¢¢ - для трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 К = К2х К5 - для трудоемкости ТР К = К1х К2х К3¢х К3¢¢хК4хК5 - для простоя в ТО и ремонте К = К4¢ Выбранные коэффициенты корректирования заносим в
Таблица 1.2 - Коэффициенты корректирования
Корректирование периодичности ТО и пробега до КР Li км., выполняется по следующей формуле (1.1) Li = LiнхКi , (1.1) где - Li - скорректированная периодичность ТО-1,ТО-2 или Liн - нормативная периодичность ТО-1, ТО-2 или пробега до КР выбирается согласно таблице 2, км; Кi - результирующий коэффициент корректирования выбирается согласно таблице 1.2. Расчеты приведены в таблице 1.3
Таблица 1.3 - Корректирование периодичности ТО и пробега до КР
Корректирование трудоемкости ТО и ремонта ti, чел.ч, выполняется по следующей формуле (1.2)
ti = tНiх К , (1.2)
где ti - скорректированная трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, челхч; tНi - нормативная трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, челхч, выбирается согласно таблице 1; К - результирующий коэффициент корректирования
Корректирование дней простоя в ТО и ремонте ДТОР, осуществляется по следующей формуле (1.3)
ДТОР = ДНТОРх К , (1.3)
где ДНТОР - нормативные дни простоя в ТО и ремонте К - результирующий коэффициент корректирования Для автомашины Volkswagen Touareg: Расчеты корректированной трудоемкости приведены в таблице 1.4
Таблица 1.4 - Скорректированная трудоемкость.
Расчетные величины периодичности, пробега до КР в некоторых случаях необходимо изменить, чтобы они были кратны среднесуточному пробегу и между собой. Составляем таблицу кратности 1.5
Таблица 1.5 - Таблица кратности
На основании выше выполненных расчетов и таблицы 3 выполняем таблицу 1.6 удельных величин, принятых для расчета.
Таблица 1.6 - Принятые для расчета величины
1.3 Расчет производственной программы по количеству ЕО, ТО-1, ТО-2, КР
Расчет производственной программы по количеству ЕО, ТО-1, ТО-2, КР. Под производственной программой понимается количество одноименных видов воздействий, которые необходимо выполнить за определенный период времени (за час, сутки, квартал, год). Производственная программа может быть рассчитана различными методами. Используем метод расчета производственной программы через общий годовой пробег автомобиля LГ , км . Годовой пробег автомобиля определяется по следующей формуле (1.4) LГ = 365х LЕОх АСПхaИ , (1.4) где 365 - количество календарных дней в году; LЕО - среднесуточный пробег, км; АСП - списочное количество автомобилей, шт.; aИ - коэффициент использования автомобилей. Коэффициент использования автомобилей aИ, определяется по следующей формуле (1.5) , (1.5) где ДЭГ - количество дней эксплуатации в году; ДК - количество календарных дней в году; aТ - коэффициент технической готовности; КЭ - коэффициент, учитывающий невыход автомобиля на линию по эксплуатационным причинам (отсутствие груза, не укомплектованность водителями и др.).
Коэффициент технической готовности aТ, определяется по следующей формуле (1.6) aТ=1/1+(LЕО(((ДТОР/1000)+( ДКР + ДТ)хК/LКР) (1.6)
где lCC - среднесуточный пробег автомобиля, км; ДТО Р - дни простоя автомобиля в ТО и ремонте на 1000 км пробега, дн/1000 км; ДКР - дни простоя автомобиля в КР, дн; ДТ – дни транспортировки автомобиля в КР и обратно, дн; К - коэффициент учитывающий количество автомобилей отправляемых на АРЗ к общему, подвергающемуся выбраковке от дальнейшего использования. В данный момент (и на обозримое будущее) АТП автомобили в КР не отправляет, а списывает, разбирает, агрегаты использует как оборотный фонд, т.е. К = 0. поэтому в рассматриваемом случае формула 1.6 примет вид (1.6) Для автомашины Volkswagen Touareg: LГ = 365хLЕОхАСПхaИ Для автомашины Volkswagen Touareg: Суммарный годовой пробег автомобилей по предприятию SLГ ,км определяется по следующей формуле 1.7 SLГ = LГ + LГ , (1.7) SLГ = 4993200.00+8322000.00=13315200 км.
Расчет годового количества ЕО, ТО-1, ТО-2. Годовое количество ЕО NЕОГ определяется по следующей формуле 1.8 , (1.8) где LГ - годовой пробег автомобиля, км. Для автомашины Volkswagen Touareg: Годовое количество ТО-2 NТО-2Г определяется по следующей формуле 1.9 , (1.9) Для автомашины Volkswagen Touareg: Годовое количество ТО-1 NТО-1Г определяется по следующей формуле 1.10 , (1.10) Для автомашины Volkswagen Touareg: Количество ТО-2 в сутки NТО-2С определяется по следующей формуле 1.11 (1.11) Для автомашины Volkswagen Touareg: Количество ТО-1 в сутки NТО-1С определяется по следующей формуле 1.12 (1.12) Для автомашины Volkswagen Touareg:
Количество ЕО в сутки NЕОС определяется по следующей формуле 1.13 (1.13) Для автомашины Volkswagen Touareg:
Для проверки правильности произведенных расчетов количество воздействий ЕО можно пользоваться сведущими выражениями. NЕОС=АсхaТ (1.14) Для автомашины Volkswagen Touareg: Допускаемое отклонение величины NЕОС определенной по формуле (1.14) от расчетной NЕОС не более 1%; Для автомобилей VOLKSWAGEN отклонение 0 %, для автомобиля ВАЗ отклонение 0 %;
1.4 Расчет трудоемкости ТО и ТР
Расчет годовой трудоемкости ТО и ТР. Годовая трудоемкость ТО-2, определяется по следующей формуле 1.15 Тто-2г=Nто-2гхtтр-2+Nто-2гхtто-2х20/100 (1.15) где - 20 % от трудоемкости ТО-2 приходящий на текущий ремонт, выполняемый в зоне ТО-2. Для автомашины Volkswagen Touareg: Годовая трудоемкость ТО-1 определяется по следующей формуле 1.16 Tто-1г=Nто-1хtто-1+Nто-1гхtто-1х20/100 (1.16) Для автомашины Volkswagen Touareg: Годовая трудоемкость ЕО, чел.ч, определяется по следующей формуле 1.17 Теог=Nеогхtео (1.17) Для автомашины Volkswagen Touareg: Tсог=(tто-2х20/100)хАссх2 (1.18) где - 20 -процент от удельной трудоемкости ТО-2% 2 -количество сезонных обслуживаний за год. Для автомашины Volkswagen Touareg: Ттрг=LrхТтр/1000 (1.19) Для автомашины Volkswagen Touareg: Общая трудоемкость годовая всех видов ТО и ТР, приходящиеся на автомобили, чел.ч, определяется по следующей формуле 1.20 åТr=Тто-2г+Тто-1г+Тсоr+Тeor+Ттpr (1.20) Для автомашины Volkswagen: Кроме того при ТО и ТР подвижного состава в АТП выполняются и другие вспомогательные работы Трудоемкость вспомогательных работ определяется по формуле 1.21 Твср=åТхП/100 (1.21) где - П -процент от общей трудоемкости - приходящейся на вспомогательные работы П=20-30% Принимаем П=20% Для автомашины Volkswagen:
2.1 Режим работы участка
При технологическом проектировании зоны ТО , КР и ремонтных участков решаются следующие вопросы: - назначение зоны ТО , ТР и ремонтного участка и характер выполнения работ. - режим работы , т.е. число рабочих дней в году производственного подразделения по ТР и ремонту , число смен и продолжительность смены - программа и трудоёмкость работ за ТО , ТР или участка - число штатных ремонтных рабочих и распределение их по сменам - число постов зон ТО и ТР - обоснование применяемого метода ТО и ТР - число линий обслуживания зон ТО ( при поточном методе) - выбор основного и вспомогательного оборудования с учётом научной организации труда - ориентировочный расчёт площади зоны или участка - технологическая планировка Режим работы производственных подразделений по ТО и ремонту автомобиля на линии. Зона ТО - 1 должна работать все дни работы АТП. Зона ТО - 2 в большинстве случаев тоже работает все дни , но при 305 раб. днях АТП может работать 253. Режим работы участков должен быть согласован как со временем зон ТО и ТР , так и с обеспеченностью АТП фондом оборотных агрегатов , узлов, деталей. Зона ТР работает все дни работы АТП.
Зоны ЕО и ТО - 1 могут работать с момента начала возврата авт. с линии и до окончания выпуска на линию т.е. в межсменное время. Эти зоны могут работать в 1 , 1,5 или 2 смены в зависимости от продолжительности работы. Продолжительность рабочей смены выбирается исходя из годового количества рабочих дней зоны. При 305 рабочих днях продолжительность смены 7 часов без обеденного время при 253 днях - 8 часов. Зона ТО - 2 начинает работать в 8 . Зона ТР должна работать на 1 или в крайнем случае на 0,5 больше чем работают авт. на линии. Организация работы участков не связанных с постовыми работами зоны ТР и ТО - 2 запускается в одну первую смену. Участки связанные с постовыми работами предположительно должны работать в 1 , 1,5 или 2 , а в некоторых случаях и в 3 смены особенно в пассажирских АТП. Продолжительность выпуска автомобиля на линию и возврата с линии устанавливается заданием , или выбирается на основании исходных данных по проектированию АТП. Необходимо определить характер выпуска и возврата равномерный или случайный. График с равномерным выпуском принимается для грузовых АТП со ступенчатым для пассажирских и специальных АТП. С начала выпуска автомобиля на линию устанавливается в зависимости от характера перевозки или по данным АТП. Совмещенный график работы АТП в соответствии с рисунком 1
Рисунок 1 - Совмещенный график работы АТП
2.2 Трудоемкость работы участка
Трудоемкость работы участка. Годовая трудоемкость ТУЧГ, чел *ч участковых работ определяется по следующей формуле (2.1) Ттр.уч=((ТТРГ×aТР)/100 (2.1) где - Ттр.уч - годовая трудоемкость работ текущего ремонта, aТР - доля работ выполняется на постах зоны ТР
Ттр.уч=((7439.87+8821.32)х10)/100=1626.12 чел.ч
2.3 Расчет численности производственных рабочих
Количество рабочих РСП , чел определяется по следующей формуле (2.2) , (2.2) где ФСП = 1788 - годовой фонд времени списочного рабочего РСП=1626.12/1788=0.91 Принимаем: 1 Чел.
2.4 Выбор метода организации на участке
Выбор метода организации текущего ремонта. Ремонт автомобилей осуществляется двумя методами: индивидуальным (необезличенным) и агрегатно-узловым (обезличенным). При индивидуальном методе ремонта неисправные узлы, приборы, агрегаты снимаются с автомобиля, ремонтируются и устанавливаются вновь на тот же автомобиль. При этом методе ремонта агрегаты не обезличиваются, и время простоя автомобиля в ремонте определяется длительностью ремонта наиболее трудоемкого агрегата. При отсутствии обезлички повышаются ответственность и заинтересованность водителей за сохранность автомобилей, увеличивается срок службы и снижаются затраты на ремонт агрегатов. Однако при индивидуальном методе ремонта автомобиль может продолжительное время простаивать в ремонте. Поэтому этот метод применяется, когда простой автомобиля не оказывает влияние на выполнение плана перевозок и на простой других неисправных автомобилей в ожидании освобождения поста, а также при отсутствии запасных узлов и агрегатов. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в замене неисправных узлов, приборов и агрегатов исправными - новыми или ранее отремонтированными и находящимися в оборотном фонде предприятия. Основным преимуществом этого метода является снижение времени простоя автомобиля в ремонте, которое определяется лишь временем, необходимым для замены узлов и агрегатов. Снижение времени простоя в ремонте обуславливает повышение технической готовности и использования парка, а следовательно, увеличение его производительности и снижение себестоимости перевозок. С учетом данного мне задания выбираю агрегатно-узловой метод организации ремонта.
2.5 Распределение трудоемкости по видам работ
Распределение трудоемкости работы агрегатного участка по видам работ. Распределение годовой трудоемкости осуществляется на основании ОНТП-АТП-СТО и другой технической документации. Распределенную трудоемкость заносим в таблицу 2.1
Таблица 2.1 - Распределение трудоемкости
Трудоемкость, приходящаяся на определенный вид работ, Тi (2.3) 2.6 Распределение рабочих посменно
Распределение рабочих по сменам заносим в таблицу 2.2 Таблица 2.2 - Распределение рабочих по сменам
2.7 Выбор оборудования, оснастки, производственного инвентаря
Выбор технологического оборудования, оснастки, производственного инвентаря. Оборудование применяется как технологический комплект, необходимый для качественного выполнения заданного объема работ. Количество оборудования определяется в зависимости от мощности предприятия, производственной программы, типа и количества подвижного состава, количества смен работы зон или участков и других факторов. С учетом отдельных факторов составлены каталоги и табели технологического оборудования, которые используются при подборе оборудования для оснащения отдельных подразделений. Выбранное оборудование заносим в ведомость, которая представлена в виде таблицы 2.3
Таблица 2.3 - ведомость технологического оборудования и организационной оснастки
Продолжение таблицы 2.3
Суммарная площадь оборудования, м2 : åFоб = Fоб1 + Fоб2 +… Fоб1н (2.4) где - Fоб - соответственно площадь занимаемая конкретным оборудованием, м2 Fоб=10.06 м2 Для участка площадь FУЧ м2 определяется по формуле 2.5 FУЧ = КПЛ* SFОБ , (2.5) КПЛ=(3,5 ÷ 4,5). Принимаем 4,5. FУЧ =10.06*4.5=45.27 м2 По СНИП принимаем значения кратные 3 метрам: Ширина – 6 м. Длинна – 9м. Принимаем площадь агрегатного участка – 54 м2 2.8 Технологический процесс на агрегатном участке
На агрегатном участке производится разборка и ремонт узлов и деталей автомобиля снятых в зоне ТР, в частности коробок передач. Схема технологического процесса на участке в соответствии с рисунком 2 Рисунок 2 - Сема технологического процесса агрегатного участка
2.9 Расчет площади участка
Расчет площади агрегатного участка. Площади производственных помещений определяют одним из следующих методов: - аналитический - по удельной площади, приходящейся на один автомобиль, единицу оборудования или одного рабочего; - графический - по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты (поточные линии) и выбранное технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава и с соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и элементами зданий; - графоаналитический путем планировочных решений и аналитических расчетов. Суммарная площадь оборудования , м определяется по формуле 2.5: F = F + F + ... + F (2.5) где F - соответственно площадь занимаемая конкретным оборудованием , м F =10.06 м2 Для агрегатного площадь FУЧ м2 определяется по формуле (2.6) FУЧ = КПЛ* SFОБ , (2.6) КПЛ=(3,5 ÷ 4,5). Принимаем 4,5. FУЧ=10.06*4,5=47,70 м2
По строительным нормам и правилам СниП принимаем площадь участка: С учетом сетки колонн выбираем площадь участка 54 м2, при длине участка 9 м и ширине 6 м.
2.10 Управление работой агрегатного участка в системе ЦУП
Во главе отдела управления производством в системе ЦУП стоит начальник производства, которому подчинены две группы, а также мастера, начальники, бригадиры производственных участков. Основной задачей группы обработки и анализа информации является систематизация, обработка и анализ и хранение информации о деятельности всех подразделений технической службы. Главный инженер АТП осуществляет руководство производством не только через начальника производства но и через непосредственно подчиненных ему начальников (начальник гаража, отдел снабжения, технического отдела, отдела ОГМ). Наличие ЦУП позволяет организовать управление производством с применением автоматических систем управления (АСУ). Схема управление производством ТО и ремонта в системе в соответствии с рисунком 3
Рисунок 3 - Схема управление производством ТО и ремонта в системе ЦУП 2.11 Внедрение элементов НОТ на участке
Внедрение элементов НОТ на проектируемом объекте. НОТ - научная организация труда - это комплекс технических, технологических, организационных, санитарно-гигиенических, экономических и других мероприятий, направленных на повышение производительности труда при одновременном улучшении условий труда. Одним из элементов НОТ на реконструируемом объекте является оснащение рабочих мест необходимым технологическим оборудованием. На агрегатном участке я внедряю набор слесарного оборудования. Необходимо определить трудоемкость до реконструкции и коэффициент выработки нормативной трудоемкости. Коэффициент выработки нормативной трудоемкости КВН определяется по формуле (2.7) (2.7) где - ТГДУЧ - годовая трудоемкость до реконструкции; ТГУЧ - годовая трудоемкость после реконструкции. Сокращение трудоемкости DТi , челхч определяется по формуле (2.8)
(2.8) Трудоемкость до реконструкции ТiД , челхч определяется по формуле (2.9) ТiД = Тi + DТi (2.9)
Трудоемкость внедрения определяется по формуле (2.10)
Таблица 2.4 - Распределения трудоемкости до реконструкции
(0.015 сек.) |