Исторические типы мировоззрения
Философия как социокультурный феномен Экзаменационные вопросы № 1-4 Понятие мировоззрения, его структура и функции
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение: · нельзя сводить к совокупности взглядов, т.к. данная концепция лишает мировоззрение органичной целостности, низводит его до уровня эклектичного, неустойчивого, случайного образования. · достаточно устойчивое образование, всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи. · формируется на протяжении многих лет, выражает жизненную позицию индивида, становится неотъемлемой частью его мышления и образа жизни. Поэтому изменение мировоззренческой позиции у большинства людей (особенно в зрелом возрасте) связано со значительными психологическими нагрузками, стрессами.
В структуре мировоззрения выделяют следующие компоненты: · знания; · ценности; · чувства и эмоции. Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря знаниям всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности. Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Традиционно принято положение, что структура мировоззрения определяет его функции. При этом выделяются три функции мировоззрения: 1. Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знания о мире в целом и способах его постижения. 2. Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяет выработать ценностное отношение к окружающему и происходящему. 3. Праксиологическая(практическая) функция, позволяет мировоззрению стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своим мировоззрением). Очевидно, что эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, раскрывают то, что дает мировоззрение для человеческого существования. Исторические типы мировоззрения Историческими типами мировоззрения являютсямиф, религияифилософия. Миф –исторически первое представление человека о мире. Мифология (от греч. mythos – сказание, предание) – система наглядно-чувственных представлений о мире, реализуемая в упорядоченной совокупности повествований о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшая на заре человеческой цивилизации, в первобытном обществе. Особенности: · человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы; · неспособность человека объяснить явления на основе естественных причин; · миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного; · нерасчленность земного и сакрального, реального и вымышленного, человеческого и божественного, возможного и действительного (синкретизм); · наивное «очеловечивание», всеобщее одушевление природы (антропоморфизм).
В мифах представлены ранние элементы религии, философии, науки и искусства, имеющие своей целью трансляцию в культуре из поколения в поколение совокупного человеческого опыта, и, прежде всего, основных программ поведения, деятельности и общения.
Наиболее типичные мифы: · о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); · о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); · мифы о животных; · календарные мифы и др.; · особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Элементы мифологического мышления (мифологемы) сохраняются и в современном массовом сознании, прежде всего, в форме эпических сказаний, былин, притч, примет, анекдотов.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и сопряженное с ним поведение людей (культ) определяемое верой в существование сверхъестественного (Бога, божеств). В отличие от мифа религия не «смешивает» земное (профанное) и сакральное (священное), а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Бытие Бога переживается человеком, как откровение.
Исторические типы религиозно-философских воззрений: · теизм (мир создан и управляется волею Бога как разумного существа); · деизм (Бог, сотворив однажды мир, не принимает в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий); · пантеизм (отождествляет Бога с природой и рассматривает природу как воплощение божества); · политеизм (учение о существовании многих богов); · монотеизм (единобожие).
Философия (от греч. philio – любовь и sophia – мудрость) – система упорядоченных знаний о наиболее общих законах функционирования и развития природы, общества и духовно-познавательной деятельности человека. Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно.
Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. Поэтому в центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента (или предмет философии): природа, общество, человек и взаимосвязи между ними.
Основные функции философии: · прогностическая функция заключается в том, что, изучая и объясняя мир, закономерности его бытия как целого, философия разрабатывает модели и сценарии его будущих состояний, направления развития отдельных сфер бытия – природы, общества, культуры и т.д. Отдельный человек и общество, таким образом, имеют возможность выбора и дальнейшей разработки конкретной стратегии в области природопользования или социальной практики; · мировоззренческая функция реализуется посредством рационально-теоретического выражения программ деятельности, общения и поведения людей той или иной эпохи. Особенно усиливается она в кризисные периоды развития общества, когда происходит смена содержания универсалий культуры, разрушаются старые и формируются новые идеалы, императивы и ценности; · методологическая функция связана с регуляцией деятельности с точки зрения разработки эффективных и адекватных реальности методов, приемов, принципов и форм освоения действительности.
В ходе развития философии сложились следующие основные разделы: o история философии; o онтология (учение о бытии); o философская антропология (учение о человеке); o гносеология (теория познания); o социальная философия (учение об обществе); o праксиология (учение о формах практического освоения бытия); o футурология (учение о будущем); o аксиология (учение о ценностях) и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1426)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |