Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг
В производстве платных продуктов и услуг учреждения культуры использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки. Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат. «Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода). В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного учреждением культуры метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности учреждений культуры используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по: - экономическим элементам; - отношению к технологическому процессу; - способу отнесения на себестоимость. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. - единый социальный налог), прочие затраты. Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты. Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг. Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства: 1. общехозяйственные - затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.; 2. административно-управленческие - на планирование, учет и контроль, организацию труда; 3. общепроизводственные и коммерческие. Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в характеристике затратного метода определения цены. Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку. Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет. Калькуляция - это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг. В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм. Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места - оборудование и материалы, используемые для их оказания. Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть учреждений культуры все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО. В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом: С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т) Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К : 100% Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где С(ПЛ) - плановая себестоимость единицы выработки, З(Д) - средняя дневная заработная плата исполнителя, Н(В) - средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника), С(Т) - средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки, Ц(ЕД) - устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки) К - повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности, Ц(СУМ) - сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги, И(Н) - итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ). Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки+ прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, - от того, на сколько верно установлены цена. Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг». Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы: I. Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов); II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена); III. Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия); IV. Наличие конкуренции в оказание определенной услуги; V. Выбор метода ЦО. Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге: 1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление; 2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней); 3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |