Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы экономической науки




Экономические цели общества

Современное общество перед национальной экономикой ставит следующие основные цели:

1. обеспечить экономический рост.

Решение этой задачи предполагает увеличение объема производства товаров и услуг и улучшение на этой основе уровня жизни населения;

2. обеспечить полную занятость.

Каждый человек, желающий- и способный трудиться, должен иметь для этого возможность, ибо OC!f0BHbIM источником его существования является труд;

3. обеспечить экономическую эффективность.

В условиях растущих потребностей людей и ограниченных ресурсов производство должно обеспечивать максимальную отдачу при наименьших затратах;

4. обеспечить стабильный уровень цен.

Резкие колебания цен выводят экономику из устойчивого равновесия;

5. обеспечить экономическую свободу участникам рыночных отношений. Производители и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности. Только В этом случае они могут наилучшим образом реализовать свои экономические интересы;

6. обеспечить справедливое распределение доходов.

Ни одна группа граждан не должна купаться в роскоши в то время когда другие бедствуют в нищете;



7. обеспечить экономически всех граждан.

Задача государства - с помощью экономических механизмов обеспечить недееспособных людей средствами к существованию;

8. поддерживать оптимальный внешнеторговый баланс, т.е. обеспечить относительное равновесие между экспортом и импортом;

9. обеспечить охрану окружающей среды.

Природная среда, непригодная для жизни человека, делает все экономические цели общества бессмысленными.

Есть ряд и других целей, которые ставит общество перед национальной экономикой. Характер этих целей и способы их достижения зависят от исторических, национальных, религиозных и иных особенностей той или иной страны.

Постановка и реализация крупных экономических целей общества идет по двум направлениям:

1.определение целей и их теоретическое толкование;

2.разработка и реализация экономической политики государства.

Первое направление предполагает использование науки - экономической теории, задача которой - внести порядок и смысл в набор фактов, связать их воедино, установить надлежащие взаимосвязи между ними, выводя из них определенные обобщения. Экономическую теорию, имеющую дело с уже отработанными и перешедшими на уровень теории фактами, называют позитивной. Если
же экономическая теория основывается на субъективных представлениях о том, какой должна быть экономика, то ее называют НОРМАТИВНОЙ. Иными словами, позитивная экономическая теория изучает то, что есть на самом деле, а нормативная - что и как должно быть.

Выработанное экономической теорией общее представление об экономическом поведении индивидов и институтов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг используется обществом для выработки его экономической политики.

Под ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ понимают выработку конкретных про грамм для достижения крупных экономических целей общества и систему мер или решений, обеспечивающих устранение проблем, связанных с достижением этих целей.

 

 


Методы экономической науки

При изучении явлений и процессов экономической жизни экономическая теория использует как общие, так и частные методы исследования.

К основным общим методам экономической теории относят:

- диалектический метод. Суть его заключается в том, что все явления и процессы рассматриваются в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- метод научной абстракции (абстракция - отвлечение). Чтобы понять взаимосвязи явлений и процессов, выявить законы, лежащие в их основе, необходимо выделить существенные стороны изучаемых явлений и процессов, отвлекаясь от всего несущественного, второстепенного;

- метод анализа и синтеза (анализ - расчленение, синтез - обобщение). Сущность данного метода состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Результаты изучения отдельных частей обобщаются (синтезируются), и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

- метод индукции и дедукции. Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Дедукция - способ рассуждения, противоположный индукции: на базе общих положений чисто логическим путем обосновываются те или иные частные выводы, которые должны подтверждаться фактами;

- метод системного подхода к анализу явлений и процессов. Системный подход предполагает рассмотрение экономического объекта как системы и в то же время как элемента более сложной системы;

- экономико-математический метод. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ дает возможность из множества вариантов получать наиболее выгодное решение экономической задачи;

- метод единства исторического и логического в познании.. Экономическая теория изучает все явления и процессы в определенной взаимосвязи, развитии и исторической последовательности. Логический способ исследования раскрывает внутренне необходимую последовательность возникновения и развития отдельных экономических категорий и законов;

-метод общественной практики. Общественная практика - критерий истинности теоретического познания.

К частным методам исследования относят моделирование и экономический эксперимент.

Моделирование представляет собой построение моделей, в которых отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов и связи (взаимосвязи) между ними.
Если исследуемым показателям и связям задаются количественные значения, то можно построить графическую, математическую и компьютерную модели.

Графическое моделирование основано на использовании различных графиков, схем, диаграмм, рисунков. Математическое моделирование основано на использовании математических функций, уравнений, неравенств и др. Компьютерное моделирование основывается на экономико-математических моделях, позволяющих моделировать и сопоставлять разные варианты решений с целью выбора оптимального. Экономический эксперимент - это научно поставленный опыт в какой-либо экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7