Предмет, структура и функции философии
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития. Развернутая система философского знания включает: · учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации — это онтология (ontos — бытие); · учение о человеке, его природе и организации его деятельности — это антропология (antropos — человек); · учение о познании, его основаниях, возможностях и границах — это гносеология; · учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом — это социальная философия; · учение о природе ценностей — это аксиология. К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки: · этика — учение о нравственности; · эстетика — учение о прекрасном, о художественном творчестве; · логика — учение о правилах мышления; · религия. Особая область — история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения. Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план. Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления — это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей. Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции: 1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии. 2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. 3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире. 4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя: · логику; · физику, или учение о природе; · этику, учение о человеке. Последняя — самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название — онтология. Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты. Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: · логика; · философия природы; · философия духа. К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии. Философия ставит перед человеком два основных вопроса: · что первично — мышление или бытие; · познаваем ли мир. От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии — идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм. Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае. Философия рассматривает следующие вопросы об истине: · что такое истина; · какими способами можно различить истину и заблуждения; · истина универсальна или у каждого своя; · могут ли люди постигать истину или только составляют мнения; · какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли. Вопросы о добре: · каково происхождение добра и зла; · можно ли утверждать, что одно из них сильнее; · каким должен быть человек; · существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета; · существует ли идеальное состояние общества, государства. Вопросы о красоте: · является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение; · как и почему представления о красоте меняются. В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета). Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2895)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |