Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные институты общества





В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор.

Социальные институты –
1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия);
2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Признаки социального института:
Версия №1:
1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;
2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;
5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
Версия №2:
1) набор социальных ролей;
2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения;
3) совокупность норм, регулирующих поведение;
4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм;
5) символы.
Версия №3:
1) установки и образцы поведения;
2) культурные символы;
3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия;
4) устные и письменные кодексы поведения;
5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).


Этапы институционализации:
1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;
2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
3) создание особой системы знаков, символов;
4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
5) создание материальной базы социального института;
6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.



 

Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.

Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи.
Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.

 

Формальные и неформальные институты.
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.

Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.

Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная.

 

Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.

Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный "кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа».
К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.
Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).

 

Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
Дисфункции социального института – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
В чём выражаются дисфункции социального института?
1) неясность целей;
2) неопределённость функций;
3) падение социального престижа;
4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).

Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система).

Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение.

Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов.
Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие:
1) экономическая сфера – производство;
2) социальная сфера – семья и брак;
3) политическая сфера – государство;
4) духовная сфера – образование и религия.





Читайте также:

Абстрактные (широкие) корпорации, или корпорации-институты - это социальные образования с неопределенным кругом лиц, объединенных общими интересами и нормативными установлениями.
Взаимосвязь природы и общества.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 1 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 2 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 3 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 4 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 5 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 6 страница
Глава VI. Религиозно-магические институты низших обществ, основанные на коллективных представлениях, управляемые законом сопричастия 7 страница



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)