Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы воспитательной работы



2015-11-07 2722 Обсуждений (0)
Принципы воспитательной работы 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Своеобразие развития детей с нарушением интеллекта за­трудняет процесс их воспитания в специальной (коррекцион­ной) школе VIII вида, но не исключает общих с общеобразо­вательной школой задач этой работы. Общность целей, задач, единство главных закономерностей формирования личност­ных качеств у детей с нормальным и нарушенным психиче­ским развитием обусловливают действие тех же принципов воспитания, что и в общеобразовательной школе, однако при их реализации учитываются познавательные возможности и другие особенности психики детей с нарушениями интел­лектуального развития.

Принципы воспитания составляют систему, они тесно вза­имосвязаны и реализуются комплексно. Эти главные поло­жения, лежащие в основе воспитательного процесса, подраз­деляются на три группы.

I группа принципов отвечает на вопрос «чему вос­питывать?» и определяет содержательный уровень воспи­тания, его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспита­ния. Среди них:

Принцип целеустремленности и общественной направлен­ности. Исходя из определения воспитания как целенаправлен­ного формирования качеств личности, мы можем сказать, что действия педагога-воспитателя, не подчиненные этой цели, не имеют отношения к воспитанию. Бесцельные разговоры с детьми, «мероприятия» и любая другая активность педаго­га с точки зрения воспитания бессмысленны. Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребно­стям общества, культуре, традициям и интересам народа.

Отсюда вывод: вся работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потреб­ностям общества.

Принцип целостности и единства воспитательного процес­са. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эсте­тическое, физическое и т.д. воспитание. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Целостность и единство воспитательного процесса включает в себя и це­лостность развития самой личности школьника с нарушением интеллекта. Развитие интеллектуальных, нравственных, эсте­тических чувств, представлений и понятий протекает в тес­ной связи и взаимодействии между собой. Данный принцип предусматривает и согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.

Принцип связи воспитательного процесса с жизнью тре­бует прежде всего такой организации воспитательной рабо­ты в школе, которая способствует активизации деятельности школьников с нарушением интеллекта, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на детей значи­тельно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

II группа объединяет принципы, называемые организационными. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженно­сти и порядка в воспитательной работе.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог- воспитатель, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные воз­можности ребенка, строит воспитательную работу, имея уста­новку на положительный результат.

Принцип коррекционно-компенсируюшей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического раз­вития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.

Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог-воспитатель должен быть участником деятельно­сти детей, изменяя характер и объем своего участия в зависи­мости от уровня развития детей и детской группы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через кол­лектив также сохраняет свое значение в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида. Практический опыт и специ­альные исследования показывают возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах школьников и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива. Закономерности раз­вития коллектива учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом опираются на практику общеоб­разовательной школы. Однако в воспитании коллектива детей с нарушением интеллекта, в управлении межличностными отношениями членов коллектива и влиянием коллектива на личность роль учителя более значительна, чем в общеобразо­вательной школе.

Принцип сознательности и активности. Важная воспита­тельная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обоб­щить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенче­ский навык косным,

нестойким. Следовательно, для обеспе­чения полноценного воспитания необходимо единство сло­весных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали. Педагог-воспитатель должен чутко реагировать на сдвиги в развитии самостоятельности детей и целенаправленно работать над формированием у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную.

Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолже­нием ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.

III группа принципов воспитания — методические, они дают ответы на вопрос «какими методами можно достиг­нуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономер­ностей воспитательной деятельности.

К этой группе относятся следующие принципы.

Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффектив­ного, гарантированного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, такая организация деятель­ности, в процессе которой функционируют воспитательно- ценные отношения, является важнейшей задачей и стороной работы педагога-воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида. Отсюда: воспитание необходимо осущест­влять через специально организованную деятельность детей, где воспитатель является организатором такой деятельности, особенно на начальном этапе.

Педагогу необходимо глубоко знать особенности развития личности каждого воспитанника. Важен следующий принцип воспитания — учет возрастных, индивидуальных и типоло­гических особенностей учащихся. По сравнению с общеоб­разовательной школой среди одноклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида значительно больше инди­видуальных различий, вызванных своеобразием структуры дефекта и его личностными проявлениями у каждого ребенка. При этом обнаруживается определенное сходство поведения, характера, деятельности у детей, относящихся к одинаковым формам умственной отсталости. Знание особенностей прояв­ления основного дефекта и всех отклонений, обусловленных им, позволит педагогу понять истинные причины поступ­ков своих воспитанников и в соответствии с этим предпри­нять эффективные педагогические меры. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика — его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С уче­том этих данных намечаются как тактические, так и стра­тегические линии индивидуального подхода к ученику. Не менее важно при выборе содержания, методов, форм органи­зации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности школьников с нарушением интеллекта. Напри­мер, такое важное для специальной (коррекционной) школы VIII вида требование к воспитательным мероприятиям, как обеспечение их конкретности и эмоциональности, приобрета­ет особую остроту в младших классах.

Опосредованность. неявность педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а че­рез налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. На данном этапе воспитания собственно воспитательные намерения и действия педагогов-воспитателей должны осуществляться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.

Разработанный А.С. Макаренко принцип единства уваже­ния и требовательности к личности воспитанника примени­тельно к работе с детьми с нарушением интеллекта означает прежде всего необходимость подхода к каждому из них с ве­рой в возможность совершенствования его личности, в на­личие у учащихся положительных качеств. Оказание дове­рия ученику при поручении ему определенного задания — эффективный воспитательный прием в школе. Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к уча­щимся, должны последовательно усложняться по мере раз­вития детей. В более старшем возрасте, когда оказываются сформированными коллективные отношения между детьми, школьники должны сознательно выполнять требования кол­лектива, учиться подчинять собственные интересы интересам коллектива. В этом и коллективу, и личности необходима ру­ководящая и корригирующая помощь педагога. Отсюда этот принцип: работа педагога-воспитателя с детьми должна стро­иться на гуманной основе, сочетая чуткость, внимание, добро­желательность педагога по отношению к детям с разумной требовательностью к ним.

Принцип параллельного действия. Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованно­сти всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве тре­бований.

Успех в воспитательной работе со школьниками с наруше­нием интеллекта определяется постоянным соблюдением всех принципов воспитания



2015-11-07 2722 Обсуждений (0)
Принципы воспитательной работы 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Принципы воспитательной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)