Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Имя числительное как часть речи



2015-11-07 2237 Обсуждений (0)
Имя числительное как часть речи 4.75 из 5.00 4 оценки




Особенности употребления грамматических форм

Имен числительных

Вопрос об употреблении имени числительного в речи является одним из самых сложных в рамках культуры речи. Навык склонения числительных указывает прежде всего на уровень грамотности того или иного носителя языка. В последнее время даже в средствах массовой информации часто ошибочно используются формы числительных. Это выражается либо в их неправильном склонении, либо в его отсутствии. Поэтому, читая материал раздела, попробуйте сосредоточиться и будьте внимательны.

 

План

I.Имя числительное как часть речи.

II.лексико-грамматические разряды числительных. Количественные числительные и особенности их употребления.

1. Склонение целых количественных числительных.

2. Склонение дробных количественных числительных.

III.Порядковые числительные и особенности их употребления.

IY. Собирательные числительные и особенности их употребления в речи.

1. Сочетание собирательных числительных с существительными.

2. Склонение собирательных числительных.

  • Имя числительное - часть речи, имеющая значение числа, количества, обозначающая порядок предметов при счете и выражающая данные значения в грамматических категориях рода числа и падежа.
  • Основу числительного как части речи составляют лексико-грамматические разряды числительных.

Количественные числительные и особенности их употребления

Количественные числительные обозначают число, количество, например: пять друзей, сто двадцать четыре килограмма краски, тысяча волшебных звуков и т.д. Количественные числительные не имеют категории рода и числа, а изменяются только по падежам. (Исключение составляют числительныетысяча, миллион, миллиард, которые имеют значение рода, и также изменяются по числам: тысячи людей собрались на площади; нас миллионы и т.д.).

  • Склонение количественных числительных:

Одним из наиболее трудных моментов в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей? с шестьюдесятью человеками или с шестидесятью человеками? около полтора суток или около полутора суток?

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что:

1.При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части, входящие в их основу, например:

50, 60, 70, 80 200, 300, 400 500, 600, 700, 800, 900 (названия десятков и сотен)

Им. п пятьдесят книг триста рублей шестьсот человек
Род.п. пятидесяти книг трехсот рублей шестисот человек
Дат.п. пятидесяти книгам тремстам рублям шестистам человекам
Вин. п. пятьдесят книг триста рублей шестисот человек
Твор.п. пятьюдесятью книгами тремястами рублями шестьюстами человеками
Пред.п. пятидесяти книгах трехстах рублях шестистах человеках

2. Числительные сорок, девяносто, сто в косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Им.п. сорок студентов девяносто дней сто машин
Род.п. сорока студентов девяноста дней ста машин
Дат.п. сорока студентам девяноста дням ста машинам
Вин.п. сорок студентов девяносто дней сто машин
Твор.п. сорока студентами девяноста днями ста машинами
Пред.п. о сорока студентах о девяноста днях о ста машинах

3. Числительные два, три, четыре имеют архаичный тип склонения:

Им.п.   два друга три друга четыре друга
Род.п.   двух друзей трех друзей четырех друзей
Дат.п.   двум друзьям трем друзьям четырем друзьям
Вин.п.   двух друзей (два рубля) трех друзей (три рубля) четырех друзей (четыре рубля)
Твор.п.   двумя друзьями тремя друзьями четырьмя друзьями
Пред.п.   о двух друзьях трех друзьях четырех друзьях

4. Составные количественные числительные при склонении изменяют все части, например:

Им. пять тысяч триста сорок восемь человек

Род. пяти тысяч трехсот сорока восьми человек

Дат. пяти тысячам тремстам сорока восьми человекам

Вин. пять тысяч триста сорок восемь человек

Тв. пятью тысячами тремястами сорока восемью человеками

Предл. о пяти тысячах трехстах сорока восьми человеках

5.Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения: о тысяче (земле), вместе с тысячей (землей), к тысяче (земле) и т.д.

6.Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют форму полутора, полутораста. Существительное при этих числительных во всех падежах, кроме именительного и винительного, следует употреблять в форме множественного числа и согласовывать с числительным в падеже: им. – полтора стакана, род. – около (чего?) полутора стаканов (неправильно около полутора стакана); дат. – к (чему?)полутора стаканам (неправильно к полутора стаканов).

При слове сутки употребляется форма пóлтора с ударением на первом слоге. См. образец: Полтора Полтораста

Им. полторá литра пóлтора суток полторáста мешков

Род. полýтора литров полýтора суток полýтораста мешков

Дат. полýтора литрам полýтора суткам полýтораста мешкам

Вин. полторá литра пóлтора суток полторáста мешков

Тв. полýтора литрам полýтора сутками полýтораста мешками

П. о полýтора литрах о полýтора сутках о полýтораста мешках

 

  • Склонение дробных числительных:

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа, существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов). Например: 5,9

Им. пять целых девять десятых гектара

Род. пяти целых девяти десятых гектара

Дат. пяти целым девяти десятым гектара

Вин. пять целых девять десятых гектара

Твор. пятью целыми девятью десятыми гектара

Пред. о пяти целых девяти десятых гектара

При использовании во второй части числительного слов с половиной, с четвертью существительное в начальной форме (именительный падеж) имеет окончание родительного падежа единственного или множественного числа, в косвенных падежах – соответствующие падежные окончания: им. –шесть с половиной процентов, дат. – шести с половиной процентам (неправильно *шести с половиной процентов) и т.д. Например:

Им. десять с четвертью литров три с четвертью килограмма

Род. десяти с четвертью литров трех с четвертью килограммов

Дат. десяти с четвертью литрам трех с четвертью килограммам

Вин. десять с четвертью литров три с четвертью килограмма

Тв. десятью с четвертью литрами тремя с четвертью килограммами

Пред. о десяти с четвертью литрах о трех с четвертью килограммах

 

Порядковые числительные и особенности

их употребления

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и изменяются, как имена прилагательные, по родам. числам и падежам . При склонении порядковых числительных следует помнить:

1. В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например: 1250-й 1207-й

Им.п. тысяча двести пятидесятый образец две тысячи седьмой километр
Род.п. тысяча двести пятидесятого образца две тысячи седьмого километра
Дат.п. тысяча двести пятидесятому образцу две тысячи седьмому километру
Вин.п. тысяча двести пятидесятый образец две тысячи седьмой километр
Твор.п. тысяча двести пятидесятым образцом две тысячи седьмым километром
Пред.п. тысяча двести пятидесятом образце две тысячи седьмом километре

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом: 2000-й 2003-й

Им. двухтысячный год две тысячи третий год

Род. двухтысячного года две тысячи третьего года

Дат. двухтысячному году две тысячи третьему году

Вин. двухтысячный год две тысячи третий год

Тв. двухтысячным годом две тысячи третьим годом

П. о двухтысячном годе две тысячи третьем годе

2.Порядковые числительные управляют именем существительным. поэтому при склонении дат существительное, зависящее от числительного, не изменяется, например: Первое мая, к Первому Мая, о Первом Мая и т.д.

 

Собирательные числительные

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как единое целое. В русском языке их немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро (восемеро), девятеро, десятеро, оба, обе. Они изменяются по падежам. но не имеют категории рода и числа, за исключением числительных оба. обе. Один их трудных вопросов употребления собирательных числительных - это их сочетание с именами существительными.

· Собирательные числительные сочетаются со следующими группами существительных:

1. С существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег).

2.С личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое).

3. С существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).

4. С существительными, обозначающими детенышей животных (пятеро щенят, котят, двое медвежат и т.д.).

5.С существительными, обозначающими лиц мужского пола или характеризующими лицо по роду деятельности (двое юношей, мужчин, военослужащих, директоров, преподавателей и т.д.).

6. Со словами, перешедшими в разряд существительных из других частей речи (трое отдыхающих, рабочих, семеро смелых и т.д.).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов (*двое столов, *трое окон).

  • Изменение собирательных числительных по падежам:

1. Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными употребляются во всех падежах (трое студентов, троими студентами, у троих студентов и т.д.).

2. В сочетании с неодушевленными существительными эти числительные употребляются только в именительном и винительном падежах, в других падежах следует употреблять количественные числительные: прошло трое суток (им.), ждал трое суток (вин.). Недопустимы сочетания: *около троих суток (род.), *благодаря троим суткам (дат.), *вслед за троими сутками (тв.), *о троих сутках (предл.). Следует говорить: около трех суток (род.), благодаря трем суткам (дат.), вслед за тремя сутками (тв.), о трех сутках (предл.).

  • Склонение собирательных числительных:

1. Двое, трое (студентов)

Им.п. двое студентов трое студентов
Род.п. двоих студентов троих студентов
Дат.п. двоим студентам троим студентам
Вин.п. двоих студентов троих студентов
Твор.п. двоими студентами троими студентами
Пред.п. о двоих студентах о троих студентах

2. Числительные оба–обе:

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон). С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные вообще не употребляются (нарушение нормы: *обоими ножницами, *обоих суток. Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

Склонение числительных оба/обе

Им.п. оба мальчика обе девочки
Род.п. обоих мальчиков обеих девочек
Дат.п. обоим мальчикам обеим девочкам
Вин.п. обоих мальчиков обеих девочек
Твор.п. обоими мальчиками обеими девочками
Пред.п. об обоих мальчиках об обеих девочках

Особенности употребления глагола и глагольных форм

Глагол - самая богатая грамматическими категориями часть речи в русском языке. Но в данном разделе помещены лишь самые важные правила, связанные с употреблением глагола в речи. Все остальные нормы включены в школьный курс русского языка.

  • Глагол обозначает процесс, действие, состояние и выражает данное значение в грамматических категориях вида, наклонения, времени. залога, рода, числа и лица.

Чтобы не ошибиться в выборе глагольной формы, следует помнить:

1. Некоторые глаголы в русском языке являются избыточными: в одном грамматическом значении они имеют две грамматические формы, которые считаются вариантными, однако отличаются друг от друга стилистически и лексически, например:

а) в глагольных парах видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать; мучусь, мучишься, мучитсямучаться мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д. эти варианты отличаются стилистически (второй глагол в паре имеет разговорную или просторечную окраску, а первый является нейтральным). Некоторые глагольные формы не выделяются столь определенно своей стилистической окраской, но все же используются преимущественно в разговорной речи: мерять – меряю, меряешь, меряют; лазать – лазаю, лазаешь и т.д., а их варианты – в книжнойи нейтральной: мерить – мерю, меришь, мерит, мерят; лазить – лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят;

б) у ряда глаголов типа брызгать, двигаться, капать, двигать, метать (всего около 40 словоформ) данные варианты отличаются друг от друга лексически, например: брызжет – брызгает (форма брызжет употребляется: 1) в прямом значении ("быстро рассеивает мелкие частицы жидкости"): брызжут слезы (дождь, водопад, фонтан) и 2) в переносном: брызжет смех (счастье, молодость). Вариант же брызгает используется только в узком конкретном значении ("опрыскивать что-нибудь жидкостью"): брызгает водой цветы.), каплет – капает (капает используется в значении "падает каплями"(вода из крана) , а каплет - в значении "протекает" (потолок каплет)) и т.д. ;

в) ряд глаголов на -еть: выздороветь, опротиветь, опостылеть – в разговорной речи употребляется в форме: выздоровлю, опостылю, опротивлю, выздоровят и т.д., хотя более правильны их варианты выздоровею, опостылею, опротивею. Необходимо помнить, что при спряжении этих глаголов перед личным окончанием нужно прибавлять -е: обезденежеет, обезлюдеет.

2. Некоторые глаголы имеют особенности спряжения:

а) от многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Но это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю. Однако в публичной речи употребление таких форм недопустимо;

б) глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт. такие формы в публичной речи недопустимы.

3. Некоторые глаголы по-особому образуют форму повелительного наклонения:

а) контрастирующие по стилистической окраске варианты образуют глаголы в повелительном наклонении. В парах слов: ляг – *ляжь (ляжьте), беги – *бежи (бежите), не тронь – *не трожь, погоди – *погодь, выйди – *выдь, выложи – *выложь – первые литературные, вторые ненормативные, просторечные. Ряд вариантов имеет помету <разг.>: выверь, выдвинь, вычисть, порть, чисть и др. при литературных формах: вывери, выдвини, вычисти,чисти и другие;

б) стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в приказах: Равняйсь! По порядку номеров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в устной профессиональной (военной, спортивной) речи.

в) отдельные глаголы вообще не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).

4. При образовании причастий от возвратных глаголов следует сохранять частицу - ся-, например: аттестоваться- аттестующиеся;клеиться- самоклеящиеся;возвращаться - возвращающиеся и т.д. Часто в разговорной речи эта частица теряется и возникают ненормативные варианты, например:самоклеящие обои, сотрудники, аттестующие в следующем году (вместо аттестующиеся) и т.д.

5.В русском языке глагол класть употребляется только без приставки, а глагол положить - с приставкой, например: я кладу книги на стол; я положил книги на стол.

· Особенности спряжения и образования форм некоторых глаголов

Колыхать махать мерить мучить

Ед. число

1-е лицо колышу машу мучу мерю
2-е лицо колышешь машешь мучишь меришь
3-е лицо колышет машет мучит мерит

Мн. число

1-е лицо колышем машем мучим мерим
2-е лицо колышете машете мучите мерите
3-е лицо колышут машут мучат мерят

Причастные формы:колышущий машущий мерящий мучащий

 

Глодать ездить лазить

лицо единст. число множ. число
1-е лицо гложу езжу лажу гложем ездим лазим
2-е лицо гложешь ездишь лазишь гложете ездите лазите
3-е лицо гложет ездит лазит гложут ездят лазят

Причастия: гложущий ездящий лазящий

Сыпать трепать щипать

лицо единст. число множ. число
1-е лицо сыплю треплю щиплю сыплем треплем щиплем
2-е лицо сыплешь треплешь щиплешь сыплете треплете щиплете
3-е лицо сыплет треплет щиплет сыплют треплют щиплют

 

Причастия: сыплющий треплющий щиплющий

Деепричастие: сыпля

 

Выздороветь опротиветь

 

лицо единст. число множ. число
1-е лицо выздоровею опротивею выздоровеем опротивеем
2-е лицо выздоровеешь опротивеешь выздоровеете опротивеете
3-е лицо выздоровеет опротивеет выздоровеют опротивеют

Глава 5: Синтаксические нормы литературного языка

 

В данном разделе помещен материал, определяющий правила построения синтаксических единиц: словосочетания и предложения. Наиболее грубые ошибки как в письменной, так и в устной речи связаны с употреблением этих языковых единиц. Следует помнить, что предложение - это коммуникативная единица языка, с помощью которой мы высказываем наши мысли, а словосочетание - это строительный материал для предложения. Чем правильнее мы определим структуру данных единиц, тем точнее выскажем свою мысль.

  • Синтаксические нормы - это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических единиц: словосочетания и предложения.

 

  • Словосочетание - это единица синтаксиса, организованная на основе подчинительной связи, например: побывать (где) в Греции, летний (какой?) день, идти (как?) быстро и т.д.

Один из важных вопросов, касающийся построения словосочетания и употребления в рамках словосочетания главного и зависимого компонентов, - вопрос о типах синтаксической связив словосочетании.

Различают следующие типы синтаксической связи:

1. Согласование. При согласовании зависимое слово во всех грамматических формах уподобляется главному, например: водяной смерч, водяного смерча, водяному смерчу, водяным смерчем, о водяном смерче и т.д. Согласование наблюдается в словосочетаниях, где главным членом является имя существительное, а зависимыми могут быть прилагательное. причастие, местоимение или числительное, например: красивый пейзаж, спешащие прохожие, на пятый день, все небо и т.д.

2. Управление. При управлении главное слово требует постановки зависимого в определенной падежной форме, например: каждый из (кого?) нас, читать (что?) статью, кусты (чего?) малины и т.д. Главным компонентом такого словосочетания может быть глагол или глагольная форма, отглагольное существительное, местоимение, числительное.

3. Примыкание. Примыкание не требует словоизменения и характеризуется как тип синтаксической связи, при котором главный и зависимый компоненты примыкают друг к другу по смыслу. Зависимыми компонентами в таких словосочетаниях являются наречия, деепричастия, несклоняемые существительные, сравнительная степень прилагательных, неопределенная форма глагола, например: смотрел не мигая, яйцо всмятку, зеленоглазое такси, лучше всех и т.д.

Наибольшие трудности связаны с употреблением словосочетаний, организованных по типу управления. нормы управления императивны, то есть не имеют вариантов и должны быть точно соблюдены при построении речевого образца.

Нормы управления

Нормы управления являются строгими и отличаются императивностью. При выборе падежных форм управляемых (зависимых) компонентов словосочетания следует помнить:

1. Необходимо разграничивать предложное (с предлогом) и беспредложное (без предлога) управление. Например: При строительстве дома была учтена потребность воды для хозяйственных нужд (слово потребность требует постановки зависимого слова в форме предложного падежапотребность (в чем?) в воде, а в предложении использована форма беспредложного управления, что является ошибочным). Однако при параллельном использовании вариантов беспредложного и предложного управления, совпадающих в значениях, можно рекомендовать отдавать предпочтение более определенным конструкциям с предлогами, так как в них грамматическое значение выражается более четко. Сравним: письмо матери - письмо к матери, письмо от матери.

2. Предлоги благодаря согласно вопрекитребуют постановки существительного в дательном падеже: согласно постановлению, закону, кодексу, решению, предписанию, приказу, благодаря стараниям коллектива, вопреки указаниям мастера и т.д.

3.Глаголы скучать, тосковать, горевать, управляя местоимениями вы, мы, требуют их постановки в предложном падеже, например: тосковать по вас, соскучится по нас, горевать по вас и т.д.

4. Существительные прибытие, окончание, приезд, завершение и т.п., употребляясь во временном значении, имеют окончания -и, е-, например: по завершении строительства, по окончании школы, по приезде из командировки, по прибытии из города и т.д.

5. При двух или нескольких управляющих словах (обычно однородных членах предложения) общее зависимое слово может употребляться лишь в том случае, если слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписывать и запоминать цитаты.Неправильно построены словосочетания: организовать и руководить группой (организовать - что? руководить - чем?); проявить заботу и внимание о детях-сиротах (забота - о ком? внимание - к кому?). Исправление таких предложений обычно требует использования местоимения: организовать группу и руководить ею; но иногда приходится еще добавить и другое управляющее слово: обратить внимание на детей-сирот и проявить заботу о них.

6.Следует разграничивать управляемые формы при некоторых синонимичных языковых единицах, например:

восхищаться отвагой - преклоняться перед отвагой

презирать опасность - пренебрегать опасностью

увлекаться (интересоваться) музыкой - любить (изучать) музыку

возмущаться безобразиями - злиться (сердиться) на безобразника

робеть перед необходимостью - страшиться необходимости

быть недовольным отзывом - разочароваться в отзыве

делать выговор сотруднику - упрекать сотрудника

понимать необходимость... - отдавать себе отчет в необходимости

извещать автора - сообщать автору

говорить о социальных проблемах - указывать на социальные проблемы

различать экономические и социальные проблемы - отличать экономические проблемы от социальных

отзыв о спектакле - рецензия на спектакль

вселить уверенность в победе - вселить веру в победу

оплатить проезд - заплатить за проезд

уделять внимание вопросу - обращать внимание на вопрос и т.д.

 

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например: Проехали лес - проехали через лес - проехали лесом - проехали по лесу и т.д.; работаю вечерами - работаю по вечерам; отдыхал неделю - отдыхал в течение недели; пятью минутами раньше - на пять минут раньше - за пять минут до... - за пять минут перед и т.п. Многие из этих конструкций отличаются лишь оттенками в значении, которые мы достаточно определенно разграничиваем. Например, сочетание обеспечить кого- что чем- значит: снабдить в достаточном количестве (обеспечить альпинистов инвентарем); обеспечить кому-чему что - значит: сделать что-нибудь несомненным, верным, гарантировать что-либо (обеспечить больным хороший уход).

· Однако далеко не все варианты управляемых слов являются равноправными, поэтому при использовании их в речи иногда возникают ассоциативные ошибки, близкие словосочетания смешиваются: Автор описывает о событиях (вместо: рассказывает, повествует о событиях или: описывает события); Он этим не успокоился (этим не удовлетворился, на этом не успокоился); Уверенность в свои силы (уверенность в чем? в своих силах; вера во что? в свои силы). Чтобы избежать искажения смысла высказывания, следует с особой осторожностью относиться к вариантам управления, допускающим двоякое толкование. Так, может возникнуть неясность в словосочетаниях: портрет Репина (портрет, написанный Репиным, или портрет самого художника?), директору надо посоветовать (директор сам будет кому-то советовать или должен выслушать совет другого лица?). Подобные конструкции требуют исправления, например:

Учителю надо было еще многое объяснить. (Учитель должен был еще многое объяснить).

Объяснение ответа брата представляется неубедительным (Объяснение ответа, предложенное братом, неубедительно).

Приказали нам помочь в работе (Приказали, чтобы мы помогли...).

· Иногда в речи встречаются такие «двузначные» конструкции, смысл которых проясняет контекст(обман жрецов, экономическая помощь Индии, критика Белинского и т.д.)

Неуместный каламбур может возникнуть и при употреблении производных предлогов, неожиданно проявивших в тексте свое первичное значение;Пожар произошел благодаря сторожу (за что его благодарить?); Прошу дать мне академический отпуск ввиду болезни (нельзя предвидеть болезнь).

· В особых случаях варианты управления отличаются экспрессивной окраской.Сравним конструкции с разными формами дополнения при глаголах с отрицанием: Он не говорит правду; Он никогда не скажет правды; Он никому не скажет правды; Он ни за что не скажет правды; Он не хочет сказать правду; Он что-то недоговаривает; Он не может не сказать правду; Правду он все равно не скажет. Дополнения в форме родительного падежа при глаголе с отрицанием усиливают, подчеркивают это отрицание. И, напротив, конструкции с дополнением в винительном падеже «приглушают» значение отрицания.

 

· Интересно отметить особенности употребления некоторых русских предлогов. Так, предлоги в и наявляются пространственными и имеют свои антонимы: в - из, на - с. Например: поехал в Крым - вернулся из Крыма, отправился на Кавказ - приехал с Кавказа, вошел в здание - вышел из здания, пошел на вокзал - пришел с вокзала. Не всегда, правда, это положение выдерживается: поехал в Поволжье - вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны - получить со всех концов страны. Однако стремиться к их правильному употреблению нужно, например нельзя сказать: Я приехал с Киева, Вологды и т.д. В этом случае употребляется предлог из.Предлогу по присуща стилистическая особенность: при обозначении предмета, который нужно достать, добыть, употребление предлога поимеет разговорно-просторечный характер, например: идти по грибы (нужно: за грибами).

 

5.1. Порядок слов в предложении

 

Правильность речи во многом зависит от расположения слов в предложении. Неудачный порядок слов может исказить или затемнить смысл высказывания. Например, услышав фразу: Село кормит озеро, мы выразим недоумение: разве озеро нужно кормить? Видимо, озеро кормит село (то есть жители села промышляют рыбной ловлей). Мы привыкли, что в подобных конструкциях на первом месте стоит подлежащее.

Характерное для современного русского языка расположение членов предложения закрепилось не сразу. Вспомните тяжеловесные фразы в сочинениях М.В. Ломоносова, в поэзии Г.Р. Державина. Их синтаксис еще сохранял следы влияния латино-немецких конструкций, очень далеких от русской разговорной речи. Неудивительно, что замечательный реформатор русского литературного языка Н.М. Карамзин провозгласил принцип: «Писать, как говорим, и говорить, как пишем». Карамзин немало потрудился над разработкой порядка слов в предложении и дал образец двух конструкций, типичных для русского языка: Колокольчик зазвенел, лошади тронулись (подлежащее стоит на первом месте, то есть препозитивно, а сказуемое постпозитивно) и Светит солнце; Наступила осень; Идет дождь (препозитивно сказуемое). Обе конструкции отражают прямой порядок слов, однако их стилистическое применение различно. Предложения первого типа используются чаще в повествовании:

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест... Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними... Эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжело шлепались об воду... Легко подраненные ныряли... [Т.].

Эти конструкции живо передают движение, развитие действия, как нельзя лучше отражая динамику событий.

Предложения же с препозитивным сказуемым употребляются при описании обстановки, какого-либо предмета, пейзажа:

Был прекрасный июльский день... Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков... Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь... На всем лежит печать какой-то трогательной кротости... [Т.].

Такой порядок слов характерен для эпического, спокойного тона речи, для создания статических картин.

Обычно препозитивно сказуемое в вопросительных и восклицательных предложениях: Знаете ли вы об этом?; Какое приятное занятие эти танцы!(Остр.).

Определяя место второстепенных членов предложения, следует иметь в виду, что предложение обычно строится из словосочетаний, в которых согласуемые слова предшествуют стержневому слову, а управляемые следуют за ним.



2015-11-07 2237 Обсуждений (0)
Имя числительное как часть речи 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Имя числительное как часть речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)