Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третий класс (повороты на параллельных лыжах)



2015-11-07 1266 Обсуждений (0)
Третий класс (повороты на параллельных лыжах) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На этом этапе изучают и совершенствуют техничес­кие приемы, которые позволяют уверенно управлять лыжами на довольно сложных спусках. Горнолыжники овладевают техникой поворотов на параллельных лы­жах, их стиль становится изящнее, красивее.

Лыжники обретают самостоятельность. На простых трассах они наслаждаются скоростью, игрою быстрых, ритмичных поворотов, на сложном рельефе они постепен­но вырабатывают свой стиль. Можно с уверенностью сказать, что именно с этого периода горнолыжники боль­ше никогда не расстаются с лыжами. Любовь к ним остается на всю жизнь. Как сказал французский писа­тель и спортсмен Мишель Кляр, "лыжи, может быть, еще не все счастье. Но счастье без них не было бы полным".

Работа инструктора в этом классе трудна и интерес­на. Это связано с тем, что происходит резкий качествен­ный рост техники у его подопечных, который требует чуткого внимания и методического разнообразия. Дина­мичность занятий и прямо связанные с ней продуктив­ность и успех во многом зависят от однородного соста­ва (по технической и физической подготовке) обучаю­щихся в группе.

Как и в других классах, расписание занятий может изменяться. Так, например, продолжительные снегопады могут помешать отработке приемов, связанных с пере­носом загрузки лыж (упоровая техника, шаг-поворот). В то же время обильно выпавший снег позволит оценить достоинства узкого ведения в поворотах на параллель­ных лыжах. На жестком снегу раскатанных трасс, на ле­денистых склонах следует в основном работать над ша­гом-поворотом и переходить к коньковому повороту (в таких условиях классические повороты с узким ведени­ем лыж мало эффективны).

Шаг-поворот, как с точки зрения биомеханики, так и по характеру двигательных навыков, технических эле­ментов, сильно отличается от поворота на параллельных лыжах. В известной мере эти два приема несовместимы на первом этапе обучения. По этой причине совершен­ствованию шага-поворота следует выделить три-четыре дня подряд, дополняя эту основную тему прямыми спус­ками, переступаниями, коньковым ходом и траверсом, закрепляя прием в тренировках по слалому и в свобод­ных спусках.

Для изучения техники поворотов на параллельных лыжах также выделяется отдельный блок непрерывных занятий (10 дней), который в крайнем случае (если к этому принуждает погода) можно разбить на две части с отработкой между ними техники поворотов с попере­менной загрузкой лыж (переступания, упор, шаг-пово­рот). Лишь на дальнейших этапах совершенствования допустима одновременная работа над этими двумя тех­ническими приемами.

Кроме того, план может быть подвержен изменениям в зависимости от физической и технической подготовлен­ности группы. Например, молодых, спортивного склада горнолыжников имеет смысл переводить на технику спус­ка по крутым склонам, к слаломным тренировкам. Ос­торожным, менее динамичным, пожилым доставит боль­ше удовольствия "выписывание" дуг на просторных не­крутых и пологих склонах. Другими словами, коррек­тировка может и должна быть значительной, вплоть до изменения (в интересах учеников) программного курса.

Из урока в урок инструктор предлагает возвращаться к повторению изученных приемов, добиваясь их совер­шенного исполнения. Это, кроме того, разнообразит средства и методы проведения занятий, позволяет избе­жать монотонности.

Инструктор все чаще прибегает к групповым спускам на коротких и длинных участках трасс, имеющим боль­шой поучительный эффект и создающим хороший пси­хологический настрой, атмосферу увлеченности.

Движение по рельефу переменной крутизны (прямые спуски). Преодоление бугра на небольшой скорости. В основной стойке прямого спуска при прохождении вершины бугра или немного до нее (при большой скорости), сгибаясь в голеностопах, в коленях и в бедрах, принимают переднюю стойку (наклоняют вперед туловище), которая уже на скате бугра перейдет в нормальную стойку.

Преодоление ямы на небольшой скоро­сти. Перед ямой принимают более или менее выражен­ную заднюю стойку (в зависимости от рельефа ямы и ско­рости движения) и несколько увеличивают разножку. При выезде из ямы амортизируют возрастающее давление, если это необходимо, сгибанием ног.

Преодоление бугра на средней скорост и. При наезде на вершину бугра или несколько раньше приседают с подачей тела вперед и вытягивают кисти рук вперед вниз. После бугра восстанавливают нормаль­ную стойку.

Преодоление ямы на средней скорости. По мере въезда в яму несколько выпрямляются и увеличивают разножку. При выезде из ямы следует скомпен­сировать возрастающее давление сгибанием (можно с опорой на обе палки).

Преодоление серии частых бугров. Вы­полняют за счет активных упреждающих сгибаний ног в голеностопных и коленных суставах (компенсаторные сгибания верхней части тела становятся невозможными из-за большой частоты движений). На большой скорос­ти лыжник не успевает сделать амортизирующие сгиба­ния. В таком случае несколько бугров проходят переле­том. Если скорость достаточно велика, этого можно до­стичь подгибанием ног. В противном случае лыжник от­талкивается на первом бугре, рассчитывая приземлить­ся на нисходящий скат последнего бугра. Приземляется мягко, со сгибанием ног.

Преодоление бугра резкого профиля и спада. Выполняют при помощи кувырка (приседание с наклоном тела вперед) или подскока (с наклоном впе­ред), при котором лыжник удерживает лыжи параллельно склону. Приземление мягкое, со сгибанием ног.

Преодоление бугра на большой скоро­сти с отрывом лыж. В некоторых случаях (напри­мер, на резком переломе склона) отрыв лыж от снега совершенно неизбежен. Во время полета (сокращенного до минимума за счет опережающего подскока) лыжник, сгруппировавшись, сохраняет низкую стойку, удерживая лыжи в положении, параллельном профилю склона. Перед приземлением лыжник несколько распрямляет ноги, для того чтобы смягчить удар о склон амортизирующим сгибанием.

Опережающий подскок. Этот прием применя­ют при преодолении спадов и бугров, когда неизбежен полет лыжника. За несколько метров до вершины бугра (линии перегиба, связывающей яму с бугром) лыжник де­лает подскок и принимает группированное положение, ко­торое он сохраняет при перелете вплоть до приземления на нисходящий скат бугра. Прием позволяет сокращать длину полета, контролировать траекторию движения и 1риземляться в удобном месте (на крутом склоне бугра, но не в яме), где при ударе лыж о склон лыжник нахо­дится в наиболее устойчивом положении. Во время поле-кисти рук выдвинуты вперед вниз, а лыжи перемеща­ются в положении, параллельном профилю склона.

 

Методические указания. Необходимо строго соблюдать последовательность обучения. Вначале рекомендуются прямые и косые

спуси на большой скорости с независимой работой ног и амортизирующими сгибаниями в тазобедренных и коленных суставах. Затем сле­дует переходить на буфы плавного профиля, тренировать прыжки-полеты с мягким (без стука лыж) приземлением. При изучении опережающего подскока перед вершиной бугра обозначить место отталкивания. Осваивать приземление с выходом в поворот-торможение.

Типичные ошибки.

1. Недостаточная амплитуда сгибаний-разги­баний. 2. Сильные наклоны туловища ("клевания" при слабом сгиба­нии коленей). 3. Задняя стойка при преодолении бугров, спадов. 4. В опережающем подскоке затянута фаза полета (позднее отталкива­ние), приземление на выполаживании. 5. Недостаточная группировка и узкое ведение лыж на большой скорости и на буграх резкого про­филя.

 

Совершенствование шага-поворота. Технику шага-поворота совершенствуют на жестком снежном покрове разного рельефа с постепенным переходом на леденистые трассы. С помощью упражнений, соответствующего под­бора рельефа и склонов добиваются уменьшения шага в сторону, раннего входа в поворот, эффективной опо­ры на палку, энергичного и пружинящего отталкивания ногой, мягкого (со сгибанием ног) ведения лыж в пово­роте, узкого скругленного соскальзывания. Инструктор практикует спуски группы гуськом по трассам. Прием используют при прохождении фрагментов трасс слало­ма-гиганта и слалома (в закрытых поворотах).

На разных стадиях совершенствования техники шага-поворота полезны упражнения координации укола пал­кой и соскальзываний, которые шлифуют технические элементы, составляющие основу приема.

Соскальзывание.Не будет ошибкой сказать, что гор­нолыжник на спусках более 90 процентов времени про­водит в соскальзываниях: опытные, техничные мастера — в скругленных соскальзываниях дуг поворотов, нович­ки — в плуге и торможениях юзом — боком. Без соскаль­зываний, то есть движения на развернутых поперек лы­жах, невозможно торможение на спусках, а значит, не­возможно и само передвижение в горах. Поэтому отра­ботке соскальзываний, оттачиванию техники кантования, плоского ведения лыж уделяют самое большое внимание на всех этапах подготовки горнолыжника.

Во втором классе продолжают работу над техникой бокового, косого и скругленного соскальзываний, в которых добиваются узкого и синхронного ведения лыж, мягкой раскантовки и закантовки, правильной стойки, сгибания ног в момент соскальзывания. Чаще повторя­ют упражнения закантовок и раскантовок ("игра" кан­тования) в процессе бокового и косого соскальзываний. Добиваются длинных, ровных, гладких соскальзываний, без болтания носков или задников лыж.

Соскальзывание вперед-назад, или со­скальзывание зигзагом. Этот навык развивает чувство кантования лыж и продольное равновесие. Он незаменим при спусках по крутым узким коридорам в лесу или среди скал, а также для безопасного спуска между лыжниками на небольшой скорости.

Стоя в высокой стойке, раскантовать лыжи, отведя для этого колени от склона, и отклониться несколько назад — задники лыж начнут проскальзывать сильнее (откат на­зад, или соскальзывание, скругленное к склону). Далее сместить центр тяжести тела вперед (наклониться вперед по оси лыж) — носки лыж проскользнут ниже и .соскаль­зывание будет направлено косо вперед (скругленное от склона). Добиться свободного движения зигзагами в раз­ные стороны.

Соскальзывание-торможение. Это прием наиболее эффективного торможения при движении на большой скорости и особенно на узких ограниченных участках (в коридорах). На прямом спуске делают раз­грузку лыж сгибанием или сгибанием-разгибанием и резко выталкивают задники лыж в сторону разворотом ступней или винтовым движением, добавляя, если это необходимо (при плохом состоянии снега, неровном ре­льефе), сгибание. Лыжи выводятся в положение, практи­чески перпендикулярное направлению движения. Лыж­ник принимает отвесное положение в стойке косого спус­ка. Регулирование скорости осуществляется путем кан­тования. В косом спуске вход в соскальзывание легче выполнить - для разгрузки лыж бывает достаточно лишь сделать сгибание.

 

Методические указания. Вначале выбирать ровные, гладкие и достаточно крутые склоны с хорошо утоптанным снегом. Вход в со­скальзывание лучше делать на небольшом возвышении или переги­бе склона. Отрабатывать увеличение скорости разгона, кратчайшее тор­можение-остановку, соскальзывание на дальность (увеличение продол­жительности соскальзывания), соскальзывание на точность (в разме­ченном коридоре).

Разгрузка лыж, или облегчение.Назначение этого приема — освободить лыжи от сцепления со снегом для общения им вращательного импульса и перекантовки при входе в поворот.

Облегчение сгибанием. Степень разгрузки лыж в этом случае зависит от быстроты исполнения движения - сгибания ног. При резком сгибании возможен даже отрыв лыж от снега. Прием используют в некото­рых видах соскальзываний и поворотов.

Облегчение сгибанием-разгибанием. Сги­бание служит подготовкой для исполнения разгибания, вслед за которым делается повторное сгибание, смягча­ющее приземление и тем самым увеличивающее фазу разгрузки. Движение выполняется в быстром темпе (темп отскока резинового мяча). При энергичном движении возможен отрыв лыж от поверхности снега — подскок. При движении по целинному снегу облегчение, наобо­рот, должно выполняться плавно, как бы в замедленном темпе (с этой целью амплитуду движений увеличивают). Распрямление лыжника при разгибании не должно быть полным - сохраняется полусогнутость суставов, вооб­ще характерная для горнолыжной техники.

Для выработки правильного навыка разгрузка лыж с самого начала обучения должна сочетаться с уколом палкой. Укол палкой помогает разгрузить лыжи, поддержать равновесие, способствует вводу лыж в по­ворот и, наконец, как бы является сигналом к выполне­нию поворота (фаза подготовки). Лыжник на спуске, подтягивая палку, начинает сгибаться и вместе со сги­банием (в конце его) наносит укол. Последующее рит­мичное разгибание происходит вместе с опорой на пал­ку. Воткнутая в снег палка несколько стопорится, а плечи слегка разворачиваются в сторону колющей пал­ки. Палка выдергивается из снега сама по себе по мере проезда около нее.

Методические указания. Сначала отрабатывают мягкость испол­нения сгибаний-разгибаний без отрыва и с отрывом лыж от снега (под­скок) на месте и в движении (прямые и косые спуски). Отсутствие стука при приземлении — признак правильного выполнения.

Для отработки точной координации укола со сгибанием-разгибанием изучается упражнение "и-раз!". В основной стойке спуска, по коман­де "и-и-и" подтягивают кольцо палки из заднего положения вперед, выводя палку для нанесения укола. По команде "раз!" делают сги­бание (неполное приседание) с одновременным нанесением укола. Палку втыкают несколько впереди и сбоку — в направлении сноса (на малой скорости близко к вертикали). Подскок следует незамед­лительно вместе с опорой на палку.

Отработка синхронного исполнения требует терпения и многократ­ных повторений. Для правильной координации лучше начинать с одновременного укола обеими палками по типу "прыжок через брев­но с опорой" (чтобы прочувствовать саму опору). Первые упражне­ния делать без лыж (палки брать ниже ручек), затем на лыжах на ровной площадке, в прямых и косых спусках. При сбоях в коорди­нации вновь возвращаться к парным уколам обеими палками. Менять амплитуду сгибаний-разгибаний, высоту подскока, добиваясь мягкого бесшумного приземления вместе со сгибанием.

Овладение правильным уколом-разгрузкой открывает возможнос­ти овладения техникой поворотов на параллельных лыжах.

Соскальзывание с подскока. Используемая в этом приеме разгрузка лыж способствует вводу лыж в соскаль­зывание. При приземлении после подскока лыжнику до­статочно лишь слегка раскантовать лыжи, чтобы нача­лось соскальзывание. Лыжник как бы приглаживает сверху снег, не рискуя при этом зацепиться нижними кантами за снежные неровности. Это объясняет преиму­щества использования разгрузки разгибанием при дви­жении по разбитому, рыхлому снегу с разного рода не­ровностями, при плохой видимости, на незнакомых скло­нах.

Исполняют прием следующим образом. В косом спуске лыжник, сгибаясь, наносит верхней палкой укол и бы­стро разгибается. При приземлении лыжи держатся слегка раскантованными за счет небольшого отведения коленей от склона. Мягкое пружинящее сгибание помогает плав­но начать соскальзывание. После кратковременной опоры палку выдергивают из снега.

Методические указания. Отработка приема следует за изучением правильной координации укола (упражнение "и-раз!"). Выбирают склон средней крутизны (18 — 23°). Следует обращать внимание на амп­литуду, мягкость движений, сохранение углового положения. Подскок делают невысокий, буквально 2 — 3 см. Вскоре подскок заменяют сгибанием-разгибанием, выполняемым без отрыва лыж.

Типичные ошибки. 1. Отсутствие преимущественной загрузки ниж­ней лыжи — лыжник "ложится" на склон. 2. Лыжник закручивается к склону. 3. Неправильная координация укола. 4. Лыжник не сгибает­ся ("жесткие" ноги). 5. Неравномерное ("рваное") соскальзывание.

 

Серии соскальзываний-подскоков. Уп­ражнения непосредственно подводят к технике поворо­та на параллельных лыжах. Выполняют на некрутом склоне (15 — 20°), на мягком утоптанном снегу. Из кру­того спуска близко к линии склона лыжник начинает соскальзывать вниз, отводя колени от склона, для того чтобы раскантовать лыжи. Сгибаясь и слегка осаживаясь, лыжник добивается длинного, скругленного к склону соскальзывания, при котором задники проскальзывают сильнее носков. Это, по сути, поворот к склону. Соскаль­зывание заканчивается, когда носки лыж поднимутся несколько выше уровня задников. В этот момент лыж­ник, сгибаясь, наносит нижней палкой укол (тело развернуто лицом к лыжам без углового положения, рис. 42.). Далее в темпе, опираясь на палку, выполняют подскок с разворотом лыж и тела в сторону нового крутого ко­сого спуска, совпадающего по направлению с исходным спуском. При развороте лыж одновременно с подъемом задников вверх по склону происходит опускание носков лыж вниз (центр вращения вблизи ботинок). После при­земления лыжник вновь переходит в косой спуск, мягко сгибаясь и начиная новое скругленное к склону соскаль­зывание.

На широком некрутом склоне выполняют три-четыре следующих один за другим длинных скругленных соскаль­зывания-подскока.

Рис. 42. Серии соскальзываний-подскоков

 

Методические указания.Вначале следует повторить упражне­ние укола-подскока на месте. После этого репетировать упражнение "и-и-раз!", дополняя подскок коротким, небольшим разворотом тела и лыж в сторону воткнутой в снег палки (вращательный бросок). По­вторить косые и скругленные соскальзывания. При отработке серий добиваться широких отлогих дуг соскальзываний, заканчивающих­ся подъемом носков лыж вверх (для облегчения подскока).

Типичные ошибки.1. Короткие соскальзывания с незначитель­ным опусканием вниз задников лыж. 2. Угловое (а не прямое) поло­жение тела в момент укола. 3. Разворот лыж при подскоке вокруг носков (забрасывание пяток). 4. Недостаточные сгибания ("жесткость" ног) 5. Плохое соскальзывание. 6. Неправильная координация уко­ла. 7. Отсутствие опоры на палку.

 

Повороты на параллельных лыжах. Этот раздел про­граммы — центральный, поскольку повороты на парал­лельных лыжах являются наиболее совершенным и уни­версальным способом преодоления на спуске различно­го горного рельефа при разнообразном состоянии снеж­ного покрова. Кроме того, техника поворотов на узко поставленных параллельных лыжах отличается изяще­ством, и каждый горнолыжник стремится в совершенстве овладеть ею.

Повороты большого и среднего радиу­сов. Начинаются в результате вращательного импуль­са, образуемого при закантовке лыж — опоре, с после­дующим легким разворотом корпуса в долину и накло­ном внутрь дуги поворота. В качестве разгрузки лыж используют сгибание-разгибание.

В косом спуске на параллельно поставленных лыжах выполняют сгибание вместе с закантовкой и уколом палкой. Далее, используя опору на палку, лыжник раз­гибается, устремляя все тело в коротком движении раз­ворота внутрь и в сторону поворота. Происходит пере­кантовка лыж и ввод в соскальзывание. Положение тела открытое, то есть направлено в сторону поворота, ли­цом к лыжам. Траектория дуги соскальзывания зависит от начальной опоры — отталкивания, степени кантова­ния и осевой загрузки лыж. Ведение поворота начина­ется мягким амортизирующим сгибанием ног и дополня­ется угловым положением, обеспечивающим наилучшие условия кантования и контроля ведения дуги с загруз­кой внешней лыжи.

На рис. 43 представлена комплексная схема выпол­нения поворота на параллельных лыжах. Движение разбито на следующие основные фазы (сравните со схе­мой на рис. 24).

Подготовка поворота — первая фаза: лыжник движением нижней руки выносит острие лыж­ной палки вперед, одновременно начиная сгибаться и го­товясь к уколу;

приседает и в конце сгибания наносит укол палкой несколько впереди и сбоку внизу.

Начало поворота (вход в поворот) — вторая фаза: лыжник разгибается, используя опору на палку для исполнения короткого разворота тела в сторону поворота;

наклоняясь внутрь по­ворота, перекантовывает лыжи;

в зависимости от кри­визны поворота делает бо­лее или

менее продолжи­тельное сгибание, для того чтобы удалить период раз­грузки и мягко начать со­скальзывание.

Ведение поворота — третья фаза:

лыжник начинает со­скальзывание, развернув­шись почти лицом к лы­жам;

после пересечения линии ската постепенно загружает внешнюю лыжу и принимает более или менее выраженное угловое положение в зави­симости от крутизны склона, скорости и кривизны пово­рота;

контролирует дугу соскальзывания, изменяя кантова­ние и стойку.

Конец поворота — четвертая фаза:

для самого простого способа остановки лыжник не ме­няет стойку и продолжает разворачиваться до тех пор, пока носки его лыж не начнут въезжать вверх по склону;

для перехода в косой спуск лыжник, распрямляясь, при­нимает прямую стойку и закантовывает лыжи;

для входа в следующий поворот у лыжника есть все необходимые предпосылки: он согнут, лыжи закантованы благодаря этому имеется прочная опора для выполнения подскока. Лыжник разворачивается лицом к лыжам песте с выдвижением нижней руки вперед для нанесе­на укола палкой (внутренней к следующему повороту). Подготовке нового поворота служит конец предыдуще­го поворота. Остается только сгибанием загрузить обе лыжи и нанести укол палкой. Так выполняются сопря­женные повороты, под которыми подразумевается серия поворотов, связанных один с другим без промежуточных косых спусков.

 

Методические указания. Рекомендуются серии соскальзываний-подскоков. Первым подготовительным упражнением для отработки пол­ного поворота на лыжах (поворота от склона) является поворот из прямого спуска. Вход в поворот удобно выполнять на перегибе по­логого бугра. Далее постепенно переходить линию ската, отрабаты­вая все более законченные повороты от склона. Форма рельефа — выпуклая, вход в поворот — на перегибе. Для отработки сопряжен­ных поворотов предпочтителен окатистый нерезкий гребень, при пе­реходе через который лыжник выполняет повороты.

Вначале отработка поворота идет с разгрузкой в форме подско­ка. Техника поворота подскоком одинакова с техникой описанного поворота на параллельных лыжах, но выполняется с более мощной разгрузкой лыж, вплоть до отрыва лыж от снега. Эта манера испол­нения поворота является подготовительным этапом перед освоением основного поворота. Кроме того, поворот подскоком особенно эффек­тивен при движении по тяжелому мокрому снегу, а также при нео­днородном (разбитом) снежном покрове, перед неожиданным препят­ствием и т.п.

Совершенствование техники достигается в тренировке сопряжен­ных поворотов и состоит в постепенном уменьшении амплитуды раз­гибания, уменьшении и последующей ликвидации отрыва лыж от снега. При скольжении в дуге след от лыж должен быть узким, равномер­но растянутым по длине. Движения тела мягкие (для амортизации неровностей рельефа).

Типичные ошибки.

1. Закручивание тела в сторону поворота, размашистые движения плечевого пояса.

2. Сильный подскок, широкое сталкивание задников в сторону.

3. Чрезмерный наклон туловища вперед, ведущий к сильному проскальзыванию задников в повороте. Сломленное положение туловища.

4. Излишний наклон тела внутрь поворота (падение).

5. Полное разгибание (выпрямление ног, поясницы).

6. Неправильные укол и опора на палку (отсутствие синхронности, недостаточная или слишком продолжительная опора).

7. Неверная загрузка лыж (выдвижение вперед нижней либо верхней лыжи — разножка, неровная загрузка лыж при уколе).

8. Вялое разгибание

 

Повороты среднего и малого радиусов. Для перехода к поворотам меньшего радиуса при свя­зывании дуг постепенно учащают ритм закантовки, в фазе ведения акцентируют угловое положение, исполь­зуют опору на палку и бракаж, сочетаемый с наклоном коленей внутрь дуги. У лыжников в зависимости от их индивидуальных особенностей по-разному могут соче­таться перечисленные элементы.

Отличительными особенностями техники поворотов сред­него и малого радиусов являются: 1) использование импуль­са опоры закантованных лыж - "трамплинный эффект" (для входа в поворот); 2) угловое положение (с трансфор­мацией его в отдельных случаях в опережающий нырок); 3) на более крутых склонах и в более крутых поворотах увеличение амплитуды сгибания-разгибания при входе в поворот и в фазе ведения; 4) преимущественная загрузка внешней лыжи при ведении дуги поворота.

При завершении дуги поворота или в конце корот­кого соскальзывания — предповорота одновременно с нанесением укола палкой лыжник в угловом положении ритмично закантовывает лыжи, сгибаясь и наклоняя колени к склону. Благодаря опережающему движению туловища внутрь поворота лыжник использует трамп­линный толчок — "удар" снизу для быстрой перекан­товки и ввода лыж в поворот. Ключевой момент: рабо­та коленей — наклон к склону при закантовке и пере­вод затем внутрь дуги.

Техника пофазного движения в повороте среднего и малого радиусов показана на рис. 44. Подготовка поворота: лыжник в косом спуске начинает скольжение-предповорот;

заканчивая предповорот, сгибается и одновременно с закантовкой наносит укол нижней палкой (колени на­клонены к склону).

Начало поворота:

лыжник, используя опору на палку (туловище развер­нуто в долину в угловом положении опережающего нырка) и на закантованные лыжи, делает разгибание; по мере распрямления (которое никогда не должно быть полным) устремляет тело внутрь и вперед, переводя колени из положения к склону в положение от склона и одновре­менно разворачивая ступни в направлении поворота.

Ведение поворота:

лыжник смягчает приземление (возобновление загруз­ки) сгибанием ног, регулируя разворачивающее усилие ступней;

Рис. 44. Крутой поворот (поворот средне-малого радиуса)

 

постепенно переносит большую часть веса на наруж­ную к повороту лыжу, слегка подавая туловище вперед, а колени наклоняя внутрь;

верхняя часть тела развернута главным образом лицом к лыжам (в отлогих дугах) или направлена больше в долину, почти не участвуя в движениях (при исполнении коротких поворотов);

Руки отведены в стороны и несколько поданы вперед.

Конец поворота, как и в предыдущем случае, может принимать четыре разные формы. При сопряжении по­воротов, то есть когда один поворот переходит в следующий без промежуточных участков траверса, конец одного поворота является фактически подготовкой следующего. Техника поворота разбивается, таким обра­зом, на три фазы - - подготовка, вход в поворот и ве­дение дуги.

Кривизна траектории поворота зависит от действий лыжника при входе в поворот и, естественно, от подго­товки к нему. Для отлогих дуг (повороты большого и среднего радиусов) соскальзывание в предповороте с длинной мягкой закантовкой при несильном сгибании и незначительном угловом положении. Движения входа в поворот менее энергичные, с затянутой ритмикой. Перед крутым поворотом предповорот короткий с резкой закан­товкой и сильным сгибанием туловища в угловом поло­жении опережающего нырка, укол палкой нанесен боль­ше в сторону. При входе в поворот разгибание выпол­няют в быстром темпе с силой, достаточной для разгрузки лыж и сообщения им вращательного импульса. В после­днем случае необходимый наклон тела и подачу туло­вища вперед осуществляют за счет сваливания вперед внутрь в опережающем нырке и выталкивания задников наружу. Различные сочетания силы и амплитуды дви­жений лежат в основе техники исполнения поворотов разной кривизны.

Методические указания. Начинать освоение техники поворота малого радиуса следует с отработки его варианта — поворота под­скоком. Движения разгибания более энергичные, что обусловливает отрыв лыж от снега и облегчает выполнение входа в поворот. Пово­рот подскоком имеет следующее преимущество: он вынуждает лыж­ника делать одновременно одинаковые движения обеими ногами (лы­жами), что приучает к узкому параллельному ведению лыж и устра­няет навыки упора.

В качестве основного подготовительного упражнения рекоменду­ются серии укороченных косых соскальзываний-подскоков, в которых отрабатывают движения коленей и разворот ступней, а также угло­вое положение в момент закантовки. Полезны сочетания серий со­скальзываний с промежуточными поворотами.

Для тренировки избегать крутых склонов, а также леденистого снега. Повороты желательно выполнять на перегибах, на бугорках или вдоль гребня. По мере овладения техникой уменьшать амплитуду разгиба­ния, добиваясь мягкого входа в поворот без отрыва лыж от снега. При сопряжении поворотов постепенно сокращать участки траверсов, соединяющих повороты. На пологих и средних склонах отрабатывать технику отлогих поворотов на средней и большой скорости. Затем на средних и далее на крутых склонах тренировать крутые повороты.

Короткие крутые повороты, выполняемые на склонах средней и большой крутизны с использованием динамичных закантовок со сги­банием ног, создающим "трамплинный" эффект подбрасывания и разворота лыж, принято относить к так называемой толчковой технике, ч от прием лежит в основе коротких тормозящих поворотов на кру­тых склонах.

 

Серии коротких соскальзываний. Это основное подготовительное упражнение для освоения техники коротких сопряженных поворотов - годиля. Навыки коротких сопряженных поворотов закладываются при изучении поворотов малого радиуса, рассмотренных в предыду­щем разделе.

Необходимым условием выполнения коротких соскаль­зываний является принятие углового положения в момент закантовки (рис. 45). Последующий переход в косой спуск происходит в форме возвращения из угло­вого положения в положение лицом к лыжам в момент подскока (винтовое движение). Это главное отличие при­ема от изученной ранее серии соскальзываний-подско­ков, выполняемых в форме больших отлогих дуг.

Упражнение выполняют в форме коротких ритмичных соскальзываний на среднем склоне с хорошо утоптанным снегом.

Методические указания. Начинать следует с отработки углово­го положения на месте и в косых спусках на склонах разной кру­тизны. Угловое положение создается благодаря изгибу в тазобедрен­ных (таз к склону) и в коленных суставах, так что у лыжника сохра­няется возможность мягких сгибаний-разгибаний в вертикальном на­правлении. Развитию навыка точной координации укола-подскока спо­собствует упражнение "и-и-раз!", а также отработка остановок при со­скальзывании (боковом и ко­сом) закантовкой с одновре­менным нанесением стопоря­щего укола нижней палкой. Серии коротких соскальзыва­ний повторяют на склонах разной крутизны (13 — 25°), меняя ритм движений.

 

Короткие сопряжен­ные повороты — годиль.

Для коротких сопряжен­ных поворотов харак­терно ритмичное чередо­вание движений, в которых соскальзывания

в дугах сведены к минимуму, участки промежуточных

траверсов вовсеотсутствуют, сами повороты практически сокращены до фазы входа, а каждое соскальзывание в дуге подготав­ливает следующий поворот, то есть само является первой фазой. По сути, это серия полуповоротов.

В основе техники коротких поворотов лежат приемы, описанные для крутого поворота. Однако существует еще много способов исполнения коротких сопряженных поворотов, общей чертой которых является частая сме­на движений, волнообразная картина спуска лыжника с внешне неподвижной верхней частью тела.

Среди множества способов движения короткими сопря­женными поворотами выделяют три основных типа:

на ровных склонах средней крутизны при хорошем состоянии снежного покрова используют технику обычных сопряженных поворотов на параллель­ных лыжах, особую роль в которых для создания рит­ма играют закантовки и уколы палками (рис.46);

на крутых склонах в основе исполнения коротких тормозящих поворотов лежит толчковая техника закантовки с акцентированным угловым положением и активной работой коленей (годиль-торможение);

на пологих склонах короткие сопряженные по­вороты выполняют при расслабленной верхней части тела, постоянно развернутой вниз по склону. Амплиту­да движений вверх-вниз, угловое положение, закантовки минимальны. Лыжи в плоском ведении отклоняются от линии ската на небольшой угол, повороты могут соче­таться с уколами палками и выполняться без них.

В зависимости от крутизны и скорости спуска лыжи разворачиваются более или менее сильно поперек скло­на. От этого также зависит четкость и сила закантов­ки и укола палкой при подготовке поворота. Вход в поворот, особенно на начальной стадии обучения, ре­комендуется выполнять с подскока. Добиваться мягкого приземления со сгибанием ног. Соскальзывание ведет к подготовке следующего поворота. Туловище остается практически все время развернутым в долину. Уколы выполняются широко отведенными в стороны руками.

На пологом склоне возможны самые разнообразные формы коротких поворотов. Следует добиваться разво­рота лыж бракажем с плоским ведением. На крутом склоне используют короткие тормозящие повороты. Для этой тех­ники характерны мощные скругленные соскальзывания с закантовками лыж почти в горизонтальном положении. Разгрузка выполняется подскоком, используются сильная опора на палку, опережающее движение туловища. Наиболее совершенной формой коротких поворотов на

крутом склоне и на буграх являются повороты с исполь­зованием авальмана.

Одной из разновидностей коротких поворотов явля­ется техника винтовых движений, или, точнее, винтоугловых движений. Несмотря на то что эта техника несколько устарела и ее все реже используют лыжники, она отличается изяществом и потому заслуживает вни­мания.

 

 

Рис. 46. Короткие сопряженные повороты

Техника винтового движения непосредственно связана с техникой углового положения, используемого в траверсах. В этой стойке лыжник более или менее сильно развёрнут от склона, согнут в пояснице и коленях (в поперечном плане). Угловой перегиб тела удобно сочетается с винтовым закручиванием тела — такое положе­ние обеспечивает наилучшие условия кантования лыж. Если лыжник из одного углового положения попро­бует перейти в другое (противоположное или же в ос­новную стойку) прыжком, то он выполнит винтовое движение. Подпрыгивая, лыжник меняет угловое поло­жение на противоположное и, разворачивая верхнюю часть тела в одну сторону, заставляет нижнюю часть тела, а вместе с нею и лыжи вращаться в противополож­ном направлении.

Методические указания.Вначале следует отрабатывать корот­кие повороты на склонах средней крутизны (15 — 20°) на хорошо утоптанном снегу. Наиболее благоприятный рельеф — мягкая форма гребневого участка, уходящего по склону прямо вниз (рис. 47).

Основное подготовительное упражнение: серии коротких соскаль­зываний. Далее чередовать серии из двух-трех коротких соскальзы­ваний и повороты от склона. Переходить к связыванию коротких по­луповоротов от склона, постепенно уменьшая в них фазу соскальзы­вания, ускоряя тем самым ритм.

Другой метод обучения (для нединамичных, осторожных лыжни­ков) — постепенное сокращение фаз соскальзывания при сопряжении обычных поворотов и постепенный переход на короткие повороты.

Рис. 47. Гребневой участок для разучивания коротких поворотов 182

Вначале лыжи держать широко и уделять основное внимание созданию опоры при закантовках и уколах палками, отработке ритма д



2015-11-07 1266 Обсуждений (0)
Третий класс (повороты на параллельных лыжах) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третий класс (повороты на параллельных лыжах)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)